Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2013 ПО ДЕЛУ N А12-3873/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу N А12-3873/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сопрун Е.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида д. 16А, ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 мая 2013 года
по делу N А12-3873/2013 (судья Романов С.П.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида д. 16А, ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15 ОГРН 1063460031580, ИНН3445079787),
о признании предписания недействительным,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "ВКХ", Предприятие) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания от 11.02.2013 г. N 300-2 Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция ГЖН Волгоградской области, Инспекция, административный орган) об устранении нарушения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), ссылаясь на отсутствие события нарушения.
Решением суда первой инстанции от 17 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "ВКХ", не согласившись с принятым решением, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предприятия.
Представители Предприятия и Инспекции в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовые уведомления.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения требований жилищного законодательства, установлены нарушения требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и условий договора энергоснабжения, а именно - в подающем трубопроводе сети горячего водоснабжения на вводе в здание жилого дома N 8 по ул. Ярославской в г. Волгограде температура составила +55,71 C.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 300 от 11.02.2013 г, на основании которого административным органом Предприятию выдано предписание от 11.02.2013 г. N 300-2, об устранении допущенных нарушений в срок до 01.03.2013 г.
Не согласившись с предписанием административного органа, Предприятие обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований МУП "ВКХ" суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом факта допущенного Предприятием нарушения.
Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности предписания не подтверждено материалами дела.
В соответствии с пунктом 4 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в качестве одной их коммунальных услуг, которая может предоставляться потребителю предусмотрено холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил установлено, что предоставляемой услугой является также горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Требования к качеству коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям помещений в жилых домах или жилых домов, приведены в приложении N 1 к Правилам.
Так, пунктами 1 и приложения N 1 к Правилам установлена обязанность обеспечивать бесперебойное круглосуточное холодное и горячее водоснабжение в течение года.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что МУП "ВКХ" является исполнителем применительно к Правилам N 354 для абонентов - владельцев сетей по адресу: г. Волгоград, ул. Ярославская, д. N 8.
В апелляционной жалобе МУП "ВКХ" указывает, что не является исполнителем услуг по обеспечению коммунальными услугами, поскольку Предприятие является ресурсоснабжающей организацией и в его ведение не входят вопросы качества и уровня коммунальных услуг. Данный вопрос, по мнению Предприятия подведомственен ООО "Управляющая компания "ЖЭУ-43".
Материалами дела подтверждается, МУП "ВКХ" (поставщик) с ООО "Управляющая компания ЖЭУ-43" (исполнитель) заключен договор теплоснабжения N 011820 от 28.09.2012 г., в рамках которого поставщик обязался поставлять тепловую энергию и горячую воду в жилой дом N 8 по ул. Ярославской в г. Волгограде.
При этом, в соответствии с п. п. 2.3, 3.1, 3.2, 4.1.2, 7.2, актом раздела границ, поставщик несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе внутренних инженерных систем, подключаемых к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.
В соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В материалах дела имеется копия акта проверки N 300 от 11.02.2013 г., инспекцией в ходе проверки установлено, что в подающем трубопроводе сети горячего водоснабжения на вводе в здание температура составила +55,71 град. C, что свидетельствует о нарушении требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и условий договора энергоснабжения.
В силу Правил N 354 МУП "ВКХ", как ресурсоснабжающая организация, профессионально занимающаяся деятельностью по водоснабжению, обязана провести все необходимые и достаточные мероприятия в целях установления фактического качества получаемой абонентом услуги (в настоящем случае - установить нормативные показатели по качеству и объему подачи воды непосредственно в жилое помещение), в случае выявления ненадлежащего качества получаемой услуги установить причины нарушения и с учетом установленных причин осуществить необходимые ремонтные работы самостоятельно либо сообщить абоненту о необходимости проведения ремонтных работ за счет абонента в случае неисправности водопроводных сетей, принадлежащих абоненту.
Согласно п. 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09", действующее с 01.09.2009) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C.
В соответствии с Правилами N 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предусмотрено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно п. 2 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Подпунктом "а" п. 149 Правил N 354 установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
При этом, п. 150 Правил предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, из анализа положений ГК РФ, Жилищного кодекса РФ, Правил N 354, с учетом обстоятельств настоящего спора суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что для ресурсоснабжающей организации установлена ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений с системами коммунальной инфраструктуры, в случае если договором не предусмотрено иное.
Исходя из изложенного судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии ответственности за обеспечение надлежащего качества и уровня поставки коммунальных услуг, как основанный на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционный суд считает, что в материалах дела имеется достаточно доказательств того, что предписание Инспекции ГЖН Волгоградской области от 11.02.2013 г. N 300-2 выдано уполномоченным должностным лицом и содержит законные требования, в связи с чем, установленные ст. 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации основания для признания предписания незаконным отсутствуют.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, направлены на пересмотр обстоятельств, установленных по настоящему делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской
постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2013 по делу N А12-3873/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
И.И.ЖЕВАК
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)