Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной, судей - Н.А. Клочковой, О.В. Лыткиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Беловой
при участии в заседании: без сторон, истец, ответчики, третьи лица извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления от 28.01.2008 N 99462, 99464, 99465, 99463, 99466, 99467, 99470, 99469, 99468,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское", г. Волгоград, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 сентября 2007 года по делу N А12-9634/07-с24, принятое судьей О.П. Ильиновой,
по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское", г. Волгоград,
к Территориальному управлению Иловлинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, п.г.т. Иловля Волгоградской области, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,
третьи лица - Территориальное управление по Иловлинскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, п.г.т. Иловля Волгоградской области, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва,
о взыскании 235357 руб. 99 коп.
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство "Качалинское" с иском о взыскании солидарно с казны Иловлинского муниципального района в лице Территориального управления по Иловлинскому району Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, с казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 235357 руб. 99 коп. убытков, в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение субсидий в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной поддержке населения", положением о предоставлении гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, постановлением главы Администрации Волгоградской области "Об утверждении порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 сентября 2007 года по делу N А12-9634/07-с24 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу истца 18012 руб., в остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2007 года по настоящему делу решение суда первой инстанции от 24 сентября 2007 года отменено, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Территориальное управление по Иловлинскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратились с ходатайствами о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить заявленные ходатайства.
Территориальное управление Иловлинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области представило отзыв на иск, считает, что в иске должно быть отказано, т.к. в 2003-2004 годах обязательства по возмещению расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг выполнены полностью в соответствии с законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2003 год". В части взыскания убытков за 2002 год следует применить срок исковой давности.
Территориальное управление по Иловлинскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области в отзыве на иск сообщило, что расчеты с предприятиями, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 01.01.2002 по 01.10.2004 производились финансовым отделом Администрации Иловлинского муниципального района, с 01.10.2004 по 31.12.2005 - отделом социальной защиты населения Администрации Иловлинского района в пределах выделенных средств из районного бюджета, в том числе в 2004 году перечислено истцу 20900 руб.
Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области считает, что в соответствии с положениями статей 83, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при недостаточности выделенных денежных средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В 2002 году на выплату жилищных субсидий Волгоградской области было выделено 40667 тыс. руб. при потребности 199856,2 тыс. руб., в 2003 году выделено 46858,5 тыс. руб. при потребности 338573,9 тыс. руб., в 2004 году - 60093,8 тыс. руб. при потребности 330967,2 тыс. руб.
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области в отзыве на исковое заявление просит применить срок исковой давности к требованиям о взыскании убытков за 2002-2003 годы. В 2004 году Российская Федерация в счет межбюджетных отношений перечислила Волгоградской области 233162 тыс. руб., выполнив свои обязательства.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в отзыве на исковое заявление указало на то, что в данном случае противоправность поведения заключается в уклонении государства от исполнения своих обязательств по полной компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией отдельных нормативных правовых актов.
Как видно из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство "Качалинское" в 2002-2004 годах предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Иловлинского района Волгоградской области. В подтверждение задолженности по возмещению затрат по предоставленным льготам истец оформил с отделом социальной защиты населения Администрации Иловлинского района Волгоградской области акт сверки по состоянию на 01.01.2006, из которого следует, что в 2002 году долг истцу по возмещению понесенных затрат составил 61052 руб. 89 коп., в 2003 году - 102958 руб. 24 коп., в 2004 году - 71346 руб. 86 коп., всего 235357 руб. 99 коп.
В подтверждение фактического предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг истцом представлены акты сверки затрат о предоставлении субсидий за январь - май 2004 года на сумму 46100 руб. 84 коп., с июня по декабрь 2004 года акты составлены на другое муниципальное унитарное предприятие "Иловлинские коммунальные сети". Таким образом, истец доказал факт предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с января по май 2004 года.
В подтверждение предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года истец не смог представить документы первичного бухгалтерского учета.
Стороны, участвующие в деле, заявили о пропуске истцом срока исковой давности для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2002-2003 годах.
Согласно нормам статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает общий срок исковой давности в три года.
В силу положений статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации у муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское" возникло право предъявить требование об исполнении обязательства по окончании срока, предусмотренного законами Волгоградской области об утверждении бюджета на соответствующий год и фактического оказания услуг.
На основании статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15 ноября 2001 года N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" при исследовании обстоятельств, связанных с совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 Гражданского кодекса Российской Федерации), суду необходимо в каждом случае устанавливать, когда конкретно были совершены должником указанные действия, имея при этом в виду, что перерыв течения срока исковой давности может иметь место лишь в пределах срока исковой давности, а не после его истечения.
