Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Корневой Н.И., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балыковой Е.И.
при участии:
от истца - представитель Межевикин Иван Иванович, паспорт <...>
от ответчика - представитель не явился, извещен (уведомление N 52701)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Объединенного товарищества собственников жилья "СОЮЗ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2007 г. по делу N А32-12252/2007-52/320 по иску Объединенного товарищества собственников жилья "СОЮЗ" к Администрации Центрального района г. Сочи о взыскании 288 454 руб. принятое в составе судьи Кондратова К.Н.,
установил:
Объединенное товарищество собственников жилья "СОЮЗ" (далее ОТСЖ "Союз") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации Центрального района г. Сочи о взыскании затрат в сумме 288 454 руб. за выполненные работы по содержанию придомовой территории жилых домов ТСЖ "Союз" N 13, 15, 15-а, 17, 43 по ул. Туапсинской и N 37 по ул. Альпийской за период с 01.02.2006 г. по 31.05.2007 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2007 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что поскольку ОТСЖ "Союз" является управляющей компанией, собственником и владельцем указанных многоквартирных домов, санитарное содержание придомовой территории является обязанностью ТСЖ.
ОТСЖ "Союз" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что собственником придомовых и прилегающих к жилым домам N 13, 15, 15-а, 17, 43 по ул. Туапсинской и N 37 по ул. Альпийской земельных участков и придомовой территории являлась до 27.06.2007 г. Администрация г. Сочи, тогда как в исковых требованиях заявлен период - с 01.02.2006 г. по 30.05.2007 г. ввиду чего, по мнению заявителя жалобы, обязанность по содержанию и уборки прилегающей к жилым домам территорий должна быть возложена на Администрацию города. Заявитель также указывает на то, что суд в нарушение ст. 47 АПК РФ не произвел замену ненадлежащего ответчика на надлежащего, указывает, что уборка придомовой территории относится к благоустройству территории.
Администрация Центрального района г. Сочи, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомление N 52701), явку представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серии 23 N 0048198240, 28.09.2005 г. создано ОТСЖ "Союз".
В соответствии со ст. 2 Устава, целями создания являются управление общим имуществом перечисленных многоквартирных домов, обеспечение эксплуатации этого имущества, владение, пользование и распоряжение ими пр.
Указанным имуществом являются жилые дома N 13, 15, 15а, 17, 43, расположенные по ул. Туапсинская и жилой дом N 37 по ул. Альпийская.
В спорный период ТСЖ "Союз" производило уборку прилегающей территории, несло затраты на содержание прилегающей территории.
Полагая, что Администрация Центрального района г. Сочи, распоряжаясь придомовыми земельными участками, сдавая их в аренду и получая арендную плату, должна нести затраты по уборке данной территории, ОТСЖ "Союз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении затрат по содержанию придомовой территории в сумме 288 454 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, с 01.03.2005 г. (начало действия редакции ЖК РФ) собственникам квартир в многоквартирных домах принадлежат на праве общей долевой собственности, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В соответствии с пп. е) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно п. 11 содержание общего имущества в зависимости от состава включает в себя, в частности, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, в спорном периоде (с 01.02.2006 г. по 30.05.2007 г.) обязанность по уборке и озеленению земельных участков при жилых домах N 13, 15, 15а, 17, 43 по ул. Туапсинская и жилой дом N 37 по ул. Альпийская должна быть возложена на собственников квартир.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Постановлениями N 870-875 от 27.06.2007 г. Администрация г. Сочи передала земельные участки в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в жилых домах, находящихся на балансе ОТСЖ "СОЮЗ".
Однако у собственников квартир имелась возможность зарегистрировать за собой право собственности и ранее.
Кроме того, Постановлением Главы администрации г. Сочи от 15.06.1993 г. N 440 "Об усилении санитарного режима и улучшении эксплуатации объектов внешнего благоустройства в г. Сочи" утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест г. Сочи.
