Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "4" июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "5" июля 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочкова Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Державинское"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 по делу N А57-16567/2012, (судья Федорцова С.А.),
по иску Комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов
к товариществу собственников жилья "Державинское", г. Саратов
третьи лица: Ассоциация ТСЖ "Микрорайон-Ю", г. Саратов, Государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова", г. Саратов
о взыскании неосновательного обогащения в размере 270 320 рублей 16 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 62 753 рубля 70 копеек,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Митюрева Л.В. по доверенности от 25.12.2012, выданной сроком на три года; директор Мунтяну Р.Р. - паспорт представлен,
от Комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области - Антипов А.В. по доверенности от 14.01.2013, выданной сроком на один год,
от Министерства финансов Саратовской области - Прохорова В.С. по доверенности от 09.01.2013, выданной сроком до 31.12.2013,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился истец - комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области (далее - комитет), г. Саратов о взыскании с ответчика - ТСЖ "Державинское", г. Саратов с учетом заявленных уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неосновательного обогащения, составляющего возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки на основании Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" в размере 270.320 рублей 16 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2010 по 13.03.2013 в размере 62 753,70 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 по делу N А57-16567/2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Державинское" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 по делу N А57-16567/2012 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители ответчика в судебное заседание явился, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области в судебное заседание явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства финансов Саратовской области в судебное заседание явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Ассоциация ТСЖ "Микрорайон-Ю" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (конверт с уведомлением N 96786 приобщен к материалам дела).
Представитель Государственного казенного учреждения Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 96787 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20 ноября 2009 года между комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области (Комитет) и ТСЖ "Державинское" (Организация) был заключен контракт о возмещении расходов организаций понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категориям граждан в 2009 году (корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение) N 737/09, по условиям которого, организация предоставляет меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах обслуживаемого жилого фонда, согласно приложению N 1 к настоящему контракту, на основании Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" в порядке, установленном постановлением Правительства Саратовской области от 09 ноября 2009 года N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг": в форме снижения на 100% корректировок размеров оплаты за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах (далее - меры социальной поддержки); в форме снижения на 50% корректировок размеров оплаты за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах (далее - меры социальной поддержки) категориям граждан, перечисленных в подпунктах 1.1.2. пункта 1.1. контракта.
Согласно пункту 2.3. контракта организация обязана вести учет лиц, пользующихся правом на установленные действующим законодательством меры социальной поддержки, указанных в пункте 1.1. настоящего контракта, и представлять сведения о них в установленной форме реестра в Комитет, а также письменно сообщать об изменениях по составу обслуживаемого жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 2.4. контракта организация предоставляет на возмещение расходов в Комитет реестры и счета-фактуры, подтверждающие предоставление установленных действующим законодательством мер социальной поддержки и расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений выставленных в 2009 году многоквартирному жилому дому, необорудованному коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также отчет. Реестры и счета-фактуры, а также расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение предоставляются организацией по форме, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 09.11.2009 N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг", отчет по форме, согласно приложению N 2 к настоящему контракту.
Пунктом 1.2. контракта установлено, что комитет за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, перечисляет денежные средства в возмещение Организации расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1.1. настоящего Контракта, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В силу пункта 3.1. контракта основанием для возмещения расходов являются реестры, счета-фактуры на сумму понесенных в связи с этим расходов, а также расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений.
Согласно пункту 3.2. контракта комитет обеспечивает перечисление средств в возмещение организации расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, выделенных Комитету.
Во исполнение условий контракта ответчиком были представлены в комитет социальной защиты населения реестры, счета-фактуры и отчеты о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом Саратовской области N 148-ЗСО от 28.10.2009 "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году".
Комитет во исполнение условий контракта в счет возмещения ТСЖ "Державинское" расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, перечислил денежные средства в размере 783 953,80 рублей, что подтверждается платежным поручением N 9681 от 20.05.2010.
Пунктом 4.2. контракта установлено, что организация несет ответственность за обязательность предоставления установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, указанным в настоящем Контракте категориям лиц, и целевое использование перечисленных Комитетом средств, а также за достоверность и своевременность предоставляемых сведений о лицах, воспользовавшихся правом на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, и о составе обслуживаемого жилого фонда, а также о фактах установки коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Саратовской области от 09.11.2009 г. N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг" исполнители коммунальных услуг несут ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых в органы социальной защиты населения.
