Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4877

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2012 г. по делу N 33-4877


Судья: Шефер Д.Я.
Б-54

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Малякина А.В.
при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску К. к УСЗН администрации Шушенского района о возложении обязанности предоставлять денежные выплаты
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Красноярского края
по апелляционной жалобе Министерства финансов Красноярского края
на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 15 марта 2012 г., которым постановлено:
"Обязать Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района предоставлять меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01.08.2010 по 31.12.2011 К., проживающей по адресу:, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности в сумме 28370 рублей 38 копеек".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о признании требования о возврате денежных средств - выплаченной субсидии в размере 9945,25 рублей незаконным и возложении обязанности предоставить ей льготу на оплату жилого помещения с отоплением и освещением как пенсионеру-педагогу.
В ходе рассмотрения дела истица неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила обязать УСЗН администрации Шушенского района с 01.08.2010 года по 31.12.2011 года предоставить ей меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, проживающей по адресу:, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности в сумме 28370,38 рублей.
Свои требования К. мотивировала тем, что она имеет педагогический стаж работы в сельском образовательном учреждении 24 года. С 07.07.2010 года является пенсионером-педагогом, проживающим в сельской местности. Законом РФ "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. До 31.12.2010 года она в полной мере пользовалась льготой по оплате за коммунальные услуги, однако 24.01.2011 года УСЗН администрации Шушенского района направило ей уведомление о возврате денежных средств в размере 9945,25 рублей, выплаченных ей в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, а с 01.01.2011 года перестали оплачивать данную льготу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Красноярского края просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Красноярского края просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства финансов З., поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены данного решения.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации регламентировано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством (ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. N 5\\12-22 утверждено Разъяснение "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), которым распространено вышеуказанное право на педагогических работников дошкольных учреждений.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.
Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ "Об образовании", способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги. Принимая во внимание изложенное, учитывая, что поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, проработавших более 10 лет, вышедших на пенсию, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01.01.2012 г.), при этом имеющееся у данной категории право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих пенсионеров.
На основании ч. 2 ст. 5 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", принятие решения о предоставлении денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления. На территории Шушенского района Красноярского края данными полномочиями наделен Отдел социальной защиты населения администрации Шушенского района.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом указанных выше норм права, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению истице в период с 01 августа 2010 года по 31 декабря 2011 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в силу закона возложена на Отдел социальной защиты населения администрации Шушенского района.
Материалами дела подтверждено, что К. в период с 1988 г. работала педагогом в сельской местности, с 19.07.2010 года уволена из Ильичевского детского сада, где работала воспитателем до выхода на пенсию, является пенсионером по возрасту. Она проживает в жилом помещении по адресу:
Поскольку ответчик, наделенный полномочиями по предоставлению спорных денежных выплат педагогическим работникам на территории района, не осуществлял возмещения К. расходов по оплате жилой площади с отоплением и освещением, суд правомерно удовлетворил ее требования и взыскал в пользу истицы компенсацию по оплате указанных услуг.
Суд объективно установил, что за период с августа 2010 года по декабрь 2011 года К. начислено: жилищная услуга в размере 9894 руб., отопление в размере 22801,30 руб., вывоз мусора в размере 113,39 руб., освещение в размере 1315,94 руб.
Также судом правомерно учтено, что в период с февраля 2011 года по октябрь 2011 года К. через Шушенское УСЗН получила субсидию в размере 5754,25 руб. как ветеран Красноярского края.
Вместе с тем, взыскивая в пользу К. сумму в размере 28370,38 руб. за период с августа 2010 года по декабрь 2011 года (за вычетом суммы предоставленной субсидии как ветерану Красноярского края), суд не учел, что в материалах дела имеется определение суда об утверждении мирового соглашения от 27 мая 2011 года и прекращении производства по делу, согласно которому К. в добровольном порядке выплачивает УСЗН администрации Шушенского района сумму 9945,25 руб. за предоставленные льготы по электроэнергии, жилищной услуге, отоплению и вывозу мусора за период с 01 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года, которое вступило в законную силу и на момент рассмотрения дела не отменено.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что данную сумму необходимо исключить, а, соответственно, изменить решение суда в части периода и взысканной суммы, определив ко взысканию18425,13 руб. за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной политики Красноярского края и Министерства финансов Красноярского края о необоснованности удовлетворения требований истицы за счет расходных обязательств субъекта РФ, судебная коллегия не может принять во внимание, так как они основаны на неверном толковании норм материального права. Кроме того, период с 01 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года исключен из оплаты.
Доводы апелляционных жалоб, что льготы распространяются только на работающих в сельской местности педагогов, судебная коллегия находит несостоятельными с учетом вышеизложенного анализа правовых норм.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 15 марта 2012 года изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции: "Обязать Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района предоставлять меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 К., проживающей по адресу: как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности в сумме 18425 рублей 13 копеек".
Апелляционные жалобы Министерства социальной политики Красноярского края и Министерства финансов Красноярского края - без удовлетворения.

Председательствующий
А.С.ПЛАТОВ

Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
А.В.МАЛЯКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)