Согласно п. 5.4 указанных Правил ответственность за санитарное состояние прилегающей, собственной и закрепленной территории несут владельцы объектов независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Правилами благоустройства г. Сочи и населенных пунктов, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 27.09.2000 г. N 123, вменяются в обязанность владельцам земельных участков, капитальных и временных зданий, сооружений, строений и прочих объектов, независимо от их подчиненности и форм собственности систематическая санитарная очистка, уборка и содержание в образцовом порядке в том числе элементов внешнего благоустройства, включая улицы, площади, проезды, дворы, подъезды, площадки для сбора твердых бытовых отходов и другие территории населенных пунктов.
Обязанности по содержанию, уборке, очистке и благоустройству по территории вокруг зданий, сооружений и частных домовладений возлагаются на владельцев этих объектов и землепользователей.
Таким образом, в любом случае, обязанность по уборке придомовой территории возлагается на владельцев указанных объектов, в частности квартир в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определен состав общего имущества, в том числе: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Как предусмотрено указанными Правилами содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку, ОТСЖ "Союз" является управляющей компанией, собственником и владельцем указанных многоквартирных домов, санитарное содержание придомовой территории является обязанностью ОТСЖ "Союз".
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в нарушение ст. 47 АПК РФ суд не произвел замену ненадлежащего ответчик надлежащим. Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку согласно ч. 1 ст. 47 АПК РФ истец не лишен возможности в самостоятельном порядке заявить ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим.
При подаче апелляционной жалобы ОТСЖ "Союз" уплачена госпошлина по апелляционной жалобе в размере 3 634 руб. 54 коп. по платежному поручению 63 от 28.12.2007 г.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, размер госпошлины за подачу апелляционной жалобы составляет 1 000 руб.
На основании изложенного, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ ОТСЖ "Союз" подлежит возврату из Федерального бюджета РФ 2 634 руб. 54 коп. - излишне уплаченной госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2007 г. по делу N А32-12252/2007-52/320 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Объединенному товариществу собственников жилья "Союз" из Федерального бюджета РФ 2 634 руб. 54 коп. - излишне уплаченную госпошлину по платежному поручению 63 от 28.12.2007 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
С.В.ЕХЛАКОВА
Н.И.КОРНЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2008 N 15АП-213/2008 ПО ДЕЛУ N А32-12252/2007-52/320
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2008 г. N 15АП-213/2008
Дело N А32-12252/2007-52/320
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Корневой Н.И., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балыковой Е.И.
при участии:
от истца - представитель Межевикин Иван Иванович, паспорт <...>
от ответчика - представитель не явился, извещен (уведомление N 52701)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Объединенного товарищества собственников жилья "СОЮЗ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2007 г. по делу N А32-12252/2007-52/320 по иску Объединенного товарищества собственников жилья "СОЮЗ" к Администрации Центрального района г. Сочи о взыскании 288 454 руб. принятое в составе судьи Кондратова К.Н.,
установил:
Объединенное товарищество собственников жилья "СОЮЗ" (далее ОТСЖ "Союз") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации Центрального района г. Сочи о взыскании затрат в сумме 288 454 руб. за выполненные работы по содержанию придомовой территории жилых домов ТСЖ "Союз" N 13, 15, 15-а, 17, 43 по ул. Туапсинской и N 37 по ул. Альпийской за период с 01.02.2006 г. по 31.05.2007 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2007 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что поскольку ОТСЖ "Союз" является управляющей компанией, собственником и владельцем указанных многоквартирных домов, санитарное содержание придомовой территории является обязанностью ТСЖ.
ОТСЖ "Союз" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что собственником придомовых и прилегающих к жилым домам N 13, 15, 15-а, 17, 43 по ул. Туапсинской и N 37 по ул. Альпийской земельных участков и придомовой территории являлась до 27.06.2007 г. Администрация г. Сочи, тогда как в исковых требованиях заявлен период - с 01.02.2006 г. по 30.05.2007 г. ввиду чего, по мнению заявителя жалобы, обязанность по содержанию и уборки прилегающей к жилым домам территорий должна быть возложена на Администрацию города. Заявитель также указывает на то, что суд в нарушение ст. 47 АПК РФ не произвел замену ненадлежащего ответчика на надлежащего, указывает, что уборка придомовой территории относится к благоустройству территории.
Администрация Центрального района г. Сочи, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомление N 52701), явку представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серии 23 N 0048198240, 28.09.2005 г. создано ОТСЖ "Союз".