В случае установки коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме в период действия Закона N 148-ЗСО исполнитель коммунальных услуг предоставляет документы, подтверждающие период их установки.
Действие Закона N 148-ЗСО и постановления Правительства Саратовской области N 567-П от 09.11.2009 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. В настоящее время данные документы не отменены и не признаны утратившими силу.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 148-ЗСО возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, установленной Законом, организациям, оказывающим соответствующие коммунальные услуги, производится уполномоченным органом исполнительной власти, производится уполномоченным органом исполнительной власти до 01 июля 2010 года.
Сопроводительным письмом от 23 апреля 2010 года ТСЖ "Державинское" представило к возмещению расходов счета-фактуры и реестра граждан, получивших меры социальной поддержки.
В нарушение вышеуказанных требований ответчик своевременно не сообщил сведения об установленных в жилых домах, находящихся в управлении организации коллективных (общедомовых) приборов учета.
Так, в многоквартирных домах общедомовые приборы учета тепловой энергии у потребителя в установлены и введены в эксплуатацию:
- - г. Саратов, ул. Братьев Никитиных, д. 2-06 февраля 2009 года;
- - г. Саратов, ул. Братьев Никитиных, д. 4-06 февраля 2009 года;
- - г. Саратов, ул. Братьев Никитиных, д. 4 "А" - 06 февраля 2009 года.
Установление приборов учета в вышеперечисленных многоквартирных домах подтверждается имеющимися в материалах дела актами допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя (том 2, л.д. 41-42).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 28.10.2009 г. N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" мера социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг (далее - мера социальной поддержки) устанавливается:
- 1) для граждан, указанных в пунктах 1 - 7 статьи 2 настоящего Закона, в форме снижения на 100 процентов корректировок размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году организациями, оказывающими соответствующие коммунальные услуги, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах;
- 2) для граждан, указанных в пунктах 8, 9 статьи 2 настоящего Закона, в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством в части расходов, не подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета, в форме снижения на 50 процентов корректировок размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году организациями, оказывающими соответствующие коммунальные услуги, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в редакции, действующей в период с 05.08.2008 г. по 09.08.2010 г., при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
- а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
- б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом, исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии для отопления корректировка оплаты производится один раз в год, а для горячего водоснабжения корректировка оплаты производится один раз в квартал.
Период, за который начисляется корректировка оплаты, находится в 2009 году, что соответствует требованиям Закона Саратовской области от 28.10.2009 г. N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году".
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 09.11.2009 г. N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг" и заключенному между сторонами контракту N 737/09 от 20.11.2009 г. ответчик обязан предоставлять расчет корректировки в домах, не оборудованных приборами учета, по утвержденной форме. Расчеты, предоставленные ТСЖ "Державинское", содержат ежемесячные начисления оплаты сверхнормативного потребления отопления и горячего водоснабжения, выставленные ресурсоснабжающей организацией в 2009 году.
Исходя из данных начислений и площади жилого дома, начисляется размер корректировки в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, составленной в 2009 году.
Поскольку корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение с учетом предоставления мер социальной поддержки начисляется только в домах, необорудованных приборами учета тепловой энергии, соответственно, с момента ввода прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, меры социальной поддержки предоставлялись необоснованно. Так, период, за который необоснованно получено возмещение начинается с момента ввода приборов учета в эксплуатацию, то есть с 06 февраля 2009 года, и заканчивается 30 сентября 2009 года.
Ответчик считает, что он не пользовался денежными средствами, перечисленными комитетом, поскольку данные денежные средства были перечислены по договору агентирования и предоставления услуг N 1 от 01.05.2005. По утверждению ответчика, ТСЖ "Державинское" перечислило денежные средства, поступившие за предоставленные меры социальной поддержки, по платежному поручению N 22 от 13.04.2010 в сумме 800.000 рублей в адрес Ассоциации ТСЖ "Микрорайон-Ю".
Суд первой инстанции обосновано отклонил указанный отзыв по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 01 мая 2005 года между ТСЖ "Державинское" (товарищество) и Ассоциацией ТСЖ "Микрорайон-Ю" (ассоциация) заключен договор агентирования и предоставления услуг N 1, согласно которому, товарищество поручает, а ассоциация принимает на себя обязанности по организации или предоставлению услуг, указанных в подпунктах 1.1.1. - 1.1.8. пункта 1.1. договора.
