Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 05.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2125/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2013 г. по делу N 33-2125/2013


Судья: Черединова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Солоняк А.В.,
судей Пономаревой А.В., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Л.Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 05 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе А.З.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного А.А.Е., на решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 25.01.2013 года, которым постановлено:
Уменьшить стоимость жилищно-коммунальных услуг, начисленных А.З.В., А.А.Е., А.Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., зарегистрированных по адресу: <адрес>, начисленных, за: капитальный ремонт в 2008 г. в размере 689 (шестьсот восемьдесят девять) руб.; отопление в 2010 г. в размере 5 536,79 руб. (пять тысяч пятьсот тридцать шесть руб. 79 коп.).
Взыскать с ООО УК "Ю.Л." в пользу А.З.В. компенсацию морального вреда в размере 100 (сто) руб.
Взыскать с ООО УК "Ю.Л." в пользу А.А.Е. компенсацию морального вреда в размере 100 (сто) руб.
Взыскать с ООО УК "Ю.Л." в пользу А.Н.А. компенсацию морального вреда в размере 100 (сто) руб.
Взыскать с ООО УК "Ю.Л." в пользу А.А.В. компенсацию морального вреда в размере 100 (сто) руб.
Взыскать с ООО УК "Ю.Л." в пользу А.А.В. компенсацию морального вреда в размере 100 (сто) руб.
Взыскать с ООО УК "Ю.Л." в пользу А.З.В. судебные расходы в размере 4000 (четыре тысячи) руб.
Взыскать с ООО УК "Ю.Л." в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 400,00 (четыреста) руб.
Встречные исковые требования ООО УК "Ю.Л." к А.З.В., представляющей свои интересы и интересы недееспособного А.А.Е., и А.Н.А., представляющей свои интересы и интересы несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., о взыскании суммы долга, удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с А.З.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного А.А.Е., А.А.Е., А.Н.А., представляющей свои интересы и интересы несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., в пользу ООО УК "Ю.Л.":
- задолженность за жилищно-коммунальные услуги, начисленную по октябрь 2012 г., в размере 55 768,76 руб. (пятьдесят пять тысяч семьсот шестьдесят восемь руб. 76 коп.);
- судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 1 700 руб. (одна тысяча семьсот руб.);
- судебные расходы за услуги представителя в размере 4000,00 (четыре тысячи) руб.
- Взыскать солидарно с А.З.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного А.А.Е., А.Н.А. в местный бюджет государственную пошлину в размере 173,06 руб. (сто семьдесят три руб. 06 коп.)";
- заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., выслушав пояснения истицы А.З.В., ее представителя Г.С.В., действующего по устному ходатайству, поддержавших доводы апелляционной жалобы; возражения представителей ответчика ООО УК "Ю.Л." К.Л.М. (по доверенности от 01.07.2013 года, сроком на 3 года), М.Н.А. (по доверенности от 01.07.2013 года, сроком на 3 года), считавших жалобу необоснованной, изучив материалы дела, Судебная коллегия
установила:

Истцы А.З.В., действующая в своих интересах и интересах недееспособного А.А.Е., и А.Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., (далее в тексте - истцы) обратились в суд с иском к ответчику ООО УК "Ю.Л." (далее в тексте - ответчик), в котором просили обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги и уменьшить ее на 41 175,15 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 25 000,00 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 3 000,00 рублей, штраф, предусмотренный ст. 13 Федерального закона "О защите прав потребителей", мотивируя тем, что ответчик завышает тарифы по коммунальным услугам (ГВС, ХВС, водоотведение, отопление) и необоснованно начисляет плату за содержание жилья, капитальный и текущий ремонт. (том 1, л.д. 4 - 6).
01.11.2011 года ответчиком ООО УК "Ю.Л." предъявлен встречный иск к истцам А.З.В., А.А.Е., А.Н.А., действующей в интересах несовершеннолетних детей А.А.В., 1996 г. р., и А.А.В., 2003 г. р., в котором ответчик ООО УК "Ю.Л." просил взыскать с истцов сумму долга по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с апреля 2010 года по октябрь 2011 года в сумме 50 224,14 рублей, включая задолженность ответчиков перед предыдущей управляющей компанией ООО "Ю.Л.", уступленную ответчику по договору с ООО "Ю.Л." от 31.05.2010 года, в размере 25 986,42 рублей, ссылаясь на то, что ответчики ненадлежащим образом исполняют обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, вследствие чего образовалась задолженность. (том 1, л.д. 75 - 77, 238 - 241).
На основании определения от 07.11.2011 года мирового судьи судебного участка N 3 Устиновского района г. Ижевска, в производстве которого первоначально находилось дело, дело передано по подсудности в Устиновский районный суд г. Ижевска (том 2, л.д. 4 - 5), принято районным судом к производству 21.11.2011 года.
Определением суда от 20.04.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено ООО "Ю.Л.". (том 2, л.д. 61 - 64).
Заявлением от 13.06.2012 года ответчик ООО УК "Ю.Л." частично изменил исковые требования и просил взыскать с ответчиков сумму долга по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с апреля 2010 года по май 2012 года в сумме 51 801,22 руб. (том 2, л.д. 70 - 73).
21.08.2011 года истцы изменили исковые требования и просили обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги путем ее уменьшения на 41 175,15 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя, штраф, предусмотренный ст. 13 Федерального закона "О защите прав потребителей", мотивируя тем, что ответчик завышает тарифы по коммунальным услугам, необоснованно начисляет плату за содержание жилья, капитальный и текущий ремонт. (том 2, л.д. 122 - 124, 136 - 139).
Определением от 14.09.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен А.В.Н. (том 2, л.д. 146 - 149).
Заявлением от 13.11.2012 года ответчик ООО УК "Ю.Л." частично изменил исковые требования и просил взыскать с ответчиков сумму долга по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с апреля 2010 года до 31 октября 2012 года в сумме 61 994,55 руб. (том 2, л.д. 169).