Отдел социальной защиты населения вследствие специфики бюджетных отношений является органом, который вправе определить размер выпадающих доходов, подлежащих возмещению, следовательно, акты сверок, подписанные названным органом, могут свидетельствовать о признании долга должником.
Акт сверки расчетов за коммунальные услуги по предоставленным субсидиям, составленный муниципальным унитарным предприятием "Коммунальное хозяйство "Качалинское" и отделом социальной защиты населения Администрации Иловлинского района на 01.01.2006 года, отправлен последним истцу 7 февраля 2006 года за исходящим номером 5. Истец не представил доказательств, когда фактически в 2002 году были предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга за 2002 год, произошло после истечения срока давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статья 15.4 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предусматривает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" указано, что предприятия и организации, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный жилищный фонд и оказывающие жилищно-коммунальные услуги, компенсируют в порядке, устанавливаемом государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, за счет собственных средств затраты, связанные с предоставлением субсидий имеющим на это право гражданам, проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному фонду.
Пунктом 6 г названного постановления предусмотрено при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" во исполнение статьи 15.4 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предусматривать ежегодно в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации для обеспечения социальных гарантий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг в необходимых объемах средства с учетом финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета на эти цели.
На основании пункта 2 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887, предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного закона государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абз. 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при выделенных на эти средства цели из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пункт 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предоставление субсидий в Волгоградской области осуществляется в порядке, установленном постановлением главы Администрации Волгоградской области от 25 апреля 2000 года N 303, в соответствии с которым в бюджетах муниципальных образований предусматривается выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий. Названное постановление является основанием для возмещения компенсаций по предоставленным льготам.
Истец представил акты сверок затрат по предоставленным субсидиям за январь - май 2004 года, по которым к возмещению подлежит сумма 46100 руб. 84 коп. Истцу частично уплачено в возмещение расходов по предоставленным субсидиям в 2004 году 20900 руб. платежными поручениями от 12 октября 2004 года N 367, от 29 декабря 2004 года N 483. Невозмещенной осталась сумма 25200 руб. 84 коп.
В подтверждение предоставления субсидий в 2003 году истцом представлен акт сверки расчетов на 01.01.2006, который также содержит сведения по задолженности 2002 и 2004 годов, в акте не указаны документы первичного учета, на основании которых он составлен. Задолженность 2003 года подтверждается реестрами назначенных субсидий на оплату коммунальных услуг за период с января по декабрь 2003 года, данные о начисленных субсидиях в 2002-2004 годах в акте сверки на 01.01.2006 не совпадают с данными представленных реестров назначенных субсидий. Документы первичного бухгалтерского учета, подтверждающие выплату субсидий в соответствии с представленными реестрами, истцом не представлены.
Ответственность по статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации наступает на общих условиях ответственности за причинение вреда, но при наличии означенных в ней специальных условий.
Истец не доказал размер причиненного ему вреда в сумме 164011 руб. 13 коп. (2002-2003 годы).
Материалами дела не доказано, что в 2004 году Российская Федерация полностью обеспечила потребность Волгоградской области по возмещению предоставленных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг: при потребности в 330967,2 тыс. руб. выделено 60093,8 тыс. руб.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы. В данном случае - Министерство финансов Российской Федерации.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным. Компенсация недополученных доходов организации, оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
В гражданско-правовых отношениях, связанных с возмещением убытков, причиненных в результате бездействия федерального государственного органа, выразившегося в недостаточном бюджетном финансировании для покрытия расходов, понесенных при реализации закона, ответчиком выступает не орган государственной власти, а соответствующее публично-правовое образование, т.е. в целом Российская Федерация. От имени публично-правового образования в гражданском обороте выступают его органы в рамках, предоставленной им компетенции. Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредитора публично-правового образования, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования. Казна состоит, в том числе, из средств соответствующего бюджета, следовательно, ответчиком по иску о возмещении ущерба со стороны государства должен выступать орган, распоряжающийся бюджетом, т.е. Министерство финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское" 25200 руб. 84 коп. в возмещение убытков, в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2004 году.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское" в доход федерального бюджета 5703 руб. 14 коп.
Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направить налоговому органу по месту нахождения должника.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Двенадцатого арбитражного
апелляционного суда
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
Судьи
Двенадцатого арбитражного
апелляционного суда
Н.А.КЛОЧКОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2008 ПО ДЕЛУ N А12-9634/07-С24
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2008 г. по делу N А12-9634/07-с24
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной, судей - Н.А. Клочковой, О.В. Лыткиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Беловой
при участии в заседании: без сторон, истец, ответчики, третьи лица извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления от 28.01.2008 N 99462, 99464, 99465, 99463, 99466, 99467, 99470, 99469, 99468,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское", г. Волгоград, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 сентября 2007 года по делу N А12-9634/07-с24, принятое судьей О.П. Ильиновой,
по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское", г. Волгоград,
к Территориальному управлению Иловлинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, п.г.т. Иловля Волгоградской области, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,
третьи лица - Территориальное управление по Иловлинскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, п.г.т. Иловля Волгоградской области, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва,
о взыскании 235357 руб. 99 коп.
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство "Качалинское" с иском о взыскании солидарно с казны Иловлинского муниципального района в лице Территориального управления по Иловлинскому району Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, с казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 235357 руб. 99 коп. убытков, в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение субсидий в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной поддержке населения", положением о предоставлении гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, постановлением главы Администрации Волгоградской области "Об утверждении порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 сентября 2007 года по делу N А12-9634/07-с24 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу истца 18012 руб., в остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2007 года по настоящему делу решение суда первой инстанции от 24 сентября 2007 года отменено, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Территориальное управление по Иловлинскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратились с ходатайствами о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить заявленные ходатайства.
Территориальное управление Иловлинского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области представило отзыв на иск, считает, что в иске должно быть отказано, т.к. в 2003-2004 годах обязательства по возмещению расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг выполнены полностью в соответствии с законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2003 год". В части взыскания убытков за 2002 год следует применить срок исковой давности.
Территориальное управление по Иловлинскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области в отзыве на иск сообщило, что расчеты с предприятиями, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в период с 01.01.2002 по 01.10.2004 производились финансовым отделом Администрации Иловлинского муниципального района, с 01.10.2004 по 31.12.2005 - отделом социальной защиты населения Администрации Иловлинского района в пределах выделенных средств из районного бюджета, в том числе в 2004 году перечислено истцу 20900 руб.
Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области считает, что в соответствии с положениями статей 83, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при недостаточности выделенных денежных средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В 2002 году на выплату жилищных субсидий Волгоградской области было выделено 40667 тыс. руб. при потребности 199856,2 тыс. руб., в 2003 году выделено 46858,5 тыс. руб. при потребности 338573,9 тыс. руб., в 2004 году - 60093,8 тыс. руб. при потребности 330967,2 тыс. руб.
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области в отзыве на исковое заявление просит применить срок исковой давности к требованиям о взыскании убытков за 2002-2003 годы. В 2004 году Российская Федерация в счет межбюджетных отношений перечислила Волгоградской области 233162 тыс. руб., выполнив свои обязательства.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в отзыве на исковое заявление указало на то, что в данном случае противоправность поведения заключается в уклонении государства от исполнения своих обязательств по полной компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией отдельных нормативных правовых актов.
Как видно из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство "Качалинское" в 2002-2004 годах предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Иловлинского района Волгоградской области. В подтверждение задолженности по возмещению затрат по предоставленным льготам истец оформил с отделом социальной защиты населения Администрации Иловлинского района Волгоградской области акт сверки по состоянию на 01.01.2006, из которого следует, что в 2002 году долг истцу по возмещению понесенных затрат составил 61052 руб. 89 коп., в 2003 году - 102958 руб. 24 коп., в 2004 году - 71346 руб. 86 коп., всего 235357 руб. 99 коп.
В подтверждение фактического предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг истцом представлены акты сверки затрат о предоставлении субсидий за январь - май 2004 года на сумму 46100 руб. 84 коп., с июня по декабрь 2004 года акты составлены на другое муниципальное унитарное предприятие "Иловлинские коммунальные сети". Таким образом, истец доказал факт предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с января по май 2004 года.
В подтверждение предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года истец не смог представить документы первичного бухгалтерского учета.
Стороны, участвующие в деле, заявили о пропуске истцом срока исковой давности для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2002-2003 годах.
Согласно нормам статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает общий срок исковой давности в три года.
В силу положений статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации у муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское" возникло право предъявить требование об исполнении обязательства по окончании срока, предусмотренного законами Волгоградской области об утверждении бюджета на соответствующий год и фактического оказания услуг.
На основании статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15 ноября 2001 года N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" при исследовании обстоятельств, связанных с совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 Гражданского кодекса Российской Федерации), суду необходимо в каждом случае устанавливать, когда конкретно были совершены должником указанные действия, имея при этом в виду, что перерыв течения срока исковой давности может иметь место лишь в пределах срока исковой давности, а не после его истечения.
