Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2007 N 04АП-4305/2007 ПО ДЕЛУ N А19-11939/07-28

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2007 г. N 04АП-4305/2007

Дело N А19-11939/07-28

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2007 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, Э.П. Доржиева,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Северное управление жилищно-коммунальными системами" не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2007 года по делу N А19-11939/07-28 по заявлению Открытого акционерного общества "Северное управление жилищно-коммунальными системами" к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о признании незаконным и отмене Постановления N 1-55/07 от 04.07.2007 г. о привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: Симчук М.В. - представитель по доверенности N 72-37-1212/7-1 от 01.06.2007 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Северное управление жилищно-коммунальными системами" (далее ОАО "Северное управление ЖКС") обратилось в суд с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее Административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 1-55/07 от 04.07.2007 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 27 август 2007 г. в удовлетворении требований заявителя отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о наличии в действиях ОАО "Северное управление ЖКС" состава административного правонарушения предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, поскольку заявителем нарушены правила и нормы содержания и ремонта жилых домов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ОАО "Северное управление ЖКС" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, поскольку в действиях общества отсутствует вина в совершенном правонарушении. Кроме того, ОАО "Северное управление ЖКХ" не является лицом, которое может быть привлечено к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, с учетом законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержала в полном объеме доводы, изложенные в отзыве.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Представитель заявителя в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
На основании распоряжения руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 72-01-109р от 01.06.2007 г. должностными лицами Административного органа была проведена плановая проверка деятельности ОАО "Северное управление ЖКС" по контролю использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Северное управление ЖКС" допущены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений
По результатам проверки составлен Акт проверки N 4а-2-8 от 22.06.2007 г.
На основании Акта проверки, должностным лицом Административного органа в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, с участием представителя лица привлеченного к ответственности 22.06.2007 г. составлен Протокол об административном правонарушении N 3ПР-2-8 в отношении ОАО "Северное управление ЖКС".
Согласно Протоколу об административном правонарушении ОАО "Северное управление ЖКС" нарушило Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ N 170 от 17.09.2003 г., чем совершило правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении N 3ПР-2-8 от 22.06.2007 г. руководителем Административного органа, в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ, ОАО "Северное управление ЖКС" 04.07.2007 г. привлечено к административной ответственности по ст. 7.22. КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Указанная норма предусматривает возможность возложения обязанности по содержанию собственности не только на собственника, но и на других лиц, в специально оговоренных случаях.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме. Собственники помещений вправе как самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, так и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, ОАО "Северное управление ЖКС" являясь специализированной организацией, осуществляет содержание жилого фонда, переданного ему в управление, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Баумана, дома N 191, 193, 202, 204, 206, 208, 209, 211, 213, 215, 217, 239, ул. Севастопольская, дома N 235, 237, 237а, 239, 239а, 241, 243, 243а, ул. Ярославского, дома N 234, 236, 238, 246, 258 по его техническому обслуживанию и текущему ремонту в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
На основании п. 3.2 Устава ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" видами деятельности общества являются: обеспечение работоспособности электрических тепловых сетей, техническое обслуживание канализационных систем, сбор мусора, хлама, бытовых отходов, уборка территории, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
Исходя из анализа представленных в материалы дела документов: договор поручения на заключение договоров поставки коммунальных услуг N 2 от 01.08.2006 г., заключенный между ОАО "Северное управление ЖКС" и Администрацией г. Иркутска, договоров на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, договор об оказании услуг по техническому обслуживанию и содержанию многоквартирных домов и придомовых территорий, собственники жилых помещений в многоквартирных домах несут бремя расходов на содержание общего имущества посредством внесения соответствующих платежей, а ОАО "Северное управление ЖКС" являясь управляющей организацией ответственной за содержание обслуживаемых ей жилых домов, совершает действия по содержанию и ремонту общего имущества, привлекает иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