Заявлением от 07.11.2012 года истцы уточнили требования в части о компенсации морального вреда и просили взыскать с ответчика ООО УК "Ю.Л." компенсацию морального вреда: в пользу А.З.В. - 25 000 руб., в пользу А.А.Е. - 25 000 руб., в пользу несовершеннолетней А.А.В. - 25 000 руб., в пользу несовершеннолетнего А.А.В. - 25 000 руб. (том 2, л.д. 230).
Определением суда от 13.11.2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен А.В.Н. (том 2, л.д. 242 - 245).
Определением суда от 20.12.2012 года из числа ответчиков исключен А.В.Н. (том 2, л.д. 279 - 282).
20.12.2012 года истцы изменили исковые требования в части о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги: просили обязать ответчика уменьшить ее на 36 171,96 рублей, в том числе по ХВС, ГВС, водоотведению в размере 5 550,60 руб., по плате за капитальный ремонт за период с апреля 2010 года по октябрь 2012 года в размере 10 775,29 рублей, по плате за содержание и текущий ремонт с апреля 2010 года по декабрь 2010 года в размере 1 1116,18 руб., по отоплению 5 165,30 руб., на незаконно начисленную сумму долга 13 584,59 рублей. (том 2, л.д. 273, 279 - 282).
В судебное заседание, в котором судом было принято решение, истцы А.З.В., действующая в своих интересах и в интересах недееспособного А.А.Е., и А.Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., не явились, о причинах неявки ссуд не известили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика (истца по встречному иску) ООО УК "Ю.Л." А.И.Т., действующая на основании доверенности, иск не признала, на встречном иске настаивала.
Представители третьего лица ООО "Ю.Л." в судебное заседание не явились.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся истцов и третьего лица.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец А.З.В., действующая от своего имени и от имени недееспособного А.А.Е., просит решение суда отменить, указывая на то, что суд не дал оценку тому, завышены ли тарифы на услуги ГВС, ХВС, водоотведения на сумму НДС 18%; что при расчетах тарифов на ХВС, ГВС, водоотведение подлежит применению тариф без увеличения на сумму НДС; что суд не разрешил требование истцов об уменьшении платежей по содержанию и текущему ремонту с апреля 2010 года по декабрь 2010 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения принятого решения в связи с несоответствием ряда выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Судом 1 инстанции установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.
На момент рассмотрения спора собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, являются: А.З.В. <...>, А.А.Е. <...>, А.А.В. <...> - на основании договора приватизации от 10.02.2005 года; и А.А.В., 2003 г. р., <...> - на основании договора от 19.02.2009 года. (том 2, л.д. 125).
До 05 марта 2009 года собственниками указанной квартиры на основании договора приватизации от 10.02.2005 года являлись: А.З.В. - <...>, А.А.Е. - <...>, А.А.В. - <...>, А.Н.А. - <...> (том 2, л.д. 126).
Из поквартирной карточки следует, что в квартире по месту жительства зарегистрированы: А.А.Е. - с 29.08.1980 года, А.З.В. - с 29.08.1980 года, А.Н.А. - с 03.11.1989 года, А.А.В. - с 22.11.1996 года, А.А.В. - с 19.01.2007 года (том 1, л.д. 78 - 79).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 29.08.2005 года общим собранием собственников приняты решения:
- о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией;
- о выборе в качестве управляющей организации ООО "Ю.Л.";
- об утверждении проекта договора и о заключении договора управления с ООО "Ю.Л.";
- об утверждении размера и порядка платежей за капитальный ремонт - 2,70 руб./кв. м ежемесячно через квитанцию (том 1, л.д. 82 - 85).
07.11.2006 года между собственниками квартиры <адрес> и ООО "Ю.Л." заключен договор управления многоквартирным домом сроком действия с 01.10.2006 года по 31.12.2008 года с условием его пролонгации на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон об изменении или расторжении договора (том 1, л.д. 86 - 89).
Согласно платежным извещениям и расчетами, представленными ответчиком, начисление платы за жилищные и коммунальные услуги стали производиться управляющей организацией ООО "Ю.Л." с 07.11.2006 года. (том 1, л.д. 92).
Согласно протоколу общего собрания от 24.10.2008 года на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома принято решение об утверждении размера и порядка платежей за капитальный ремонт ежемесячно, размером в соответствии с федеральным стандартом стоимости капитального ремонта. (том 2, л.д. 266 - 267).
Согласно протоколу от 15 марта 2010 года на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> принято решение о расторжении договора управления с управляющей организацией ООО "Ю.Л." с 31.03.2010 года и о заключении договора управления с ООО УК "Ю.Л." с 01.04.2010 года. (том 3 л.д. 304 - 305; том 2, л.д. 94 - 100).
01 апреля 2010 г. между ООО УК "Ю.Л." и представителем собственников помещений многоквартирного дома заключен договор на управление указанным многоквартирным домом.
На момент рассмотрения спора многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в управлении управляющей организации ООО УК "Ю.Л.", ответчика по делу, которая оказывает услуги по предоставлению коммунальных услуг и содержанию жилья.
Согласно договора уступки права требования от 31.05.2010 года ООО "Ю.Л." передала, а ООО УК "Ю.Л." приняла право требования оплаты должниками задолженности за жилищно-коммунальные услуги, образовавшуюся в период с ноября 2006 года по 30 апреля 2010 года, в том числе задолженности по квартире А. на сумму в размере 25 986,42 рублей (том 1, л.д. 80 - 81).
Судом также установлено, что 29.07.1996 года А.А.Е. присвоено звание "Ветеран труда РФ" (том 2, л.д. 132).
02.10.2000 года А.А.Е. установлена первая группа инвалидности бессрочно, нуждается в постоянном постороннем уходе. (том 2, л.д. 131).
Решением Устиновского районного суда от 24.09.2001 года А.А.Е., 1940 г. р., признан недееспособным. (том 2, л.д. 130).
Постановлением администрации Устиновского района его опекуном назначена супруга А.З.В. (том 2, л.д. 133).
24.04.2007 года А.З.В. установлена инвалидность 3 группы бессрочно. (том 2, л.д. 132).
Согласно свидетельству о рождении и свидетельству об установлении отцовства родителями А.А.В., 2003 г. р., являются А.Н.А. и А.В.Н.. (том 2, л.д. 142, 143).
