Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Жукова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Жуковой Н.Н. и Давыдовой Н.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Правобережного района г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 22 апреля 2013 года, которым постановлено: В удовлетворении требований прокурора Правобережного района города Липецка в интересах П.Ю., А., Г.С., Г.Е., Ш.А. К.Л., Н., Б. к администрации города Липецка о включении многоквартирного <адрес> в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда города Липецка на 2013-2015 годы" - отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия,
установила:
Прокурор Правобережного района города Липецка в интересах П.Ю., А., Г.С., Г.Е., Ш.А., К.Л., Н., Б. обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о включении многоквартирного <адрес> в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда города Липецка на 2013-2015 годы".
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что П.Ю., А., Г.С., Г.Е., Ш.А., К.Л., Н., Б. являются нанимателями и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 11 по Боевому проезду в г. Липецке. На основании заключения межведомственной комиссии города Липецка указанный многоквартирный дом распоряжением главы города Липецка от 21.05.2008 г. N 979-р признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Липецка от 24.09.2012 г. N 1871 была утверждена городская целевая программа "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы". Многоквартирный дом N 11 по Боевому проезду в городе Липецке в данную программу не включен. Состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку администрацией г. Липецка по настоящее время не приняты меры по переселению граждан указанного многоквартирного дома, прокурор Правобережного района города Липецка просил обязать администрацию г. Липецка включить <адрес> в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда города Липецка на 2013-2015 годы".
Представитель прокуратуры Правобережного района г. Липецка П.С., истица Г.Е., представитель истицы Ш.А. Ш.В., представитель истицы Б. К.Е. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание истцы П.Ю., А., Г.С., Ш.А., К.Л., К.Г., Н., Б. не явились, извещены надлежащим образом и своевременно. Представитель администрации г. Липецка Ч. и представитель Департамента ЖКХ г. Липецка Р. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие достаточного финансирования для переселения граждан из всех аварийных домов, находящихся на территории г. Липецка.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционном представлении прокурор Правобережного района просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры Кима И.Е., истца П.Ю., представителя истицы Ш.А. Ш.В., представителя истицы Б. К.Е., возражения против доводов жалобы представителя администрации г. Липецка К.О., проверив материалы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 14 Закона N 185-ФЗ определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Пунктом 10 части 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 данного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 данного Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Порядок утверждения региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, ее содержание, виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также условия включения многоквартирных домов в муниципальную или региональную адресную программу регламентированы статьей 15 Закона N 185-ФЗ.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 185-ФЗ, Фонд в срок до 1 января 2008 года утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 185-ФЗ).
Судом установлено, что истцы П.Ю., А., Г.С., Г.Е., Ш.А., К.Л., Н., Б. являются нанимателями и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, который на основании заключения межведомственной комиссии города Липецка распоряжением главы города Липецка от 21.05.2008 г. N 979-р признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Липецка от 24.09.2012 г. N 1871 была утверждена городская целевая программа "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы".
Постановлением администрации г. Липецка N 796 от 27.03.2013 г. в постановление администрации г. Липецка от 24.09.2012 г. N 1871 были внесены изменения в части объема финансирования в связи с добавлением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также средств областного бюджета.
Судом также установлено, что многоквартирный <адрес> в вышеуказанную программу включен не был.
Отказывая в удовлетворении требований, суд верно исходил из того, что отсутствуют доказательства, подтверждающие, что объем финансирования в настоящее время позволяет включить <адрес> <адрес> в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы".
При этом суд также пришел к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления не может выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную адресную программу все дома, которые в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными Фондом.
Поскольку действующим законодательством на органе местного самоуправления не возложена обязанность по включению в муниципальную адресную программу всех домов, являющихся аварийными и непригодными для проживания, а также учитывая отсутствие в настоящее время финансирования для переселения граждан из аварийного дома N 11 по Боевому проезду в г. Липецке, выводы суда об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию г. Липецка обязанности включить дом N 11 по Боевому проезду в г. Липецке в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы", являются правильными.
Доводы жалобы о том, что в целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы" включены дома, признанные аварийными до 2012, а <адрес> признан аварийным в 2008 году, повлечь отмену решения суда не могут, поскольку само по себе включение в данную программу к ранее признанным аварийным домам других аварийных домов не свидетельствует о незаконности действий администрации г. Липецка.