В связи с тем, что ОАО "Северное управление ЖКС" приняло обязательства по содержанию и текущему ремонту жилого фонда, следовательно, оно обязано соблюдать требования закона по содержанию и ремонту жилого фонда.
В соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. N 170, техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.
Пунктом 1.8 указанных Правил, управление жилищным фондом включает в себя организацию эксплуатации, а также все виды работ с нанимателями и арендаторами.
В нарушение названных норм права, ОАО "Северное управление ЖКС" нарушило правила и нормы содержания и ремонта обслуживаемых им жилых домов, что подтверждается Актом проверки N 4А-2-8 от 22.06.2007 г., Протоколом об административном правонарушении N 3ПР-2-8 от 04.07.2007 г. и материалами административного производства, то есть совершило правонарушение предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы заявителя о том, что ОАО "Северное управление ЖКС" не является лицом, которое может быть привлечено к ответственности за вмененное ему правонарушение.
Согласно представленным в суд документам, в целях реализации Постановления мэра г. Иркутска N 031-06-900/6 от 09.06.2006 г. "Об учреждении открытых акционерных обществ", ОАО "Северное управление ЖКС" заключен договор поручения N 2 от 01.08.2006 г. с Администрацией г. Иркутска.
Учитывая, что орган местного самоуправления - муниципальное образование "Город Иркутск" является учредителем, как ОАО "Северное управление ЖКС", так и муниципальных унитарных предприятий РЭУ, ранее отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирных домов, определил их схему взаимоотношений на основе, заключаемых между ними договоров, разделив функции заказчика и подрядчика.
При этом функции заказчика выполняет ОАО "Северное управление ЖКС", которое должно обеспечивать содержание и эксплуатацию внутридомовых систем, а также общедомового имущества, обеспечивать подготовку многоквартирных домов к эксплуатации в зимних условиях, санитарного содержания придомовой территории до момента реализации решения собственников жилых помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом в порядке, установленном Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Договорами, заключаемыми с собственниками жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах (по которым реализованы решения собственников жилых помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом в порядке, установленном Жилищным Кодексом Российской Федерации), предусмотрено, что общество обязуется исполнять определенные действия за вознаграждение (заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представление и отстаивание интересов собственника в бесперебойном предоставлении ему коммунальных услуг установленного качества, осуществление иной деятельности, направленной на достижение указанных целей), в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта его общего имущества, инженерных систем и оборудования мест общего пользования и придомовой территории, надлежащей эксплуатации общего имущества многоквартирного дома
В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно указанного договора ОАО "Северное управление ЖКС" обязано организовать работы по оказанию услуг (выполнению работ) по эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному обслуживанию жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и придомовых территорий надлежащего качества и в соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. N 170, Методическими пособиями по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004, утвержденные Госстроем РФ) санитарными нормами и правилами, нормами противопожарной и иной безопасности. За выполнение поручения исполнителю предусмотрено вознаграждение в размере 11% от стоимости услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов.
Таким образом, ОАО "Северное управление ЖКС", в соответствии с названным договором поручения, а также договоров поручения, заключенных с собственниками помещений многоквартирных жилых домов обязуется совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, то есть несет ответственность за содержание жилых домов, жилых помещений и за соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.
Не обоснованы доводы заявителя и об отсутствии в его действиях вины в совершенном правонарушении, так как его вина как лица, ответственного за содержание жилищного фонда, выразившееся в невыполнении правил содержания и ремонта жилых домов, в полном объеме доказана представленными в суд материалами административного производства. Поскольку у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд критически оценивает довод заявителя о том, что договор поручения N 2 от 11.08.2006 г., заключенный до 01.02.2007 г. утратил силу на момент проверки. Поскольку 01.02.2007 г. между ОАО "Северное управление ЖКС" и Администрацией г. Иркутска был заключен аналогичный договор на новый срок.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Северное управление жилищно-коммунальными системами" не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2007 года по делу N А19-11939/07-28 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2007 года по делу N А19-11939/07-28 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Э.П.ДОРЖИЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)