Согласно записи акта о рождении N 1808 от 20.11.1996 года родителями А.А.В., 07.11.1996 г. р., являются А.В.Н. и А.Н.А. (том 2, л.д. 155).
Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и по существу сторонами не оспариваются.
Разрешая спор, суд 1 инстанции правомерно руководствовался положениями ст.ст. 153 - 158 ЖК РФ; Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 23.05.2006 года N 307; Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Налогового кодекса РФ, Федерального закона "О теплоснабжении", постановлений Правительства РФ "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", касающихся порядка определения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, содержание которых приведено в решении суда.
Разрешая спор, суд 1 инстанции пришел к выводу о том, что уступка права требования задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ноября 2006 года по апрель 2010 год предыдущей управляющей организацией ООО "Ю.Л." новой управляющей организации ООО УК "Ю.Л.", не противоречит закону; что у истцов имеется задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ноября 2006 года по октябрь 2012 года включительно.
Суд 1 инстанции, проверив правильность произведенных истцам начислений платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пришел к выводу о том, что истцам в 2008 году была завышена плата за капитальный ремонт на сумму 689 рублей; в 2010 году за отопление в размере 5 536,79 рублей, в связи с чем суд снизил размер взыскиваемой с истцов задолженности с 61 994,55 руб. до 55 768,76 рублей, и частично удовлетворив требования истцов об уменьшении начисленной платы на 6 225,79 руб. (689 руб. + 5 536,79 руб.).
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ООО УК "Ю.Л." заявил отказ от исковых требований в части о взыскании с истцов задолженности на сумму 2 760,27 руб., составляющую задолженность по оплате за электроэнергию в местах общего пользования за период с 07.11.2006 года по октябрь 2012 года включительно, пояснив, что данная сумма включалась в общий размер задолженности, взыскиваемой ответчиком с истцов.
Согласно ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения (ч. 1).
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 2).
Судом апелляционной инстанции последствия отказа от иска в части требований представителю ответчика разъяснены, представитель ответчика на заявлении об отказе от иска в части настаивал.
Учитывая, что отказ от иска в части требований не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, Судебная коллегия считает возможным принять отказ ООО УК "Ю.Л." от иска частично на сумму 2 760,27 рублей, в этой части решение суда отменить и прекратить производство по делу в части встречных требований на сумму 2 760,27 рублей, включенных в общую сумму взыскиваемой платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Проверяя доводы апелляционной жалобы в части того, что суд не дал оценку тому, завышены ли тарифы на услуги ГВС, ХВС, водоотведения на НДС 18%; не дал оценки наличию или отсутствию в утвержденных тарифах сумм НДС, предъявлению ресурсоснабжающей организацией к уплате ООО УК "Ю.Л." сумм НДС, Судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг, в том числе управляющим организациям) соответствующую сумму НДС.
ООО "Ю.Л." и ООО УК "Ю.Л.", являясь исполнителями коммунальных услуг, при приобретении коммунального ресурса обязаны оплатить соответствующую сумму НДС, если при утверждении тарифа его размер определен регулирующим органом без включения в него суммы НДС.
Если при утверждении регулирующим органом размера тарифа в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате исполнителю коммунальных услуг (управляющей организации) суммы НДС сверх утвержденного тарифа, в противном случае произойдет двойное начисление НДС.
Согласно пункта 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Согласно п.п. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, при приобретении коммунального ресурса у ресурсоснабжающей организации управляющая организация оплачивает НДС, который либо уже включен цену товара (услуги), установленной уполномоченным органом власти, либо начисляется дополнительно, если он не был предусмотрен в цене товара (услуги) уполномоченным органом власти. При реализации управляющей организацией приобретенного у ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса населению повторное начисление НДС не производится.
Доводы истцов о том, что ответчик в период с апреля 2010 года по июнь 2011 года завысил ставки (тарифы) на услуги ГВС, ХВС, канализацию (водоотведение), увеличивая тарифы, утвержденные РЭК УР, на 18% (сумма НДС), опровергаются материалами дела.
Так, из объяснений сторон, платежных документов следует, что до ноября 2007 года в связи с отсутствием индивидуальных приборов учета начисление истцам платы за ГВС, ХВС, водоотведение осуществлялось исходя из нормативов потребления. С ноября 2007 года начисление истцам платежей по данным видам услугам производилось исходя из показаний приборов учета потребления ГВС и ХВС.
Тарифы по горячему водоснабжению в рассматриваемый судом период были установлены следующими нормативными актами.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.12.2005 N 607 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения" с 01.01.2006 года установлен тариф на услугу горячего водоснабжения для граждан в домах с полным благоустройством: при отсутствии индивидуальных приборов учета - 100,33 руб./чел. в месяц (с НДС).
При нормативе потребления ГВС 0,19 Гкал на 1 чел. в месяц, установленном постановлением вице-мэра г. Ижевска от 25.04.2002 года N 184, и тарифе на тепловую энергию для населения в размере 592,60 руб./Гкал (с учетом НДС), установленную постановлением РЭК УР от 23.11.2006 N 16/5, плата за ГВС в 2007 году на 1 человека составила 112,59 руб./чел. в месяц.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 03.12.2008 N 389 "Об установлении тарифов на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ООО "Удмуртские коммунальные системы" потребителям г. Ижевска" установлен на 2008 год тариф без НДС на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ООО "Удмуртские коммунальные системы" потребителям г. Ижевска, в следующих размерах: на нужды населения - 31,80 руб./куб. м (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 37,52 руб./куб. м.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 29.12.2008 N 421/2 "Об установлении тарифов на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ООО "Удмуртские коммунальные системы" потребителям г. Ижевска" (в редакции распоряжения Администрации г. Ижевска от 12.02.2009 N 38/1) установлен на 2009 год тариф без НДС на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ООО "Удмуртские коммунальные системы" потребителям г. Ижевска, в следующих размерах: на нужды населения - 37,68 руб./куб. м (без НДС), что с учетом НДС 18% составит 44,46 руб./куб. м.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 16.12.2009 N 514 (ред. от 18.12.2009) "Об установлении тарифа на услугу горячего водоснабжения, оказываемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" установлен на 2010 год тариф без НДС на услугу горячего водоснабжения, оказываемую ООО "Удмуртские коммунальные системы", в размере 48,29 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 56,98 руб./куб. м.
