Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-15747/2013

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2013 г. по делу N А56-15747/2013


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Блиновой Л.В., при участии от Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга Борисовой Ю.А. (доверенность от 10.09.2013 N 11423/13), от жилищно-строительного кооператива "Архитектора Данини, корпус 1" Бейуюк В.Г. (доверенность от 10.10.2013 N 24/13), рассмотрев 22.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Архитектора Данини, корпус 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2013 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А13-15747/2013,

установил:

Жилищно-строительный кооператив "Архитектора Данини, корпус 1", место нахождения: 197372, Санкт-Петербург, улица Камышовая, дом 34, корпус 2, офис 203, помещение 1-Н, ОГРН 1097847029499 (далее - ЖСК, Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет), по проведению плановой выездной проверки соблюдения Кооперативом требований федерального законодательства в области долевого строительства в период с 19.03.2013 по 15.04.2013 и недействительным приказа от 28.02.2013 N 51 "О проведении плановой выездной проверки жилищно-строительного кооператива "Архитектора Данини, корпус 1" (далее - Приказ N 51).
Решением суда первой инстанции от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2013, в удовлетворении заявленных требований ЖСК отказано.
В кассационной жалобе Кооператив просит принятые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, специальный государственный контроль и надзор за деятельностью жилищно-строительных кооперативов действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен, следовательно, у Комитета отсутствуют правовые основания для проведения его проверки, как организации, не являющейся застройщиком по смыслу Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), и требования о предоставлении перечня документов, содержащихся в пункте 8 Приказа Комитета N 51.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал кассационную жалобу. Представитель Комитета возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2013 Комитетом издан Приказ N 51 о проведении в период с 19.03.2013 по 15.04.2013 плановой выездной проверки ЖСК, в связи с его деятельностью по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома, по адресу: город Пушкин, улица Архитектора Данини, участок 2 (восточнее дома N 11/16, литера "А", по улице Архитектора Данини) (далее - Объект), а также целевое расходование этих средств.
Согласно пункту 3.3 Приказа N 51 предметом проверки явилось соблюдение Кооперативом обязательных требований федерального законодательства, регулирующего его деятельность в области долевого строительства.
В подпунктах 8.1 - 8.18 Приказа N 51 установлен перечень документов, необходимых для осуществления названного контроля подлежащих представлению Комитету.
Кооператив, полагая, что он не является застройщиком, а содержащиеся в данных документах сведения не подлежат разглашению и являются коммерческой тайной, истребуемые документы не представил, и обжаловал названный приказ, а также действия контролирующего органа по проведению плановой проверки в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Требования к организации и проведению плановой проверки установлены статьей 9 Закона N 294-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что плановая проверка в отношении ЖСК в период с 19.03.2013 по 15.04.2013 проводилась во исполнение приказа от 31.10.2012 N 416 "Об утверждении плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2013 год", с извещением его в срок, предусмотренный пунктом 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
Закон N 214-ФЗ регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с этим Законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствии с пунктом 3.14-1 Положения о Комитете по строительству, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 650, Комитет осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) объектов недвижимости.
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22.09.2009 N 86-рп (пункт 1.2), прошедшего судебный контроль в деле N А56-4517/2010 с участием ЖСК, на Комитет в пределах его компетенции возложена обязанность осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства Объекта.
Таким образом, в данном случае суды сделали правильный вывод о наличии у Комитета полномочий на проведение мероприятия по контролю.
Полномочия контролирующего органа установлены пунктом 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ, согласно которому контролирующий орган вправе, в том числе,
- - осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- - получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- - осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В целях реализации названного закона и Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2009 N 307-62 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге" постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2011 N 1654 утвержден Перечень сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Перечень).
Судебными инстанциями установлено, что документы, запрошенные распоряжением Комитета в рамках плановой выездной проверки деятельности заявителя (подпункты 8.1 - 8.18 Приказа N 51), полностью соответствуют документам, указанным в названном Перечне, и фактически дублируют пункты 1 - 8, 10, 11, 14 - 17, 21 - 24 данного Перечня.
Данный вывод судов соответствует материалам дела.
Таким образом, контролирующий орган в полном объеме доказал правомерность и обоснованность проведения плановой выездной проверки соблюдения Кооперативом требований федерального законодательства в области долевого строительства в период с 19.03.2013 по 15.04.2013 и истребования документов указанных в пунктах 8.11 - 8.18 Приказа N 51.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны заявленным ранее в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию необоснованных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба ЖСК удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А56-15747/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Архитектора Данини, корпус 1" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.В.БЛИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)