В соответствии со ст. 2 Устава, целями создания являются управление общим имуществом перечисленных многоквартирных домов, обеспечение эксплуатации этого имущества, владение, пользование и распоряжение ими пр.
Указанным имуществом являются жилые дома N 13, 15, 15а, 17, 43, расположенные по ул. Туапсинская и жилой дом N 37 по ул. Альпийская.
В спорный период ТСЖ "Союз" производило уборку прилегающей территории, несло затраты на содержание прилегающей территории.
Полагая, что Администрация Центрального района г. Сочи, распоряжаясь придомовыми земельными участками, сдавая их в аренду и получая арендную плату, должна нести затраты по уборке данной территории, ОТСЖ "Союз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении затрат по содержанию придомовой территории в сумме 288 454 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, с 01.03.2005 г. (начало действия редакции ЖК РФ) собственникам квартир в многоквартирных домах принадлежат на праве общей долевой собственности, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В соответствии с пп. е) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно п. 11 содержание общего имущества в зависимости от состава включает в себя, в частности, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, в спорном периоде (с 01.02.2006 г. по 30.05.2007 г.) обязанность по уборке и озеленению земельных участков при жилых домах N 13, 15, 15а, 17, 43 по ул. Туапсинская и жилой дом N 37 по ул. Альпийская должна быть возложена на собственников квартир.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Постановлениями N 870-875 от 27.06.2007 г. Администрация г. Сочи передала земельные участки в общую долевую собственность собственникам жилых помещений в жилых домах, находящихся на балансе ОТСЖ "СОЮЗ".
Однако у собственников квартир имелась возможность зарегистрировать за собой право собственности и ранее.
Кроме того, Постановлением Главы администрации г. Сочи от 15.06.1993 г. N 440 "Об усилении санитарного режима и улучшении эксплуатации объектов внешнего благоустройства в г. Сочи" утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест г. Сочи.
Согласно п. 5.4 указанных Правил ответственность за санитарное состояние прилегающей, собственной и закрепленной территории несут владельцы объектов независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Правилами благоустройства г. Сочи и населенных пунктов, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 27.09.2000 г. N 123, вменяются в обязанность владельцам земельных участков, капитальных и временных зданий, сооружений, строений и прочих объектов, независимо от их подчиненности и форм собственности систематическая санитарная очистка, уборка и содержание в образцовом порядке в том числе элементов внешнего благоустройства, включая улицы, площади, проезды, дворы, подъезды, площадки для сбора твердых бытовых отходов и другие территории населенных пунктов.
Обязанности по содержанию, уборке, очистке и благоустройству по территории вокруг зданий, сооружений и частных домовладений возлагаются на владельцев этих объектов и землепользователей.
Таким образом, в любом случае, обязанность по уборке придомовой территории возлагается на владельцев указанных объектов, в частности квартир в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определен состав общего имущества, в том числе: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Как предусмотрено указанными Правилами содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку, ОТСЖ "Союз" является управляющей компанией, собственником и владельцем указанных многоквартирных домов, санитарное содержание придомовой территории является обязанностью ОТСЖ "Союз".
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что в нарушение ст. 47 АПК РФ суд не произвел замену ненадлежащего ответчик надлежащим. Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку согласно ч. 1 ст. 47 АПК РФ истец не лишен возможности в самостоятельном порядке заявить ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим.
При подаче апелляционной жалобы ОТСЖ "Союз" уплачена госпошлина по апелляционной жалобе в размере 3 634 руб. 54 коп. по платежному поручению 63 от 28.12.2007 г.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, размер госпошлины за подачу апелляционной жалобы составляет 1 000 руб.
На основании изложенного, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ ОТСЖ "Союз" подлежит возврату из Федерального бюджета РФ 2 634 руб. 54 коп. - излишне уплаченной госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2007 г. по делу N А32-12252/2007-52/320 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Объединенному товариществу собственников жилья "Союз" из Федерального бюджета РФ 2 634 руб. 54 коп. - излишне уплаченную госпошлину по платежному поручению 63 от 28.12.2007 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
С.В.ЕХЛАКОВА
Н.И.КОРНЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)