Постановлением РЭК УР от 25.11.2010 N 15/14 (ред. от 28.07.2011) "О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" утвержден на период с 01.01.2011 года по 31.12.2011 год тариф с НДС на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" потребителям г. Ижевска, в следующих размерах: население - 66,40 руб./куб. м (с учетом НДС).
Постановление РЭК УР от 30.11.2011 N 17/2 "О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" утверждены тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы", в следующих размерах: население (с учетом НДС) -
- 66,40 руб./куб. м в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 года;
- 70,39 руб./куб. м в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 года;
- 73,89 руб./куб. м в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 года;
- Тарифы на холодное водоснабжение были установлены следующими нормативными актами.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.12.2005 N 607 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения" с 01.01.2006 года установлен тариф на услугу холодного водоснабжения для граждан для в домах с полным благоустройством при отсутствии индивидуальных приборов учета - 23,00 руб./чел. в месяц (с НДС), и тариф на услугу холодного водоснабжения для целей горячего водоснабжения в домах с полным благоустройством при отсутствии индивидуальных приборов учета - 15,33 руб./чел. в месяц (с НДС), всего по ХВС в домах с полным благоустройством без индивидуальных приборов учета - 38,33 руб./чел. в месяц. (с НДС).
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 29.11.2006 N 190/6 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП "Ижводоканал" установлен и введен с 1 января 2007 года тариф на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП "Ижводоканал", без НДС, в частности: вода питьевая на нужды населения - 3,80 руб./куб. м (без НДС), что с НДС 18% составит 4,48 руб./куб. м.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 30.11.2007 N 299/7 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП г. Ижевска "Ижводоканал" установлен тариф без НДС на услуги, оказываемые МУП города Ижевска "Ижводоканал", на 2008 год в следующих размерах:
- по водоснабжению для питьевых нужд населению - 4,26 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составляет 5,03 руб./м3.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 28 ноября 2008 г. N 382/9 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП г. Ижевска "Ижводоканал" установлен тариф без НДС на услуги, оказываемые МУП города Ижевска "Ижводоканал", на 2009 год в следующих размерах:
- по водоснабжению для питьевых нужд населению - 5,04 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 5,95 руб./м3.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 30.11.2009 N 483 (ред. от 18.12.2009) "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП г. Ижевска "Ижводоканал" установлен без НДС тариф на услуги, оказываемые МУП города Ижевска "Ижводоканал", с учетом установленных надбавок к тарифам на 2010 год в следующих размерах:
- по водоснабжению - 6,26 руб./м3 (без НДС), что с 18% НДС составит 7,39 руб./м3.
Постановлением РЭК УР от 25.11.2010 N 15/4 "О тарифе на холодную воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" утвержден тариф на холодную воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал", на период с 1 января 2011 года по 31 июля 2011 года для населения - в размере 8,53 руб./куб. м (с учетом НДС); на период с 1 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года для населения - в размере 8,65 руб./куб. м (с учетом НДС).
Постановлением РЭК УР от 03.11.2011 N 15/11 "О тарифах на холодную воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" утвержден тариф на холодную воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал", для населения (с учетом НДС) на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года - в размере 8,65 руб./куб. м (с учетом НДС); на период с 1 июля 2012 года по 31 августа 2012 года - в размере 9,17 руб./куб. м (с учетом НДС); на период с 01.09.2012 года по 31.12.2012 года - в размере 10,38 руб./куб. м (с учетом НДС).
Тарифы на водоотведение были установлены следующими нормативными актами.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.12.2005 N 607 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги для населения" с 01.01.2006 года установлен тариф на услугу водоотведения для граждан в домах с полным уровнем благоустройства: при отсутствии индивидуальных приборов учета - 26,59 руб./чел. в месяц (с НДС); при наличии приборов учета воды - 2,95 руб./куб. м (с НДС).
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 29.11.2006 N 190/6 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП "Ижводоканал" установлен и введен с 1 января 2007 года тариф на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП "Ижводоканал", без НДС, в том числе услуги по водоотведению для населения - 2,60 руб./м3 (без НДС), что с учетом НДС 18% составит 3,07 руб./куб. м (с НДС).
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 30.11.2007 N 299/7 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП г. Ижевска "Ижводоканал" установлен тариф без НДС на услуги, оказываемые МУП города Ижевска "Ижводоканал", на 2008 год в следующих размерах:
- по водоотведению для населения - 2,79 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 3,29 руб./м3.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 28 ноября 2008 г. N 382/9 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП г. Ижевска "Ижводоканал" установлен без НДС тариф на услуги, оказываемые МУП города Ижевска "Ижводоканал", на 2009 год в следующих размерах:
- по водоотведению для населения - 3,28 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 3,87 руб./м3.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 30.11.2009 N 483 (ред. от 18.12.2009) "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП г. Ижевска "Ижводоканал" установлен без НДС тариф на услуги, оказываемые МУП города Ижевска "Ижводоканал", с учетом установленных надбавок к тарифам на 2010 год в следующих размерах:
- по водоотведению - 4,06 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 4,79 руб./м3.
Постановление РЭК УР от 25.11.2010 N 15/5 (ред. от 28.07.2011) "О тарифах на услуги по водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые МУП г. Ижевска "Ижводоканал" утвержден тариф на услугу по водоотведению, оказываемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" на период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года: для населения - в размере 5,56 руб./куб. м (с учетом НДС).
Постановлением РЭК УР от 25.11.2010 N 15/5 (ред. от 28.07.2011) "О тарифах на услуги по водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые МУП г. Ижевска "Ижводоканал" утвержден тариф на услугу по водоотведению, оказываемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал", для населения (с учетом НДС) на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года - в размере 5,56 руб./куб. м (с учетом НДС); на период с 1 июля 2012 года по 31 августа 2012 года - в размере 5,89 руб./куб. м (с учетом НДС); на период с 01.09.2012 года по 31.12.2012 года - в размере 6,67 руб./куб. м (с учетом НДС).