Отдел социальной защиты населения вследствие специфики бюджетных отношений является органом, который вправе определить размер выпадающих доходов, подлежащих возмещению, следовательно, акты сверок, подписанные названным органом, могут свидетельствовать о признании долга должником.
Акт сверки расчетов за коммунальные услуги по предоставленным субсидиям, составленный муниципальным унитарным предприятием "Коммунальное хозяйство "Качалинское" и отделом социальной защиты населения Администрации Иловлинского района на 01.01.2006 года, отправлен последним истцу 7 февраля 2006 года за исходящим номером 5. Истец не представил доказательств, когда фактически в 2002 году были предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга за 2002 год, произошло после истечения срока давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статья 15.4 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предусматривает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" указано, что предприятия и организации, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный жилищный фонд и оказывающие жилищно-коммунальные услуги, компенсируют в порядке, устанавливаемом государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, за счет собственных средств затраты, связанные с предоставлением субсидий имеющим на это право гражданам, проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному фонду.
Пунктом 6 г названного постановления предусмотрено при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" во исполнение статьи 15.4 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предусматривать ежегодно в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации для обеспечения социальных гарантий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг в необходимых объемах средства с учетом финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета на эти цели.
На основании пункта 2 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887, предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного закона государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абз. 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при выделенных на эти средства цели из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пункт 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предоставление субсидий в Волгоградской области осуществляется в порядке, установленном постановлением главы Администрации Волгоградской области от 25 апреля 2000 года N 303, в соответствии с которым в бюджетах муниципальных образований предусматривается выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий. Названное постановление является основанием для возмещения компенсаций по предоставленным льготам.
Истец представил акты сверок затрат по предоставленным субсидиям за январь - май 2004 года, по которым к возмещению подлежит сумма 46100 руб. 84 коп. Истцу частично уплачено в возмещение расходов по предоставленным субсидиям в 2004 году 20900 руб. платежными поручениями от 12 октября 2004 года N 367, от 29 декабря 2004 года N 483. Невозмещенной осталась сумма 25200 руб. 84 коп.
В подтверждение предоставления субсидий в 2003 году истцом представлен акт сверки расчетов на 01.01.2006, который также содержит сведения по задолженности 2002 и 2004 годов, в акте не указаны документы первичного учета, на основании которых он составлен. Задолженность 2003 года подтверждается реестрами назначенных субсидий на оплату коммунальных услуг за период с января по декабрь 2003 года, данные о начисленных субсидиях в 2002-2004 годах в акте сверки на 01.01.2006 не совпадают с данными представленных реестров назначенных субсидий. Документы первичного бухгалтерского учета, подтверждающие выплату субсидий в соответствии с представленными реестрами, истцом не представлены.
Ответственность по статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации наступает на общих условиях ответственности за причинение вреда, но при наличии означенных в ней специальных условий.
Истец не доказал размер причиненного ему вреда в сумме 164011 руб. 13 коп. (2002-2003 годы).
Материалами дела не доказано, что в 2004 году Российская Федерация полностью обеспечила потребность Волгоградской области по возмещению предоставленных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг: при потребности в 330967,2 тыс. руб. выделено 60093,8 тыс. руб.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы. В данном случае - Министерство финансов Российской Федерации.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным. Компенсация недополученных доходов организации, оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.
В гражданско-правовых отношениях, связанных с возмещением убытков, причиненных в результате бездействия федерального государственного органа, выразившегося в недостаточном бюджетном финансировании для покрытия расходов, понесенных при реализации закона, ответчиком выступает не орган государственной власти, а соответствующее публично-правовое образование, т.е. в целом Российская Федерация. От имени публично-правового образования в гражданском обороте выступают его органы в рамках, предоставленной им компетенции. Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредитора публично-правового образования, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования. Казна состоит, в том числе, из средств соответствующего бюджета, следовательно, ответчиком по иску о возмещении ущерба со стороны государства должен выступать орган, распоряжающийся бюджетом, т.е. Министерство финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское" 25200 руб. 84 коп. в возмещение убытков, в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2004 году.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство "Качалинское" в доход федерального бюджета 5703 руб. 14 коп.
Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направить налоговому органу по месту нахождения должника.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Двенадцатого арбитражного
апелляционного суда
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
Судьи
Двенадцатого арбитражного
апелляционного суда
Н.А.КЛОЧКОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)