Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2013 N 09АП-7478/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-147977/12-94-144

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. N 09АП-7478/2013-АК

Дело N А40-147977/12-94-144

Резолютивная часть постановления от 21.03.2013.
Полный текст постановления изготовлен 28.03.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Румянцева П.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола
помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2013 по делу N А40-147977/12-94-144, принятое судьей Лапшиной В.В.,
по заявлению ГУП ЭВАЖД (ОГРН 1027700326840; 121059, Москва, улица 2-я Бородинская, дом 17)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве (ОГРН 1037706061160, 119017, Москва, Пыжевский пер., дом 6)
3-е лицо: Региональная энергетическая комиссия г. Москвы
- о признании недействительными решения и предписания;
- при участии:
от заявителя:
- Журавлев А.В. - по доверенности N 16 от 06.12.2012;
- от ответчика:
- не явился, извещен;
- от третьего лица:
- не явился, извещен;
-
установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2013 в удовлетворении требований Государственного унитарного предприятия г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 29.08.2012 N 1-10-202/77-12, отказано.
Предприятие не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, в деле участвует Региональная энергетическая комиссия г. Москвы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 12.09.2011 по 11.11.2011 на основании приказа ФАС России N 635 от 05.09.2011 уполномоченными лицами Федеральной антимонопольной службы проведена проверка в отношении ГУП "ЭВАЖД" с целью соблюдения требований антимонопольного законодательства, по результатам которой составлен акт N 97 от 11.11.2011, в котором отражены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления деятельности по предоставлению услуг по отоплению и горячему водоснабжению без установленных надлежащим порядком тарифов, возбуждено дело N 1-10-202/77-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе проверки комиссией установлено, что ГУП "ЭВАЖД" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением Департамента имущества г. Москвы от 07.10.2009 N 3053-р.
В соответствии с п. 2.2 Устава основными видами деятельности ГУП "ЭВАЖД" являются виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
На балансе ГУП "ЭВАЖД" находится ЦТП N 1019/063, расположенное по адресу: Москва, Хамовнический вал, дом 8.
В соответствии с паспортом данного теплового пункта, его собственником является ГУП "ЭВАЖД".
Предприятием заключены договоры, в соответствии с которыми заявитель оказывает коммунальную услугу по подаче горячего водоснабжения.
Договоры заключены между заявителем (управляющая организация) и ООО "Анюта" (потребитель) на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N Г-3/95 от 21.03.2006, согласно п. 1.1 которого ГУП "ЭВАЖД" обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома ООО "Анюта" в помещениях, расположенных по адресу: Москва, Хамовнический вал, дом 8. В соответствии с приложением 2 к названному договору расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./гкал.; между заявителем и ООО "Апекс-Мир Копирования" (потребитель) заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N Г-3/94 от 21.03.2006, согласно п. 1.1 которого ГУП "ЭВАЖД" обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома ООО "Апекс-Мир Копирования" в помещениях, расположенных по адресу: Москва, Хамовнический вал, дом 10. В соответствии с приложением 2 к названному договору расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./гкал.; между заявителем и ООО "АВГУР" (потребитель) заключен договор на оказание коммунальных, эксплуатационных услуг, техническое обслуживание и управление для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме N Г-1-93 от 21.03.2006, согласно п. 1.1 которого ГУП "ЭВАЖД" обеспечивает оказание коммунальных услуг, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома ООО "АВГУР" в помещениях, расположенных по адресу: Москва, Хамовнический вал, дом 10, стр. 1, а также предоставляет услуги управления, эксплуатации, технического обслуживания общей долевой собственности многоквартирного дома. В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 15.05.2007 к названному договору расчет за горячее водоснабжение помещений осуществляется из расчета руб./гкал.
ГУП "ЭВАЖД" выставляет счета ООО "Анюта", ООО "Апекс-Мир Копирования", ООО "АВГУР" за потребленную горячую воду исходя из расчета затрат тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения (руб./гкал).
Согласно п. п. 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008, тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м горячей воды.
Исходя из письма Минрегиона России N 8166-РМ/07 от 02.05.2007 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги" применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду.