Как видно из приведенных актов, тарифы (цены) на коммунальные услуги (ресурсы) утверждались уполномоченными органами и с включением НДС в тариф (цену), и без включения суммы НДС в тариф - в зависимости от периода.
Тарифы для населения, утвержденные органом государственной власти, после 2010 года утверждались регулирующим органом с включением в них суммы НДС, то есть цена коммунального ресурса уже включала в себя сумму НДС.
Поскольку действующее налоговое законодательство предусматривает при приобретении коммунального ресурса у ресурсоснабжающей организации уплату управляющей организацией суммы НДС, в случае, если регулируемая цена установлена без НДС, то стоимость ресурса для управляющей организации увеличивается на 18% от цены товара (услуги), установленной органом местного самоуправления без учета НДС.
Реализация управляющей организацией населению коммунального ресурса по той же цене, по которой управляющая организация приобрела этот ресурс, то есть по цене, включающей НДС, соответствует действующему налоговому законодательству и не противоречит нормам Жилищного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе также приводится правовое обоснование того, что граждане оплачивают коммунальные услуги, предоставленные управляющей организацией, по цене (стоимости), учитывающей сумму НДС.
При этом проверка тарифов, по которым производилось начисление истцам платы за ГВС, ХВС, водоотведение, показывает, что управляющая организация реализовывала коммунальные ресурсы истцам по цене, учитывающей сумму НДС, при этом дополнительно (повторно) не увеличивала цену услуги на размер НДС, что является правомерным.
Исследовав платежные извещения за спорный период, в том числе за период указанный истцами, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что начисление платы за ГВС, ХВС, водоотведение (канализацию) производились на основании установленных нормативов, а после установки индивидуальных приборов учета в квартире истцов - на основании показаний этих приборов, и по тарифам, установленным уполномоченными органами, за исключением периода с ноября 2007 по 31 августа 2010 года.
Так, согласно платежным извещениям за 2010 год начисление платы производилось по следующей цене:
- за ГВС - по цене 61,77 руб./куб. м (при установленной цене 48,29 руб./куб. м (без НДС), или 56,98 руб./куб. м (с НДС 18%);
- за ХВС - по цене 12,18 руб./куб. м (при установленной цене 6,26 руб./м3 (без НДС) или 7,39 руб./м3 (с НДС 18%).
При этом в платежных документах истцов за указанный период плата за водоотведение не указана (не начислена), несмотря на то, что услуга по водоотведению управляющей организацией истцам оказывалась, что следует из договора управления многоквартирным домом от 01.04.2010 года (том 3, л.д. 165 - 168), договора N 1005 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 21.06.2010 года, сроком действия с 01.04.2010 года, заключенного управляющей организацией с МУП "Ижводоканалом" (том 3, л.д. 153 - 157), объяснений представителя ответчика, данных о потреблении ГВС и ХВС в квартире истцов.
Органом местного самоуправления установлена цена по водоотведению на этот период 2010 года - 4,06 руб./м3 (без НДС), или 4,79 руб./м3 (с учетом НДС).
Из письменных объяснений представителя ответчика следует, что при начислениях платы за коммунальные ресурсы плата за водоотведение была включена в состав платы за ХВС и в состав платы за ГВС, исходя из объема использованной, соответственно, холодной и горячей воды по индивидуальным приборам учета, поэтому цена ХВС и ГВС в платежных извещениях, соответственно, была увеличена на цену услуги по водоотведению, а плата за водоотведение в платежных извещениях не была указана.
Объяснения представителя ответчика в этой части - о порядке начисления платы за ГВС, ХВС, водоотведение в период с апреля 2010 года по 31 августа 2010 года - находят свое подтверждение при проверке расчетов.
Так, включение тарифа по водоотведению в размере 4,79 руб./м3 (с учетом НДС) в установленный тариф по ГВС (56,98 руб./куб. м (с НДС 18%)) и в установленный тариф по ХВС (7,39 руб./м3 (с НДС 18%)), дает в сумме ту цену, которая указана ответчиком в платежных документах: по ГВС - 61,77 руб./куб. м, по ХВС - 12,18 руб./куб. м.
Из материалов дела также следует, что аналогичным образом осуществлялось начисление платы за ГВС, ХВС и водоотведение в 2008, 2009 годах.
Так, согласно платежным извещениям за 2009 год начисление платы производилось по следующей цене:
- за ГВС - по цене 48,33 руб./куб. м (при установленной цене 37,68 руб./куб. м (без НДС), что с учетом НДС 18% составит 44,46 руб./куб. м;
- за ХВС - по цене 9,82 руб./куб. м (при установленной цене - 5,04 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 5,95 руб./м3.
Плата за водоотведение в платежных документах истцов за 2009 год не указана, несмотря на то, что водоотведение относилось к числу оказываемых коммунальных услуг, и органом местного самоуправления на этот период установлена цена по водоотведению - 3,28 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 3,87 руб./м3.
Включение тарифа платы за водоотведение, установленной органом местного самоуправления, в размер платы за ГВС и за ХВС, установленный органом местного самоуправления, дает в сумме ту цену, по которой управляющая организация производила начисления истцам по ГВС и ХВС в 2009 году.
Согласно платежным извещениям за 2008 год начисление платы истцам производилось по следующей цене:
- за ГВС - по цене 40,81 руб./куб. м (при установленной цене 31,80 руб./куб. м (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 37,52 руб./куб. м;
- за ХВС - по цене 8,32 руб./куб. м (при установленной цене - 4,26 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составляет 5,03 руб./м3.
Плата за водоотведение в платежных документах истцов за 2008 год не указана, несмотря на то, что водоотведение относилось к числу оказываемых коммунальных услуг, и органом местного самоуправления на этот период установлена цена по водоотведению - 2,79 руб./м3 (без НДС), что с учетом 18% НДС составит 3,29 руб./м3.
Включение тарифа платы за водоотведение, установленной органом местного самоуправления, в плату за ГВС и за ХВС, установленную органом местного самоуправления, дает в сумме ту цену, по которой управляющая организация производила начисления по ГВС и ХВС в 2008 году.
