Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2013 ПО ДЕЛУ N А79-13922/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2013 г. по делу N А79-13922/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.05.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" (428023, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Академика Королева, д. 1, оф. 13; ИНН 2128015540, ОГРН 1022100007984) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.02.2013
по делу N А79-13922/2012,
принятое судьей Ростовой З.М.
по заявлению общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" о признании недействительным постановления администрации города Чебоксары от 02.10.2012 N 325 и незаконным решения администрации города Чебоксары об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" - Тихонова В.П. на основании протокола учредительного собрания от 30.06.1994 N 1 и протокола собрания членов от 02.06.2009 N 28, Тимофеева А.В. по доверенности от 17.04.2013 сроком действия до 17.06.2013, Ванифадьевой А.Ю. по доверенности от 20.03.2013 сроком действия до 31.10.2013,
и
установил:

общественная организация "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" (далее - Фонд помощи переселенцам, Общественная организация, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) от 02.10.2012 N 325 "О подготовке документации по планировке территории" и незаконными действий администрации г. Чебоксары, выразившихся в отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 2072 кв. м, кадастровый номер 21:01:010901:49, расположенного по адресу: г. Чебоксары, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Гражданская.
Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления выдать испрашиваемый градостроительный план.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.02.2013 Общественной организации отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОО "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права.
По мнению Общественной организации, градостроительный план земельного участка оформляется и выдается заявителю без каких-либо встречных условий и обязательств; проведения публичных слушаний в данном случае также не требовалось; оспариваемые ненормативный правовой акт и действия органа местного самоуправления препятствуют получению правообладателем земельного участка его градостроительного плана, чем существенно нарушают права Фонда.
В судебном заседании представители Фонда помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, просили отменить обжалуемый судебный акт.
Администрация г. Чебоксары отзыв на апелляционную жалобу не представила, о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителя в судебное заседание не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании постановления администрации г. Чебоксары от 15.10.1997 N 1767 Фонду помощи беженцам и вынужденным переселенцам Чувашской Республики на период строительства индивидуальных жилых домов в районе пересечения улиц Гражданской и Эльменя в г. Чебоксары предоставлен в аренду сроком на 5 лет (до 2002 года) земельный участок площадью 70 000 кв. м.
Распоряжением от 28.01.2004 N 266-р администрация г. Чебоксары внесла изменения в постановление от 15.10.1997 N 1767 в части названия арендатора земельного участка на общественную организацию "Фонд помощи вынужденным переселенцам", а также уточнила площадь земельного участка на 67 477 кв. м и срок аренды - до 25.10.2007.
23.01.2004 Инспекция Госархстройнадзора Минстроя Чувашской Республики выдала Общественной организации разрешение N 5 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству группы многоквартирных жилых домов поз. 1, 2, 3, 5, 6, 7 "со встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками, пристроя к жилому дому позиция 1", 8, 9, 10, 11 и детского сада поз. 14".
Срок действия разрешения устанавливался до 01.01.2006, действие разрешения продлевалось до завершения строительства жилого дома позиция 6, до 31.12.2010; для завершения строительства жилых домов позиция 5, 6, до 01.01.2011.
Распоряжением администрации г. Чебоксары от 25.09.2009 N 3996-р утвержден проект застройки микрорайона "Байконур" ЮЗР г. Чебоксары.
Выделенный изначально Организации земельный участок площадью 70000 кв. м был разделен на несколько земельных участков, в том числе земельный участок площадью 2072 кв. м, кадастровый номер 21:01:010901:49, который также являлся предметом аренды.
Распоряжениями органа местного самоуправления от 26.04.2011 N 1010-р, от 08.11.2011 N 2939-р Фонду помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики продлены сроки аренды земельного участка площадью 2072 кв. м по ул. Гражданской для завершения строительства детского сада (поз. 14) до 13.10.11 и до 06.10.2012, а также заключены договор аренды земельного участка от 26.05.2011 N 105/4933-М и договор (без номера без даты) аренды земельного участка сроком до 06.10.2012.
В декабре 2010 года администрация г. Чебоксары проинформировала заявителя об отсутствии в ближайшие годы финансирования на строительство детского сада и потребности в строительстве детского сада на 100 мест, а не на 200 мест (как планировалось).
