Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2012,
принятое судьей Сергушовой Т.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А31-7368/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геология и бизнес"
к администрации города Костромы
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
третьи лица - Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы,
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области,
и
общество с ограниченной ответственностью "Геология и бизнес" (далее - ООО "Геология и бизнес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными постановления администрации города Костромы (далее - Администрация) от 03.07.2012 N 1382 "Об отмене градостроительного плана земельного участка N 00000000002228 и постановления Администрации города Костромы от 28 декабря 2011 N 2964", а также постановления Администрации от 03.07.2012 N 1383 "Об отмене разрешения N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы (далее - Управление), Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент).
Решением суда от 06.12.2013 заявленное требование удовлетворено частично: постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 "Об отмене разрешения N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" признано недействительным; в части удовлетворения требования о признании недействительным постановления Администрации от 03.07.2012 N 1382 "Об отмене градостроительного плана земельного участка N 00000000002228 и постановления Администрации города Костромы от 28 декабря 2011 N 2964" отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворения требования Общества и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление направлено на прекращение зарегистрированного права собственности Общества на незавершенный строительством объект, не обоснован; спорное разрешение на строительство послужило основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества, уже находящегося в собственности Общества. Строительство на предоставленном в аренду земельном участке противоречит разрешенному использованию этого участка, поэтому Администрация правомерно отменила принятые ею ненормативные акты. Суды не указали на способ восстановления нарушенных оспариваемым актом прав заявителя.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.11.2008 ООО "Геология и бизнес" по договору купли-продажи приобрело объект незавершенного строительства нежилого здания, общей площадью застройки 777,8 квадратного метра, степень готовности 6 процентов, литера А, адрес объекта: г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а.
Департамент, ООО "Геология и бизнес" и ЗАО "Лотос Голд" подписали дополнительное соглашение от 16.09.2009 к договору аренды земельного участка от 21.06.2007 N Д.0523.3, предоставленного в аренду для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, в соответствии с которым права арендатора земельного участка переданы ООО "Геология и бизнес".
ООО "Геология и бизнес" 21.12.2011 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а.
Администрация издала постановление от 28.12.2011 N 2964 "О признании утратившими силу Градостроительного плана земельного участка N RU44328000-000000000001822" и постановления от 26.04.2011 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Индустриальная, 11а".
Обществу был выдан новый градостроительный план земельного участка по указанному адресу.
Получив 28.12.2011 градостроительный план земельного участка на строительство многоквартирного жилого дома, ООО "Геология и бизнес" 27.01.2012 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 11а.
Администрация 30.01.2012 выдала разрешение N RU44328000-39 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" (площадь земельного участка - 1910, 83 квадратного метра: общая площадь здания - 2207,64 квадратного метра; количество квартир - 33; количество этажей - 3; высота здания - 11,05 м; строительный объем здания - 11727,62 кубического метра; в том числе подземной части - 1959, 76 кубического метра; количество очередей (пусковых комплексов) объекта капитального строительства - 1), расположенного по адресу: 156000, Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 11а. Срок действия разрешения установлен до 26.12.2012.
Управление Росреестра по Костромской области 13.06.2012 выдало свидетельство о праве собственности ООО "Геология и бизнес" на объект незавершенного строительства - жилой дом, степень готовности - 65 процентов, расположенный по указанному адресу, основание для регистрации - договор купли-продажи от 17.11.2008 и разрешение на строительство от 30.01.2012.
Постановлением Администрации от 03.07.2012 N 1382 на основании договора аренды земельного участка от 21.06.2007 N Д.0523.3, заключенного Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области и ООО "Геология и бизнес", расположенного по адресу: город Кострома, улица Индустриальная, 11а, предоставленного для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, и в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы отменены со дня принятия градостроительного плана земельного участка N 00000000002228 постановление Администрации от 28.12.2011 N 2964 "О признании утратившими силу градостроительного плана земельного участка N RU 44328000-000000000000Т822, а также постановление Администрации от 26.04.2011 N 769 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Индустриальная, 11а" и утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а".
Постановлением Администрации от 03.07.2012 N 1383 на основании договора аренды земельного участка от 21.06.2007 N Д.0523.3, заключенного Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области и Обществом, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а, предоставленного для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, и в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы отменено разрешение N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Костромская обл., г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а, со дня его выдачи.
Посчитав, что постановления Администрации от 03.07.2012 N 1382 и 1383 являются незаконными, ООО "Геология и бизнес" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление от 03.07.2012 N 1382 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества, поэтому отказал в удовлетворении требования в данной части; требование в части признания недействительным постановления от 03.07.2012 N 1383 удовлетворил.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право Администрации отменить собственный правовой акт установлено в статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принимаемый при этом ненормативный правовой акт должен отвечать критериям законности (часть 4 статьи 7 данного закона) и обоснованности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство по общему правилу выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления в следующих случаях:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы, имеющей императивный характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что при отсутствии какого-либо из названных оснований решение о прекращении действия выданного застройщику разрешения на строительство не может быть принято.
Суды установили, что постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 не содержит ссылок на часть 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство. Ссылка Администрации на незаконность выдачи ООО "Геология и бизнес" разрешения на строительство в связи с его несоответствием целевому назначению земельного участка, предоставленного для строительства иного объекта капитального строительства, обоснованно не принята судами, поскольку такое основание в указанном перечне отсутствует.