Платежным поручением N 22 от 13.04.2010 ТСЖ "Державинское" перечислило в адрес ассоциации за коммунальные услуги денежные средства в размере 800 000 рублей.
Однако, данное обстоятельство подтверждает только тот факт, что Ассоциация ТСЖ "Микрорайон-Ю" организовывало и предоставляло ответчику предусмотренные договором услуги, а ответчик производил оплату по данному договору.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно подпункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами и нормативными актами и вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обстоятельством.
В информационном письме ВАС РФ от 11.01.2000 г. N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" указано, что в силу положений статьи 1103 Гражданского кодекса РФ нормы об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям о возмещение вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица, если иное не установлено Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Ссылка ответчика на изменение действующего законодательства и введение денежной формы предоставления мер социальной поддержки взамен натуральной, в связи с чем, комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области утратил право на обращение в суд с настоящим иском несостоятельна по следующим обстоятельствам.
Закон N 148-ЗСО принят в целях предоставления мер социальной поддержки населению при оплате сверхнормативного потребления услуг горячего водоснабжения и отопления в 2009 году как дополнительная мера социальной поддержки, в целях снижения социальной напряженности, в связи с отказом Саратовской области с 2009 года от применяется порядка возмещения расходов, возникающих в результате разницы между тарифами, установленными регулирующим органом области для организаций коммунального комплекса, и тарифами, учтенными при установлении размера платы за отопление и горячее водоснабжение для населения в соответствии с предельными индексами изменения размера платы. Дальнейшего предоставления мер социальной поддержки по оплате граждан за сверхнормативное потребление услуг горячего водоснабжения и отопления данным Законом Саратовской области не установлено. Аналогичных законов на 2010, 2011, 2012 годы на уровне Российской Федерации и Саратовской области не принималось.
Ссылка ответчика на принятие Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" несостоятельна, так как не является доказательствами, относящимися к рассматриваемому делу согласно статье 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные Законы не затрагивают, не дополняют, не изменяют и не отменяют нормы Закона N 148-ЗСО, а также не содержат нормы о наделении полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки конкретные организации, в частности, государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова".
К рассматриваемому делу относятся доказательства по вопросу возмещения расходов исполнителей коммунальных услуг, образовавшихся в 2009 году при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, при оплате за сверхнормативное потребление услуг отопления и горячего водоснабжения. Возмещение, которого производилось, исключительно из средств бюджета Саратовской области.
Согласно пункту 1 статьи 125 гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года N 170-П "Вопросы министерства финансов Саратовской области" утверждено Положение о министерстве финансов Саратовской области, согласно которому министерство финансов Саратовской области выступает в установленных федеральными законами случаях от имени казны области в судебных органах судебной системы Российской Федерации.
Учитывая условия заключенного контракта и требования Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году", граждане приобретают право на субсидию только при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах. Таким образом, получатель должен обосновать наступление правовых основании для выплаты ему соответствующей социальной поддержки.
Поскольку в спорный период отсутствовали правовые основания для начисления указанной компенсации, суд первой инстанции пришел правильному выводу, что истцы правомерно предъявили требование о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 270 320,16 рублей.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая указанные положения доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что предоставленные субсидии не подлежат возврату отклоняются судебной коллегией.
Пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ N 13/14 от 08.10.1998 г. при взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. При выборе соответствующей учетной ставки банковского процента судам следует учитывать, в течение которого времени имело место неисполнение денежного обязательства, изменялся ли размер учетной ставки за этот период, имелись ли длительные периоды, когда учетная ставка оставалась неизменной.
Истец производит начисление процентов за период с 21.05.2010 по 13.03.2013, исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что период начисления процентов следует производить с 16 июня 2012 года, а именно: 7 календарных дней с момента получения ответчиком претензии от 07.06.2012 N 1202-29-01/1970. Ответчик получил данную претензию 09.06.2012, что подтверждается отметкой Мунтяну Р.Р. в получении.