По результатам проверки Управлением сделан вывод о нарушении ГУП "ЭВАЖД" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки горячей воды в границах присоединенной сети от ИТП N 0704/025, расположенного по адресу: Москва, Кутузовский проспект, дом 24, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов собственников нежилых помещений, о чем вынесено решение N 1-10-202/77-12 от 29.08.2012 и выписано предписание, которым ГУП ЭВАЖД предписано в течение месяца с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и сообщить о выполнении настоящего предписания в адрес Управления ФАС России по г. Москве в течение пяти дней с даты окончания срока исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с решением и предписанием, ГУП "ЭВАЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решение и предписание Управления ФАС России по г. Москве по делу N 1-10-202/77-12 от 29.08.2012 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителя предприятия, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.
ГУП ЭВАЖД занимает доминирующее положение по поставке горячей воды в границах присоединенной сети, исходящей из ЦТП N 1019/063, расположенного по адресу: Москва, Хамовнический вал, дом 8.
В соответствии с п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам.
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены п. п. 47 - 49 Основ ценообразования.
Согласно п. 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий: осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды; оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Исходя из понятия "организация коммунального комплекса", приведенного в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ГУП является организацией коммунального комплекса. Непосредственное производство горячей воды, поставляемой для нужд собственников нежилых помещений, осуществляется на ЦТП N 1019/063.
Статьей 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определена обязанность организации коммунального комплекса, каковой является ГУП разрабатывать на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определять финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производить предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунальной комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008, обязанность по подаче заявки на установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования уполномоченный на установление соответствующих тарифов, возложена на организацию коммунального комплекса.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При наличии у ГУП "ЭВАЖД" договоров с потребителями на горячее водоснабжение ГУП "ЭВАЖД" необходимо обратиться в РЭК Москвы с заявлением об установлении тарифов на горячее водоснабжение с приложением документов и обосновывающих материалов в соответствии с п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008.
ГУП "ЭВАЖД" обращалось в РЭК Москвы о согласовании в расчетах с собственниками и арендаторами нежилых помещений использование количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м воды равной 0,0745 гкал, о чем свидетельствует письмо N 01-01-707/2 от 17.05.2012.
Письмом N в62-02-2008/12 от 30.05.2012 РЭК Москвы уведомило ГУП "ЭВАЖД" о невозможности установления тарифа на горячее водоснабжение ввиду отсутствия документов и обосновывающих материалов.
Заявление ГУП "ЭВАЖД" об установлении тарифов на горячее водоснабжение с приложением документов и обосновывающих материалов в РЭК Москвы не представлены.
В соответствии с представленными ГУП "ЭВАЖД" сведениями о расчетах за горячее водоснабжение с ООО "Анюта", ООО "Апекс - Мир копирования", ООО "АВГУР", сумма, начисленная потребителям за период с января 2010 по апрель 2012 составила: ООО "Анюта" - 151.648, 36 руб., ООО "Апекс - Мир копирования" - 128.811, 72 руб., ООО "АВГУР" - 150.879, 57 руб.
Таким образом, действия ГУП "ЭВАЖД" по взиманию платы за услуги горячего водоснабжения без установления регулирующим органом тарифа на указанные услуги привело к ущемлению интересов собственников нежилых помещений.
При таких обстоятельствах, выводы антимонопольного органа о нарушении предприятием п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, являются обоснованными.
Заявитель указывает на то, что антимонопольным органом рассмотрен спор по тарифу, не отнесенный к предмету регулирования Федерального закона "О защите конкуренции".
Вместе с тем, согласно п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом, доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Довод заявителя о том, что РЭК Москвы отказано в установлении тарифа, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку не соответствует содержанию письма от 27.09.2012 N в62-02-4163112, в котором РЭК Москвы сообщено о необходимости предоставления ряда документов в целях установления тарифа, а непредставление в РЭК Москвы необходимых для рассмотрения вопроса об установлении тарифа документов не освобождает заявителя от обязанности оказывать услуги в соответствии с установленными тарифами.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не усматривается. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2013 по делу N А40-147977/12-94-144 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)