Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N А12-31339/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу N А12-31339/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "06" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (г. Волгоград, ИНН 3448051204, ОГРН 1103461003425)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" апреля 2013 года по делу N А12-31339/2012 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (г. Волгоград, ИНН 3448051204, ОГРН 1103461003425)
к Инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании незаконным предписания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВУК" (далее - заявитель, ООО "ВУК", Общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний Инспекции Государственной жилищного надзора Волгоградской области N 2362-1, 2362-2, 23-62-3, 2362-4, 2362-5, 2362-6, 2362-7, 2362-8, 2362-9, 2362-10, 2362-11, 2362-12, 2362-13, 2362-14, 2362-15, 2362-16, 2362-17, 2362-18, 2362-19, 2362-20, 2362-21, 2362-22, 2362-23, 2362-24, 2362-25, 2362-26, 2362-27, 2362-28, 2362-29, 2362-30, 2362-31, 2362-32, 2362-33, 2362-34, 2362-35, 2362-36, 2362-37, 2362-38, 2362-39, 2362-40, 2362-41, 2362-42, 2362-43, 2362-44, 2362-45, 2362-46, 2362-46, 2362-47, 2362-48, 2362-49, 2362-50, 2362-51, 2362-53, 2362-54, 2362-55, 2362-56, 2362-56, 2362-57, 2362-58, 2362-59, 2362-60, 2362-61, 2362-62, 2362-63, 2362-64, 2362-65, 2362-66, 2362-67, 2362-68, 2362-69, 2362-70, 2362-71, 2362-72, 2362-73, 2362-74, 2362-75, 2362-76, 2362-77, 2362-78, 2362-79, 2362-80, 2362-81, 2362-82, 2362-83, 2362-84, 2362-85, 2362-86, 2362-87, 2362-88, 2362-89, 2362-90, 2362-91, 2362-92, 2362-93, 2362-94, 2362-95, 2362-96, 2362-97, 2362-98, 2362-99, 2362-100, 2362-101, 2362-102, 2362-103, 2362-104, 2362-105, 2362-106, 2362-107, 2362-108, 2362-109, 2362-110, 2362-111, 2362-112, 2362-113, 2362-114, 2362-115, 2362-116, 2362-117, 2362-118, 2362-119, 2362-120, 2362-121, 2362-122, 2362-123, 2362-124, 2362-125, 2362-126 от 05.09.2012 г.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "29" апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ВУК", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 10 июля 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "ВУК", Инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.09.2012 года на основании распоряжения N 2362 от 14.08.2012 Инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения: п. 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; п. 5.5.6 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; п. 3.4 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденных Приказом Госстроя России от 03.05.200 N 101 (далее МДС 42-1.2000); п. 4.1 "Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации", утвержденного приказом Министра регионального развития РФ от 26.06.2009 N 239, а именно установлено, что ООО "ВУК" (управляющей компанией) не проводятся работы по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, относящихся к внутридомовому газовому оборудованию, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций домов, техническому обслуживанию и ремонту (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения в многоквартирных домах по адресу: ул. Алийская, 2, 2а, 26, 2в, 8, 10, ул. Арсеньева, 4, 6, 34, ул. Вучетича, 1, 2, 4, 6, 11, 13, 14, 16, ул. Геровев Малой Земли, 29, 31, 33, 36, 37, 41, 46, 47, 48, 50, 63, 61, 69, ул. Голубева, 16, ул. Гражданская, 52, 56, 58, 62, 95, ул. 2- я Динамовская, 16, 33, ул. Доценко, 35, 37, 39, 41, 43, ул. Корпусная, 37, 39, 41, 44, 46, 48, 50, 56, ул. Ломакина, 18, 20, ул. Моцарта, 17а, ул. Минская, 218, 222, 224, 226, ул. Пятиморская, 33, ул. Сидорова, 4, 6, 7, 12, ул. Сологубова, 13, 17, 34, 36, 38, ул. Старорусская, 4, ул. Судостроительная, 49,51, 57, 59, ул. Сулеймана Стальского, 2, 4, 6, 10, пер. Никольский, 29, ул. Сологубова, 14, ул. Алийская, 18, 16, ул. Водников, 4, 6, ул. Гремячинская, 3, 5, 10а, 11, 14, 16, 18, ул. Зерноградская, 10, ул. Лазоревая, 183, 185, 191, 193, 196, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, ул. Саушинская, 2, 7, 11, 12, 14, 16, 24, 48, ул. Удмуртская, 1, 3, 5,1,9, 11, 19, 19а, ул. Фролова, 4, ул. Штурманская, 19.
По результатам проверки Инспекцией были выданы вышеуказанные предписания, не согласившись с которыми ООО "ВУК" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что поскольку факт нарушения обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 подтвержден материалами дела, Инспекция обоснованно по результатам проверки выдала заявителю предписания об устранении выявленных нарушений.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее Правила), установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу положений Порядка N 239 в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию.
Комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования перечислен в п. 4 Порядка N 239, а именно:
- техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение:
- а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;
- б) технического обслуживания и ремонта групповых и индивидуальных балонных установок;
- в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования;
- г) аварийного обслуживания потребителей газа и проведения аварийно-восстановительных работ.
- техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления.
- техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
- обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных индивидуальных приборов учета газа.
- замена баллонов сжиженных углеводородных газов в групповых и индивидуальных баллонных установках.
В соответствии с п. 3.4 МДС 42-1.2000 первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Согласно п. 3.5 МДС 42-1.2000 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов.
Пунктом 3.8 МДС 42-1.2000 установлено, что основной задачей диагностики является определение потребности (вида и объемов работ) в ремонте систем внутреннего газоснабжения, а также определение остаточного ресурса системы после проведения ремонта. В качестве остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89) принимается наработка остающихся без замены участков системы от момента диагностики ее технического состояния до перехода в неработоспособное состояние. Остаточный ресурс (в годах) устанавливается как дополнительный нормативный срок службы, после истечения которого должна проводиться очередная повторная диагностика системы.
В соответствии с главой 8 МДС 42-1.2000 заключение составляется предприятием, проводящим диагностику технического состояния внутреннего газопровода, утверждается техническим руководителем предприятия и выдается заказчику (владельцу здания), а также направляется контролирующим и обслуживающим организациям.
Пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил установлено, что Туправляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Согласно пункту 5 Правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В пункте 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26 июня 2009 года N 239 (далее - Порядок), предусмотрено, что в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту вышеуказанных домов возникли у управляющей организации ООО "ВУК", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией в целях исполнения поручения заместителя полномочного представителя Президента РФ в Южном Федеральном округе письмом от 09.06.2012 N 04-05-09-01/2799 у генерального директора ОАО "Волгоградоблгаз" и генерального директора ОАО "Волгоградгоргаз" затребована информация о перечне газифицированных многоквартирных домов по городу Волгограду и Волгоградской области с датой ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования. Письмом ОАО "Волгоградоблгаз" от 21.06.2012 N АР-15-3/5991 представлена информация о газифицированных многоквартирных домах г.о.г. Волгограда и Волгоградской области с указанием даты ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования. Согласно представленной информации 30 летний срок ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования истек.
С целью проведения внеплановой документарной проверки на основании распоряжения от 14.08.2012 N 2362 запросом от 14.08.2012 у ООО "ВУК" затребованы документы, подтверждающие проведение работ по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, относящихся к общему имуществу собственников, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций, в случае, если срок службы газопровода превышает 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Учитывая, что затребованные документы, подтверждающие проведение работ по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления представлены не были, в отношении управляющей организации ООО "ВУК" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ в связи с отсутствием таких документов и не проведением работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что факт принятия ООО "ВУК" многоквартирных домов в управление по истечении тридцатилетнего срока эксплуатации внутридомового газового оборудования не освобождает управляющую организацию от обязанности по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования и проведению работ по его техническому диагностированию, возложенную на нее указанными выше нормами права.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации в письме от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 по вопросу передачи технической документации на многоквартирный дом, в соответствии с ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491. Согласно части 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация обязана передать имеющуюся в ее распоряжении техническую документацию: вновь выбранной управляющей организации; товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу; в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений одному из собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В случае отсутствия технической документации вновь выбранная управляющая организация вправе истребовать всю необходимую документацию, необходимую для управления многоквартирным домом, у лиц, владеющих такой документацией, вплоть до обращения в суд.
Отсутствие договора со специализированной организацией на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций жилых домов, свидетельствует о непринятии управляющей организацией мер по обеспечению надлежащего обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования жилого дома, которое является источником повышенной опасности.
Таким образом, в оспариваемом решении суд правомерно указал, что поскольку ООО "ВУК" является управляющей организацией, приняло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилых домов, предписания NN 2362-1-2362-126 с указанием определенного объема мероприятий, необходимых для устранения нарушений, а также конкретного срока, в течение которого необходимо их исполнить выданы должностным лицом Инспекции ООО "ВУК" правомерно.
Кроме того, ООО "ВУК" не представлено подтверждающих доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав (как юридического лица) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не указаны нормы закона которым, по мнению заявителя не соответствуют оспариваемые ненормативные правовые акты.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что поскольку протокол об административном правонарушении не составлялся, и постановление о привлечении к административной ответственности не выносилось, обществом не допущено выявленных в ходе проверки нарушений.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая, что в ходе проведенной с 17.08.2012 по 05.09.2012 должностным лицом Инспекции внеплановой выездной проверки установлены нарушения ООО "ВУК" п. 10 Правил, п. 3.4 МДС 42-1.2000, п. 4.1 Порядка N 239 в содержании общего имущества многоквартирных домов в части внутридомового газового оборудования, в целях устранения выявленных нарушений 05.09.2012 должностным лицом Инспекции ООО "ВУК" правомерно были выданы оспариваемые предписания NN 2362-1-2362-126.
Вынесение протокола об административном правонарушении, а в последующем привлечение к административной ответственности и вынесение административным органом предписания являются различными формами процессуального реагирования и могут быть вынесены административным органом как вместе так и по отдельности.
Кроме того, из положений КоАП РФ и Федерального закона N 294-ФЗ не следует, что до вынесения предписания об устранении выявленного нарушения требуется составление протокола.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" апреля 2013 года по делу N А12-31339/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВУК" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)