С учетом этих обстоятельств были внесены изменения в проектную документацию ООО "Проектное бюро "Байконур - Чебоксары" и в июле 2011 года главный архитектор г. Чебоксары согласовал измененный проект планировки для строительства многоквартирного жилого дома с пристроенным детским садом.
Письмами от 18.08.2011 N 730, от 28.09.2011 N 767, от 18.11.2011 N 864, от 28.11.201 N 892, от 21.12.2011 N 936 о 19.01.2012 N 29, от 02.02.2012 N 3 7, от 01.03.2012 N 86, от 15.11.2012 N 393 Общественная организация обращалась в администрацию г. Чебоксары с заявлениями о выдаче градостроительного плана под размещение многоквартирного дома (поз. 14) с пристроенным детским садом (поз. 11) в целях дальнейшего внесения изменений в договор аренды земельного участка и получения разрешения на строительство.
Орган местного самоуправления, ссылаясь на положения статей 42, 45, 46, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказал заявителю в выдаче испрашиваемого документа.
Кроме того, 02.10.2012 администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 325, которым предписала Общественной организации приступить к подготовке документации по планировке территории микрорайона "Байконур" ЮЗР г. Чебоксары и направить подготовленный проект планировки территории в орган местного самоуправления для рассмотрения и принятия решения о проведении публичных слушаний.
Полагая, что распоряжение от 02.10.2012 N 325 и решение администрации г. Чебоксары об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома (поз. 14) с пристроенным детсадом (поз. 11) МКР "Байконур" в г. Чебоксары противоречат положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы ОО "Фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам Чувашской Республики" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 4, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемых ненормативного правового акта и решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки, предназначенные для строительства объекта, требуется подготовка градостроительного плана, которая осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Подготовка градостроительных планов земельных участков в силу статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.
Из содержания части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данная норма содержит исчерпывающий перечень, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 утвержден порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка. Сведения, указанные в градостроительном плане земельного участка содержат в себе информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим.
В силу части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации при обращении юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Соответственно, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
Анализ состава сведений, которые должны содержаться в градостроительном плане, позволяет прийти к выводу о том, что фактический вид использования земельного участка заявителем (в том числе соответствующий либо не соответствующий видам разрешенного использования соответствующего участка) не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием к отказу в его выдаче.
Вопрос о возможности осуществления реконструкции на данном участке решается при выдаче разрешения на реконструкцию на основе, в том числе сопоставления испрашиваемой реконструкции с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке.
Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием к отказу в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства.
Таким образом, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости, осуществлять проверку соответствия разработанных заявителем проектных решений требованиям обязательных правил, обеспечивающих общественную безопасность, а равно оценивать возможное влияние будущего объекта капитального строительства на права и законные интересы смежных землепользователей, владельцев жилых помещений на соседних участках.
Исходя из положений статей 1, 8, 9, 18, 23 - 26, 28, 31, 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что указанными нормами не предусмотрены конкретные требования к порядку внесения изменений в уже утвержденную документацию о планировке территории. Следовательно, не требуется проведение процедуры публичных слушаний при изменении уже существующего (утвержденного) проекта планировки территорий с учетом формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка, в отношении которого испрашивается градостроительный план.
При таких обстоятельствах у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа заявителю в выдаче градостроительного плана арендуемого земельного участка и издания постановления от 02.10.2012 N 325, которые не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Организации в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий и решения.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, предмет спора, а также требования статьи 174, частей 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать администрацию г. Чебоксары в месячный срок со дня принятия настоящего судебного акта выдать общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" градостроительный план земельного участка площадью 2072 кв. м, кадастровый номер 21:01:010901:49, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Гражданская.
В силу части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с органа местного самоуправления в пользу заявителя взыскиваются понесенные им судебные расходы.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену решения суда первой инстанции в любом случае, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.02.2013 по делу N А79-13922/2012 отменить.
Признать недействительным постановление администрации г. Чебоксары от 02.10.2012 N 325 и незаконным решение администрации г. Чебоксары об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 2072 кв. м, кадастровый номер 21:01:010901:49, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Гражданская, как не соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать администрацию г. Чебоксары в месячный срок со дня принятия настоящего судебного акта выдать общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" градостроительный план земельного участка площадью 2072 кв. м, кадастровый номер 21:01:010901:49, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Гражданская.
Взыскать с администрации г. Чебоксары в пользу общественной организации "Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики" судебные расходы в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)