Такой порядок начисления платы за коммунальные услуги по ХВС, ГВС, водоотведению, когда управляющая организация объединила цены (тариф) разных коммунальных услуг в одну цену (тариф), не предусмотрен нормами Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг, но, как показала проверка расчетов, это нарушение не повлекло за собой взимание с истцов платы за указанные коммунальные услуги (ГВС, ХВС, водоотведение) в завышенном размере и, соответственно, не причинило им убытков, хотя истцы были введены в заблуждение относительности обоснованности начисленных платежей в этой части, что явилось одной из причин обращения истцов в суд с иском.
После 01.09.2010 года плата за ХВС, ГВС, водоотведение начислялась истцам управляющей организацией в установленном порядке, отдельно за каждую коммунальную услугу и по тарифам, установленным уполномоченным регулирующим органом, что видно из расчетов, представленных ответчиком, и платежных документов. При этом из тарифов, по которым производилось начисление истцам платы за ГВС, ХВС, водоотведение, видно, что при реализации коммунального ресурса населению ООО УК "Ю.Л." не увеличивала цену услуги на размер НДС, что является правомерным.
Тарифы на коммунальные услуги ни судом, ни управляющей организацией не могут быть по собственному усмотрению ни увеличены, ни уменьшены, поскольку цены на указанные коммунальные услуги регулируются уполномоченным государственным органом. Отношения между ресурсоснабжающей организацией и ООО УК "Ю.Л." (исполнителем коммунальной услуги) по вопросу формирования цены в данном случае значения не имеют, поскольку размер платежа истцов основан на тарифах (ценах), установленных в предусмотренном законом порядке уполномоченным органом государственной власти, этот тариф управляющей организацией, производящей расчет платы за коммунальные услуги ГВС, ХВС, водоотведение, не занижен и не превышен. Завышение истцам платы за указанные коммунальные услуги судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая решение, суд 1 инстанции исходил из тех же обстоятельств, что является обоснованным.
Доводы жалобы о том, что суд не дал оценки завышению тарифов на сумму НДС, являются несостоятельными, поскольку суд 1 инстанции в решении указал, что начисление платы за указанные коммунальные ресурсы производилось по установленным тарифам.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о том, что суд 1 инстанции не рассмотрел требования истцов, касающиеся уменьшения платежей по содержанию и текущему ремонту жилого помещения с апреля 2010 года по декабрь 2010 года, Судебная коллегия приходит к выводу об их обоснованности.
Так, в заявлении об изменении исковых требований в части о перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги истцы А. просили обязать ответчика уменьшить плату на 36 171,96 рублей, в том числе по ХВС, ГВС, водоотведению в размере 5 550,60 руб., по плате за капитальный ремонт за период с апреля 2010 года по октябрь 2012 года в размере 10 775,29 рублей, по плате за содержание и текущий ремонт с апреля 2010 года по декабрь 2010 года в размере 1 1116,18 руб., по отоплению 5 165,30 руб., незаконно начисленную сумму долга 13 584,59 рублей. (том 2, л.д. 273, 279 - 282).
Из решения суда следует, что требования истцов в части об уменьшении платы за содержание и текущий ремонт с апреля 2010 года по декабрь 2010 года в размере 1 1116,18 руб. (том 2, л.д. 273) фактически судом 1 инстанции не рассмотрены, им не была дана какая-либо правовая оценка.
В связи с тем, что гражданское судопроизводство не предусматривает направление дела на новое рассмотрение в суд 1 инстанции, требования истцов в данной части подлежат разрешению судом апелляционной инстанции.
В соответствии с часть 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из объяснений обеих сторон следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> не было принято решение об установлении определенного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из чего при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющая организация должна руководствоваться тарифами (размером платы), установленными органом местного самоуправления в соответствие с часть 4 статьи 158 ЖК РФ.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 28.12.2009 N 540 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год" на 2010 год установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на один кв. м общей площади жилых помещений в месяц для жилищного фонда с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным лифтом, мусоропроводом, без электроплит, в размере 13,10 руб./кв. м (с НДС).
Согласно платежным извещениям за апрель - декабрь 2010 года, а также за январь - март 2010 года начисление платы за содержание и ремонт жилья в указанный период осуществлялось управляющими организациями, исходя из большего размера.
Так, общая сумма ежемесячных начислений по плате за содержание и ремонт жилого помещения, куда входят содержание жилья, содержание лифта, вывоз ТБО, содержание мусоропровода, текущий ремонт, составляет 963,91 руб., то есть начисление платы производилось исходя из 13,99 руб./кв. м.
При этом изучение платежных извещений за 2010 год показало, что в платежных извещениях за январь - март 2010 года в строке "содержание жилья" указан тариф 9,13 руб., а в платежных извещениях за апрель - декабрь 2010 года указан иной тариф 6,85 руб., но, несмотря на указание разных тарифов, начисление платы по данной строке в 2010 году не менялось и составляло 629,06 руб. ежемесячно, а с учетом платежей по содержанию лифта, вывозу ТБО, содержанию мусоропровода, текущему ремонту, которые входят в структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения, ежемесячное начисление платы за содержание и ремонт жилья в период с января по декабрь 2010 года составило 963,91 руб., то есть исходя из 13,99 руб./кв. м, как правильно указали истцы в исковом заявлении.
Однако, исходя из распоряжения Администрации г. Ижевска размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2010 году не должен был превышать 13,10 руб./кв. м.
Таким образом, размер начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2010 году был завышен сначала управляющей организацией ООО "Ю.Л.", а затем также ООО УК "Ю.Л." на 0,89 руб./кв. м.
В отношении квартиры истцов общей площадью 68,9 кв. м превышение платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2010 году составило 61,32 руб. ежемесячно, а всего за 2010 год - 735,84 руб.
Доводы представителя ответчика о том, что в структуру платежей, входящих в плату за содержание и ремонт жилого помещения, вошла плата за услуги по управлению многоквартирным домом в размере 5% от стоимости жилищно-коммунальных услуг, предусмотренная договором управления многоквартирным домом (п. 7.10), Судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в платежных извещениях начисление платы за услуги по управлению многоквартирным домом и ее размера не указано.