Включение перечня домов, признанных в установленном законом порядке непригодными для проживания и аварийными, в городскую целевую программу переселения граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда законодательством входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Кроме того, исходя из существа заявленного спора, прокурором избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав граждан, поэтому в удовлетворении требований обоснованно отказано.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для его отмены не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 22 апреля 2013 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Правобережного района г. Липецка - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1637\2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. по делу N 33-1637\\2013
Докладчик: Жукова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Жуковой Н.Н. и Давыдовой Н.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Правобережного района г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 22 апреля 2013 года, которым постановлено: В удовлетворении требований прокурора Правобережного района города Липецка в интересах П.Ю., А., Г.С., Г.Е., Ш.А. К.Л., Н., Б. к администрации города Липецка о включении многоквартирного <адрес> в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда города Липецка на 2013-2015 годы" - отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия,
установила:
Прокурор Правобережного района города Липецка в интересах П.Ю., А., Г.С., Г.Е., Ш.А., К.Л., Н., Б. обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о включении многоквартирного <адрес> в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда города Липецка на 2013-2015 годы".
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что П.Ю., А., Г.С., Г.Е., Ш.А., К.Л., Н., Б. являются нанимателями и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 11 по Боевому проезду в г. Липецке. На основании заключения межведомственной комиссии города Липецка указанный многоквартирный дом распоряжением главы города Липецка от 21.05.2008 г. N 979-р признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Липецка от 24.09.2012 г. N 1871 была утверждена городская целевая программа "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы". Многоквартирный дом N 11 по Боевому проезду в городе Липецке в данную программу не включен. Состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку администрацией г. Липецка по настоящее время не приняты меры по переселению граждан указанного многоквартирного дома, прокурор Правобережного района города Липецка просил обязать администрацию г. Липецка включить <адрес> в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда города Липецка на 2013-2015 годы".
Представитель прокуратуры Правобережного района г. Липецка П.С., истица Г.Е., представитель истицы Ш.А. Ш.В., представитель истицы Б. К.Е. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание истцы П.Ю., А., Г.С., Ш.А., К.Л., К.Г., Н., Б. не явились, извещены надлежащим образом и своевременно. Представитель администрации г. Липецка Ч. и представитель Департамента ЖКХ г. Липецка Р. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие достаточного финансирования для переселения граждан из всех аварийных домов, находящихся на территории г. Липецка.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционном представлении прокурор Правобережного района просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры Кима И.Е., истца П.Ю., представителя истицы Ш.А. Ш.В., представителя истицы Б. К.Е., возражения против доводов жалобы представителя администрации г. Липецка К.О., проверив материалы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 14 Закона N 185-ФЗ определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Пунктом 10 части 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 данного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 данного Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Порядок утверждения региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, ее содержание, виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также условия включения многоквартирных домов в муниципальную или региональную адресную программу регламентированы статьей 15 Закона N 185-ФЗ.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 185-ФЗ, Фонд в срок до 1 января 2008 года утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 185-ФЗ).
Судом установлено, что истцы П.Ю., А., Г.С., Г.Е., Ш.А., К.Л., Н., Б. являются нанимателями и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, который на основании заключения межведомственной комиссии города Липецка распоряжением главы города Липецка от 21.05.2008 г. N 979-р признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Липецка от 24.09.2012 г. N 1871 была утверждена городская целевая программа "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы".
Постановлением администрации г. Липецка N 796 от 27.03.2013 г. в постановление администрации г. Липецка от 24.09.2012 г. N 1871 были внесены изменения в части объема финансирования в связи с добавлением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также средств областного бюджета.
Судом также установлено, что многоквартирный <адрес> в вышеуказанную программу включен не был.
Отказывая в удовлетворении требований, суд верно исходил из того, что отсутствуют доказательства, подтверждающие, что объем финансирования в настоящее время позволяет включить <адрес> <адрес> в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы".
При этом суд также пришел к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления не может выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную адресную программу все дома, которые в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными Фондом.
Поскольку действующим законодательством на органе местного самоуправления не возложена обязанность по включению в муниципальную адресную программу всех домов, являющихся аварийными и непригодными для проживания, а также учитывая отсутствие в настоящее время финансирования для переселения граждан из аварийного дома N 11 по Боевому проезду в г. Липецке, выводы суда об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию г. Липецка обязанности включить дом N 11 по Боевому проезду в г. Липецке в городскую целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы", являются правильными.
Доводы жалобы о том, что в целевую программу "Переселение граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда г. Липецка на 2013-2015 годы" включены дома, признанные аварийными до 2012, а <адрес> признан аварийным в 2008 году, повлечь отмену решения суда не могут, поскольку само по себе включение в данную программу к ранее признанным аварийным домам других аварийных домов не свидетельствует о незаконности действий администрации г. Липецка.
Включение перечня домов, признанных в установленном законом порядке непригодными для проживания и аварийными, в городскую целевую программу переселения граждан из аварийного (непригодного для проживания) жилищного фонда законодательством входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Кроме того, исходя из существа заявленного спора, прокурором избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав граждан, поэтому в удовлетворении требований обоснованно отказано.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для его отмены не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 22 апреля 2013 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Правобережного района г. Липецка - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)