Таким образом, расчет процентов следует производить следующим образом: период просрочки с 16.06.2012 по 13.03.2013, с суммы 270.320,16 рублей, исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых, размер процентов составляет 16.602 рубля 16 копеек.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Ответчик считает, что срок исковой давности по настоящему иску следует исчислять с 30 сентября 2009 года, то есть с момента окончания периода, при оплате за который ТСЖ "Державинское" предоставило меры социальной поддержки.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 Гражданского кодекса РФ установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Пунктом 2.4. контракта, определены документы, которые организация должна представить на возмещение расходов в комитет.
Письмом от 23.04.2010 ответчик представил в комитет к возмещению расходов счета-фактуры и реестры граждан, получивших меры социальной поддержки.
20 мая 2010 года платежным поручением N 9681 комитет перечислил ответчику во исполнение контракта N 737/09 от 20.11.2009 денежные средства в размере 783 953,80 рублей, следовательно именно с этого момента лицо неосновательно обогатилось и появились основания для взыскания анной суммы в качестве неосновательного обогащения.
Исковое заявление подано в арбитражный суд 02.08.2012, о чем свидетельствует отметка канцелярии арбитражного суда Саратовской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что срок исковой давности не пропущен, поскольку комитет социальной защиты населения г. Саратова должен был узнать о нарушении своего права 20.05.2010 с момента перечисления денежных средств на расчетный счет ответчика.
Тот факт, что комитет также мог узнать о нарушении своего права с момента предоставления ответчиком документов - 23.04.2010, также свидетельствует о том, что срок исковой давности не пропущен.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у представителя Министерства финансов Российской Федерации на представление интересов в суде первой инстанции в связи с истечением срока доверенности противоречат материалам дела, поскольку в суде первой инстанции интересы Министерства финансов Российской Федерации Прохорова В.С. по доверенности от 09.01.2013 N 08-03-01/4, что подтверждается протоколами судебных заседаний от 25.03.2013, 19.04.2013 (л.д. 42, 82, т. 3). Как следует из содержания доверенности от 09.01.2013 N 08-03-01/4 срок ее действия по 31.12.2013.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба товарищества собственников жилья "Державинское" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2013 года по делу N А57-16567/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2013 ПО ДЕЛУ N А57-16567/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2013 г. по делу N А57-16567/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "4" июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "5" июля 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочкова Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Державинское"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 по делу N А57-16567/2012, (судья Федорцова С.А.),
по иску Комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов
к товариществу собственников жилья "Державинское", г. Саратов
третьи лица: Ассоциация ТСЖ "Микрорайон-Ю", г. Саратов, Государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова", г. Саратов
о взыскании неосновательного обогащения в размере 270 320 рублей 16 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 62 753 рубля 70 копеек,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Митюрева Л.В. по доверенности от 25.12.2012, выданной сроком на три года; директор Мунтяну Р.Р. - паспорт представлен,
от Комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области - Антипов А.В. по доверенности от 14.01.2013, выданной сроком на один год,
от Министерства финансов Саратовской области - Прохорова В.С. по доверенности от 09.01.2013, выданной сроком до 31.12.2013,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился истец - комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области (далее - комитет), г. Саратов о взыскании с ответчика - ТСЖ "Державинское", г. Саратов с учетом заявленных уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неосновательного обогащения, составляющего возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки на основании Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" в размере 270.320 рублей 16 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2010 по 13.03.2013 в размере 62 753,70 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 по делу N А57-16567/2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Державинское" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2013 по делу N А57-16567/2012 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители ответчика в судебное заседание явился, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области в судебное заседание явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства финансов Саратовской области в судебное заседание явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Ассоциация ТСЖ "Микрорайон-Ю" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (конверт с уведомлением N 96786 приобщен к материалам дела).
Представитель Государственного казенного учреждения Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 96787 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20 ноября 2009 года между комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области (Комитет) и ТСЖ "Державинское" (Организация) был заключен контракт о возмещении расходов организаций понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категориям граждан в 2009 году (корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение) N 737/09, по условиям которого, организация предоставляет меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах обслуживаемого жилого фонда, согласно приложению N 1 к настоящему контракту, на основании Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" в порядке, установленном постановлением Правительства Саратовской области от 09 ноября 2009 года N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг": в форме снижения на 100% корректировок размеров оплаты за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах (далее - меры социальной поддержки); в форме снижения на 50% корректировок размеров оплаты за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах (далее - меры социальной поддержки) категориям граждан, перечисленных в подпунктах 1.1.2. пункта 1.1. контракта.