Кроме того, согласно части 2 ст. 154 ЖК РФ плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом уже включена в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления, если собственники помещений на общем собрании не установили размер такой платы.
Доказательств установления решением общего собрания собственников размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включая размера платы за услуги по управлению многоквартирным домом, в материалах дела не содержится и ответчиком не представлено.
Поскольку на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме решение об установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений не принималось, включенное управляющей организацией в договор управления условие, устанавливающее для собственников помещений дополнительную плату за услуги по управлению, является недействительным, как противоречащее вышеуказанным положениям закона.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 13.02.2006 N 9 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за содержание и ремонт жилищного фонда" с 01.03.2006 года был установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на один кв. м общей площади жилых помещений в месяц для жилищного фонда с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным лифтом, мусоропроводом, без электроплит, в размере 8,67 руб./кв. м.
Согласно платежным извещениям за 2006 год начисление платы за содержание и ремонт жилья в 2006 году осуществлялось, исходя из указанного размера. Так, сумма ежемесячных начислений за обслуживание жилья, содержание лифта, вывоз ТБО, содержание мусоропровода, текущий ремонт составляет 8,67 руб./кв. м.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 22.12.2006 N 204/2 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" на 2007 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на один кв. м общей площади жилых помещений в месяц для жилищного фонда с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным лифтом, мусоропроводом, без электроплит, в размере 9,75 руб./кв. м.
Согласно платежным извещениям за 2007 год начисление платы за содержание и ремонт жилья в 2007 году также осуществлялось правомерно, исходя из указанного размера.
Так, сумма ежемесячных начислений по плате за содержание и ремонт жилого помещения, куда входят содержание жилья, содержание лифта, вывоз ТБО, содержание мусоропровода, текущий ремонт, составляет 671,77 руб., то есть 9,75 руб./кв. м.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 27.12.2007 N 332 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" на 2008 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на один кв. м общей площади жилых помещений в месяц для жилищного фонда с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным лифтом, мусоропроводом, без электроплит, в размере 10,50 руб./кв. м.
Согласно платежным извещениям за 2008 год начисление платы за содержание и ремонт жилья в 2008 году осуществлялось, исходя из большего размера. Так, сумма ежемесячных начислений по плате за содержание и ремонт жилого помещения, куда входят содержание жилья, содержание лифта, вывоз ТБО, содержание мусоропровода, текущий ремонт, составляет 799,31 руб., то есть 11,60 руб./кв. м.
Однако, исходя из распоряжения Администрации г. Ижевска N 332 от 27.12.2007 года размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть 10,50 руб./кв. м.
Таким образом, тариф платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2008 году был завышен на 1,10 руб./кв. м.
В отношении спорной квартиры общей площадью 68,9 кв. м превышение платы за содержание и ремонт жилого помещения составило 75,79 рублей ежемесячно, а за 2008 год - 909,48 руб.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 29.12.2008 N 422 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" на 2009 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на один кв. м общей площади жилых помещений в месяц для жилищного фонда с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным лифтом, мусоропроводом, без электроплит, в размере 11,87 руб./кв. м (с НДС).
Согласно платежным извещениям за 2009 год начисление платы за содержание и ремонт жилья в 2009 году осуществлялось управляющей организацией, исходя из большего размера.
Так, сумма ежемесячных начислений по плате за содержание и ремонт жилого помещения, куда входят содержание жилья, содержание лифта, вывоз ТБО, содержание мусоропровода, текущий ремонт, в 2009 году составляет 872,96 руб., то есть 12,67 руб./кв. м.
Таким образом, тариф платы за содержание и ремонт жилого помещения был завышен в 2009 году на 0,8 руб./кв. м.
В отношении спорной квартиры общей площадью 68,9 кв. м превышение платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2009 году составляет 55,12 рублей ежемесячно, а за 2009 год - 661,44 руб.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 28.12.2010 N 701 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год и на первое полугодие 2012 года" на 2011 год и на первое полугодие 2012 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на один кв. м общей площади жилых помещений в месяц для жилищного фонда с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным лифтом, мусоропроводом, без электроплит, в размере 14,42 руб./кв. м (с НДС).
Согласно платежным извещениям за 2011 год начисление платы за содержание и ремонт жилья в 2011 года осуществлялось в соответствии с указанным распоряжением Администрации.
Так, сумма ежемесячных начислений по плате за содержание и ремонт жилого помещения, куда входят содержание жилья, содержание лифта, вывоз ТБО, содержание мусоропровода, текущий ремонт, составляет 993,54 руб., то есть 14,42 руб./кв. м.
Кроме того, согласно платежным извещениям в 2011 году дополнительно начислялась плата за обслуживание узла учета теплоэнергии исходя из размера 0,82 руб./кв. м согласно распоряжения Администрации г. Ижевска от 28.12.2010 N 701 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год и на первое полугодие 2012 года".
Согласно платежным извещениям за первое полугодие 2012 год начисление платы за содержание и ремонт жилья также осуществлялось в соответствии с вышеуказанным распоряжением Администрации.
Так, сумма ежемесячных начислений по плате за содержание и ремонт жилого помещения, куда входят содержание жилья, содержание лифта, вывоз ТБО, содержание мусоропровода, текущий ремонт, в первом полугодии 2012 года составила 993,54 руб., то есть 14,42 руб./кв. м.
Кроме того, в первом полугодии 2012 года дополнительно начислялась плата за обслуживание узла учета исходя из размера 0,82 руб./кв. м согласно распоряжения Администрации г. Ижевска от 28.12.2010 N 701 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год и на первое полугодие 2012 года".
Постановлением Администрации г. Ижевска от 26.06.2012 N 619 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с 1 июля 2012 года" с 01.07.2012 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на один кв. м общей площади жилых помещений в месяц для жилищного фонда с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным лифтом, мусоропроводом, без электроплит, в размере 15,92 руб./кв. м (с НДС).
Согласно платежным извещениям за июль - октябрь 2012 год начисление платы за содержание и ремонт жилья осуществлялось в соответствии с указанным распоряжением Администрации N 619 от 26.06.2012 года.