В отношении объекта незавершенного строительства, возведенного на основании спорного разрешения на строительство, ООО "Геология и бизнес" произведена государственная регистрация права, в связи с чем суды обоснованно признали доказанным нарушение оспариваемым постановлением Администрации прав и законных интересов Общества.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили требование Общества и признали недействительным постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 "Об отмене разрешения N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, суд округа отклонил, как не влияющие на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А31-7368/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N А31-7368/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N А31-7368/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2012,
принятое судьей Сергушовой Т.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А31-7368/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геология и бизнес"
к администрации города Костромы
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
третьи лица - Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы,
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Геология и бизнес" (далее - ООО "Геология и бизнес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными постановления администрации города Костромы (далее - Администрация) от 03.07.2012 N 1382 "Об отмене градостроительного плана земельного участка N 00000000002228 и постановления Администрации города Костромы от 28 декабря 2011 N 2964", а также постановления Администрации от 03.07.2012 N 1383 "Об отмене разрешения N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы (далее - Управление), Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент).
Решением суда от 06.12.2013 заявленное требование удовлетворено частично: постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 "Об отмене разрешения N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" признано недействительным; в части удовлетворения требования о признании недействительным постановления Администрации от 03.07.2012 N 1382 "Об отмене градостроительного плана земельного участка N 00000000002228 и постановления Администрации города Костромы от 28 декабря 2011 N 2964" отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворения требования Общества и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление направлено на прекращение зарегистрированного права собственности Общества на незавершенный строительством объект, не обоснован; спорное разрешение на строительство послужило основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества, уже находящегося в собственности Общества. Строительство на предоставленном в аренду земельном участке противоречит разрешенному использованию этого участка, поэтому Администрация правомерно отменила принятые ею ненормативные акты. Суды не указали на способ восстановления нарушенных оспариваемым актом прав заявителя.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.11.2008 ООО "Геология и бизнес" по договору купли-продажи приобрело объект незавершенного строительства нежилого здания, общей площадью застройки 777,8 квадратного метра, степень готовности 6 процентов, литера А, адрес объекта: г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а.
Департамент, ООО "Геология и бизнес" и ЗАО "Лотос Голд" подписали дополнительное соглашение от 16.09.2009 к договору аренды земельного участка от 21.06.2007 N Д.0523.3, предоставленного в аренду для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, в соответствии с которым права арендатора земельного участка переданы ООО "Геология и бизнес".
ООО "Геология и бизнес" 21.12.2011 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а.
Администрация издала постановление от 28.12.2011 N 2964 "О признании утратившими силу Градостроительного плана земельного участка N RU44328000-000000000001822" и постановления от 26.04.2011 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Индустриальная, 11а".
Обществу был выдан новый градостроительный план земельного участка по указанному адресу.
Получив 28.12.2011 градостроительный план земельного участка на строительство многоквартирного жилого дома, ООО "Геология и бизнес" 27.01.2012 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 11а.
Администрация 30.01.2012 выдала разрешение N RU44328000-39 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" (площадь земельного участка - 1910, 83 квадратного метра: общая площадь здания - 2207,64 квадратного метра; количество квартир - 33; количество этажей - 3; высота здания - 11,05 м; строительный объем здания - 11727,62 кубического метра; в том числе подземной части - 1959, 76 кубического метра; количество очередей (пусковых комплексов) объекта капитального строительства - 1), расположенного по адресу: 156000, Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 11а. Срок действия разрешения установлен до 26.12.2012.
Управление Росреестра по Костромской области 13.06.2012 выдало свидетельство о праве собственности ООО "Геология и бизнес" на объект незавершенного строительства - жилой дом, степень готовности - 65 процентов, расположенный по указанному адресу, основание для регистрации - договор купли-продажи от 17.11.2008 и разрешение на строительство от 30.01.2012.
Постановлением Администрации от 03.07.2012 N 1382 на основании договора аренды земельного участка от 21.06.2007 N Д.0523.3, заключенного Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области и ООО "Геология и бизнес", расположенного по адресу: город Кострома, улица Индустриальная, 11а, предоставленного для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, и в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы отменены со дня принятия градостроительного плана земельного участка N 00000000002228 постановление Администрации от 28.12.2011 N 2964 "О признании утратившими силу градостроительного плана земельного участка N RU 44328000-000000000000Т822, а также постановление Администрации от 26.04.2011 N 769 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Индустриальная, 11а" и утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а".
Постановлением Администрации от 03.07.2012 N 1383 на основании договора аренды земельного участка от 21.06.2007 N Д.0523.3, заключенного Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области и Обществом, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а, предоставленного для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, и в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы отменено разрешение N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Костромская обл., г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а, со дня его выдачи.
Посчитав, что постановления Администрации от 03.07.2012 N 1382 и 1383 являются незаконными, ООО "Геология и бизнес" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление от 03.07.2012 N 1382 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества, поэтому отказал в удовлетворении требования в данной части; требование в части признания недействительным постановления от 03.07.2012 N 1383 удовлетворил.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право Администрации отменить собственный правовой акт установлено в статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принимаемый при этом ненормативный правовой акт должен отвечать критериям законности (часть 4 статьи 7 данного закона) и обоснованности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство по общему правилу выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления в следующих случаях:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы, имеющей императивный характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что при отсутствии какого-либо из названных оснований решение о прекращении действия выданного застройщику разрешения на строительство не может быть принято.
Суды установили, что постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 не содержит ссылок на часть 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство. Ссылка Администрации на незаконность выдачи ООО "Геология и бизнес" разрешения на строительство в связи с его несоответствием целевому назначению земельного участка, предоставленного для строительства иного объекта капитального строительства, обоснованно не принята судами, поскольку такое основание в указанном перечне отсутствует.
В отношении объекта незавершенного строительства, возведенного на основании спорного разрешения на строительство, ООО "Геология и бизнес" произведена государственная регистрация права, в связи с чем суды обоснованно признали доказанным нарушение оспариваемым постановлением Администрации прав и законных интересов Общества.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили требование Общества и признали недействительным постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 "Об отмене разрешения N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, суд округа отклонил, как не влияющие на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А31-7368/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)