Согласно пункту 2.3. контракта организация обязана вести учет лиц, пользующихся правом на установленные действующим законодательством меры социальной поддержки, указанных в пункте 1.1. настоящего контракта, и представлять сведения о них в установленной форме реестра в Комитет, а также письменно сообщать об изменениях по составу обслуживаемого жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 2.4. контракта организация предоставляет на возмещение расходов в Комитет реестры и счета-фактуры, подтверждающие предоставление установленных действующим законодательством мер социальной поддержки и расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений выставленных в 2009 году многоквартирному жилому дому, необорудованному коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также отчет. Реестры и счета-фактуры, а также расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение предоставляются организацией по форме, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 09.11.2009 N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг", отчет по форме, согласно приложению N 2 к настоящему контракту.
Пунктом 1.2. контракта установлено, что комитет за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, перечисляет денежные средства в возмещение Организации расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1.1. настоящего Контракта, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В силу пункта 3.1. контракта основанием для возмещения расходов являются реестры, счета-фактуры на сумму понесенных в связи с этим расходов, а также расчет корректировок, размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений.
Согласно пункту 3.2. контракта комитет обеспечивает перечисление средств в возмещение организации расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, выделенных Комитету.
Во исполнение условий контракта ответчиком были представлены в комитет социальной защиты населения реестры, счета-фактуры и отчеты о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом Саратовской области N 148-ЗСО от 28.10.2009 "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году".
Комитет во исполнение условий контракта в счет возмещения ТСЖ "Державинское" расходов, связанных с предоставлением установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, перечислил денежные средства в размере 783 953,80 рублей, что подтверждается платежным поручением N 9681 от 20.05.2010.
Пунктом 4.2. контракта установлено, что организация несет ответственность за обязательность предоставления установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, указанным в настоящем Контракте категориям лиц, и целевое использование перечисленных Комитетом средств, а также за достоверность и своевременность предоставляемых сведений о лицах, воспользовавшихся правом на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, и о составе обслуживаемого жилого фонда, а также о фактах установки коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Саратовской области от 09.11.2009 г. N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг" исполнители коммунальных услуг несут ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых в органы социальной защиты населения.
В случае установки коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме в период действия Закона N 148-ЗСО исполнитель коммунальных услуг предоставляет документы, подтверждающие период их установки.
Действие Закона N 148-ЗСО и постановления Правительства Саратовской области N 567-П от 09.11.2009 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. В настоящее время данные документы не отменены и не признаны утратившими силу.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 148-ЗСО возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, установленной Законом, организациям, оказывающим соответствующие коммунальные услуги, производится уполномоченным органом исполнительной власти, производится уполномоченным органом исполнительной власти до 01 июля 2010 года.
Сопроводительным письмом от 23 апреля 2010 года ТСЖ "Державинское" представило к возмещению расходов счета-фактуры и реестра граждан, получивших меры социальной поддержки.
В нарушение вышеуказанных требований ответчик своевременно не сообщил сведения об установленных в жилых домах, находящихся в управлении организации коллективных (общедомовых) приборов учета.
Так, в многоквартирных домах общедомовые приборы учета тепловой энергии у потребителя в установлены и введены в эксплуатацию:
- - г. Саратов, ул. Братьев Никитиных, д. 2-06 февраля 2009 года;
- - г. Саратов, ул. Братьев Никитиных, д. 4-06 февраля 2009 года;
- - г. Саратов, ул. Братьев Никитиных, д. 4 "А" - 06 февраля 2009 года.
Установление приборов учета в вышеперечисленных многоквартирных домах подтверждается имеющимися в материалах дела актами допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя (том 2, л.д. 41-42).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 28.10.2009 г. N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году" мера социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг (далее - мера социальной поддержки) устанавливается:
- 1) для граждан, указанных в пунктах 1 - 7 статьи 2 настоящего Закона, в форме снижения на 100 процентов корректировок размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году организациями, оказывающими соответствующие коммунальные услуги, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах;
- 2) для граждан, указанных в пунктах 8, 9 статьи 2 настоящего Закона, в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством в части расходов, не подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета, в форме снижения на 50 процентов корректировок размеров платы за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений, выставленных гражданам в 2009 году организациями, оказывающими соответствующие коммунальные услуги, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в редакции, действующей в период с 05.08.2008 г. по 09.08.2010 г., при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
- а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
- б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом, исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии для отопления корректировка оплаты производится один раз в год, а для горячего водоснабжения корректировка оплаты производится один раз в квартал.