Так, сумма ежемесячных начислений по плате за содержание и ремонт жилого помещения, куда входят содержание жилья, содержание лифта, вывоз ТБО, содержание мусоропровода, текущий ремонт, составляет 1096,89 руб., то есть 15,92 руб./кв. м.
Кроме того, в указанном периоде 2012 года (июль - октябрь) начислялась плата за обслуживание узла учета исходя из размера 0,65 руб./кв. м и плата за благоустройство территории в размере 0,06 руб./кв. м общей площади в месяц, что предусмотрено постановлением Администрации г. Ижевска от 26.06.2012 N 619 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с 1 июля 2012 года".
Таким образом, плата за содержание и ремонт жилого помещения начислялась по завышенным тарифам в 2008, 2009, 2010 годах, в остальные периоды завышение платы по содержанию и ремонту жилого помещения не установлено.
Поскольку в общую сумму долга, которую ООО УК "Ю.Л." просит взыскать с истцов, включена как плата за содержание и ремонт жилого помещения за период с апреля 2010 года до 31 октября 2012 года, так и сумма долга по плате за содержание и ремонт жилого помещения за период с ноября 2006 года до апреля 2010 года, уступленного ответчику ООО УК "Ю.Л." предыдущей управляющей организацией ООО "Ю.Л." по договору уступки, то, учитывая необоснованное завышение размера платы за содержание и ремонт жилья в 2008, 2009, 2010 годах, общий размер задолженности истцов подлежит уменьшению на сумму превышения платы за содержание и ремонт жилого помещения по сравнению с платой по установленным тарифам, то есть на общую сумму 2 306,76 рублей за 2008, 2009, 2010 год, в том числе включая за период с апреля 2010 года по декабрь 2010 года.
Таким образом, решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 25.01.2013 года подлежит изменению в части размера взысканной с А.З.В., действующей от своего имени и от имени А.А.Е., и с А.Н.А., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Учитывая, что производство по делу по встречному иску о взыскании задолженности подлежит прекращению в части суммы 2 760,27 рублей, включенной ответчиком в общий размер взыскиваемой задолженности, в связи с отказом от иска в этой части, а также учитывая наличие оснований для уменьшения суммы взысканного долга в части платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2 306,76 рублей, с истцов в пользу ответчика ООО УК "Ю.Л." подлежит взысканию сумма долга по плате за жилое помещение и коммунальные услуги по состоянию на октябрь 2012 года включительно в оставшейся части в размере 50 701,73 руб., а решение суда в этой части подлежит изменению.
В связи с изменением решения суда 1 инстанции в силу ч. 3 ст. 98 ГПК РФ подлежит изменению и распределение судебных расходов.
Размер встречных исковых требований ООО УК "Ю.Л." с учетом отказа от иска в части суммы 2 760,27 руб., составил 59 234,28 руб. - цена иска ООО УК "Ю.Л.". Иск ООО УК "Ю.Л." подлежит удовлетворению на общую сумму 50 701,73 руб., что составляет 95,65% от общей цены иска, в связи с чем по правилам ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу ООО УК "Ю.Л." подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлина пропорционально удовлетворенной части встречного иска, что составит 1 626,05 руб. при уплаченной госпошлине в размере 1 700,00 руб.
Истцы А. от оплаты госпошлины при подаче ими иска освобождены согласно п.п. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
В соответствие с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку исковые требования А. об уменьшении суммы подлежат удовлетворению на сумму 8 532,55 рублей, их же требования о компенсации морального вреда удовлетворены, при этом истцы освобождены от уплаты госпошлины, то в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО УК "Ю.Л." подлежит взысканию в местный бюджет города Ижевска госпошлина в размере 600 рублей, из которых госпошлина 400 руб. по имущественным требованиям и 200 руб. по неимущественному требованию о компенсации морального вреда.
Решение суда 1 инстанции в части взыскания с А. в местный бюджет государственной пошлины в размере 173,06 руб. не мотивировано, Судебная коллегия в этой части не находит правовых оснований для взыскания с А. госпошлины в размере 173,06 руб. в местный бюджет, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 326.1, 328, 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:

Решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 25 января 2013 года в части, в которой с А.З.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного А.А.Е., А.А.Е., А.Н.А., представляющей свои интересы и интересы несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., в пользу ООО УК "Ю.Л." взыскана задолженность по плате за электроэнергию в местах общего пользования за период с 07.11.2006 года по октябрь 2012 года в сумме 2 760,27 рублей, вошедшая в общую сумму взысканной задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 55 768,76 рублей, отменить.
В этой части исковых требований ООО УК "Ю.Л." - о взыскании задолженности на сумму 2 760,27 рублей - производство по делу прекратить, в связи с отказом ООО УК "Ю.Л." от иска в этой части.
В оставшейся части решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 25.01.2013 года изменить.
Уменьшить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленной А.З.В., А.А.Е., А.Н.А., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., до 8 532,55 рублей, в том числе по плате за капитальный ремонт - 689,00 рублей; по плате за отопление в 2010 году - 5 536,79 рублей; по плате за содержание и текущий ремонт жилого помещения в 2008, 2009, 2010 годах - 2 306,76 рублей.
Уменьшить сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с ноября 2006 года по октябрь 2012 года, взысканную в пользу ООО УК "Ю.Л." с А.З.В., действующей от своего имени и от имени А.А.Е., А.Н.А., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., до 50 701,73 руб.
Госпошлину, взысканную с А.З.В., действующей от своего имени и от имени А.А.Е., А.Н.А., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., уменьшить с 1 700,00 рублей до 1 626,05 рублей.
Госпошлину, взысканную с ООО УК "Ю.Л." в местный бюджет города Ижевска, увеличить с 400,00 рублей до 600,00 рублей.
Решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 25.01.2013 года в части взыскания с А.З.В., действующей от своего имени и от имени А.А.Е., А.Н.А., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних А.А.В. и А.А.В., в местный бюджет г. Ижевска госпошлины в размере 173,06 руб. отменить.
В остальной части решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 25.01.2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу А.З.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного А.А.Е., удовлетворить частично.
Председательствующий
А.В.СОЛОНЯК
Судьи
А.В.ПОНОМАРЕВА
Ю.В.ДОЛГОПОЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)