Период, за который начисляется корректировка оплаты, находится в 2009 году, что соответствует требованиям Закона Саратовской области от 28.10.2009 г. N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году".
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 09.11.2009 г. N 567-П "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг" и заключенному между сторонами контракту N 737/09 от 20.11.2009 г. ответчик обязан предоставлять расчет корректировки в домах, не оборудованных приборами учета, по утвержденной форме. Расчеты, предоставленные ТСЖ "Державинское", содержат ежемесячные начисления оплаты сверхнормативного потребления отопления и горячего водоснабжения, выставленные ресурсоснабжающей организацией в 2009 году.
Исходя из данных начислений и площади жилого дома, начисляется размер корректировки в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, составленной в 2009 году.
Поскольку корректировка оплаты за отопление и горячее водоснабжение с учетом предоставления мер социальной поддержки начисляется только в домах, необорудованных приборами учета тепловой энергии, соответственно, с момента ввода прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, меры социальной поддержки предоставлялись необоснованно. Так, период, за который необоснованно получено возмещение начинается с момента ввода приборов учета в эксплуатацию, то есть с 06 февраля 2009 года, и заканчивается 30 сентября 2009 года.
Ответчик считает, что он не пользовался денежными средствами, перечисленными комитетом, поскольку данные денежные средства были перечислены по договору агентирования и предоставления услуг N 1 от 01.05.2005. По утверждению ответчика, ТСЖ "Державинское" перечислило денежные средства, поступившие за предоставленные меры социальной поддержки, по платежному поручению N 22 от 13.04.2010 в сумме 800.000 рублей в адрес Ассоциации ТСЖ "Микрорайон-Ю".
Суд первой инстанции обосновано отклонил указанный отзыв по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 01 мая 2005 года между ТСЖ "Державинское" (товарищество) и Ассоциацией ТСЖ "Микрорайон-Ю" (ассоциация) заключен договор агентирования и предоставления услуг N 1, согласно которому, товарищество поручает, а ассоциация принимает на себя обязанности по организации или предоставлению услуг, указанных в подпунктах 1.1.1. - 1.1.8. пункта 1.1. договора.
Платежным поручением N 22 от 13.04.2010 ТСЖ "Державинское" перечислило в адрес ассоциации за коммунальные услуги денежные средства в размере 800 000 рублей.
Однако, данное обстоятельство подтверждает только тот факт, что Ассоциация ТСЖ "Микрорайон-Ю" организовывало и предоставляло ответчику предусмотренные договором услуги, а ответчик производил оплату по данному договору.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно подпункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами и нормативными актами и вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обстоятельством.
В информационном письме ВАС РФ от 11.01.2000 г. N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" указано, что в силу положений статьи 1103 Гражданского кодекса РФ нормы об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям о возмещение вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица, если иное не установлено Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Ссылка ответчика на изменение действующего законодательства и введение денежной формы предоставления мер социальной поддержки взамен натуральной, в связи с чем, комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области утратил право на обращение в суд с настоящим иском несостоятельна по следующим обстоятельствам.
Закон N 148-ЗСО принят в целях предоставления мер социальной поддержки населению при оплате сверхнормативного потребления услуг горячего водоснабжения и отопления в 2009 году как дополнительная мера социальной поддержки, в целях снижения социальной напряженности, в связи с отказом Саратовской области с 2009 года от применяется порядка возмещения расходов, возникающих в результате разницы между тарифами, установленными регулирующим органом области для организаций коммунального комплекса, и тарифами, учтенными при установлении размера платы за отопление и горячее водоснабжение для населения в соответствии с предельными индексами изменения размера платы. Дальнейшего предоставления мер социальной поддержки по оплате граждан за сверхнормативное потребление услуг горячего водоснабжения и отопления данным Законом Саратовской области не установлено. Аналогичных законов на 2010, 2011, 2012 годы на уровне Российской Федерации и Саратовской области не принималось.
Ссылка ответчика на принятие Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" несостоятельна, так как не является доказательствами, относящимися к рассматриваемому делу согласно статье 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные Законы не затрагивают, не дополняют, не изменяют и не отменяют нормы Закона N 148-ЗСО, а также не содержат нормы о наделении полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки конкретные организации, в частности, государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова".
К рассматриваемому делу относятся доказательства по вопросу возмещения расходов исполнителей коммунальных услуг, образовавшихся в 2009 году при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, при оплате за сверхнормативное потребление услуг отопления и горячего водоснабжения. Возмещение, которого производилось, исключительно из средств бюджета Саратовской области.
Согласно пункту 1 статьи 125 гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года N 170-П "Вопросы министерства финансов Саратовской области" утверждено Положение о министерстве финансов Саратовской области, согласно которому министерство финансов Саратовской области выступает в установленных федеральными законами случаях от имени казны области в судебных органах судебной системы Российской Федерации.
Учитывая условия заключенного контракта и требования Закона Саратовской области от 28.10.2009 N 148-ЗСО "О предоставлении отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2009 году", граждане приобретают право на субсидию только при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах. Таким образом, получатель должен обосновать наступление правовых основании для выплаты ему соответствующей социальной поддержки.
Поскольку в спорный период отсутствовали правовые основания для начисления указанной компенсации, суд первой инстанции пришел правильному выводу, что истцы правомерно предъявили требование о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 270 320,16 рублей.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая указанные положения доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что предоставленные субсидии не подлежат возврату отклоняются судебной коллегией.
Пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ N 13/14 от 08.10.1998 г. при взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. При выборе соответствующей учетной ставки банковского процента судам следует учитывать, в течение которого времени имело место неисполнение денежного обязательства, изменялся ли размер учетной ставки за этот период, имелись ли длительные периоды, когда учетная ставка оставалась неизменной.
Истец производит начисление процентов за период с 21.05.2010 по 13.03.2013, исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что период начисления процентов следует производить с 16 июня 2012 года, а именно: 7 календарных дней с момента получения ответчиком претензии от 07.06.2012 N 1202-29-01/1970. Ответчик получил данную претензию 09.06.2012, что подтверждается отметкой Мунтяну Р.Р. в получении.
Таким образом, расчет процентов следует производить следующим образом: период просрочки с 16.06.2012 по 13.03.2013, с суммы 270.320,16 рублей, исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых, размер процентов составляет 16.602 рубля 16 копеек.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Ответчик считает, что срок исковой давности по настоящему иску следует исчислять с 30 сентября 2009 года, то есть с момента окончания периода, при оплате за который ТСЖ "Державинское" предоставило меры социальной поддержки.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 Гражданского кодекса РФ установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Пунктом 2.4. контракта, определены документы, которые организация должна представить на возмещение расходов в комитет.
Письмом от 23.04.2010 ответчик представил в комитет к возмещению расходов счета-фактуры и реестры граждан, получивших меры социальной поддержки.
20 мая 2010 года платежным поручением N 9681 комитет перечислил ответчику во исполнение контракта N 737/09 от 20.11.2009 денежные средства в размере 783 953,80 рублей, следовательно именно с этого момента лицо неосновательно обогатилось и появились основания для взыскания анной суммы в качестве неосновательного обогащения.
Исковое заявление подано в арбитражный суд 02.08.2012, о чем свидетельствует отметка канцелярии арбитражного суда Саратовской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что срок исковой давности не пропущен, поскольку комитет социальной защиты населения г. Саратова должен был узнать о нарушении своего права 20.05.2010 с момента перечисления денежных средств на расчетный счет ответчика.
Тот факт, что комитет также мог узнать о нарушении своего права с момента предоставления ответчиком документов - 23.04.2010, также свидетельствует о том, что срок исковой давности не пропущен.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у представителя Министерства финансов Российской Федерации на представление интересов в суде первой инстанции в связи с истечением срока доверенности противоречат материалам дела, поскольку в суде первой инстанции интересы Министерства финансов Российской Федерации Прохорова В.С. по доверенности от 09.01.2013 N 08-03-01/4, что подтверждается протоколами судебных заседаний от 25.03.2013, 19.04.2013 (л.д. 42, 82, т. 3). Как следует из содержания доверенности от 09.01.2013 N 08-03-01/4 срок ее действия по 31.12.2013.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба товарищества собственников жилья "Державинское" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2013 года по делу N А57-16567/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)