Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Харина Е.И., доверенность от 10.07.2012,
от ответчика - не явились,
от заинтересованных лиц - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Департамента имущественных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 октября 2012 года
по делу N А50-15467/2012,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "ПЕРМСКАЯ МОДЕЛЬ КОМФОРТА" (ОГРН 1065904109897, ИНН 5904143330), Государственное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации Пермского края" (ОГРН 1035900094658, ИНН 5902192740),
о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - ответчик, Управление Росреестра по Пермскому краю) от 29.06.2012 N 01/007/2012-313 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 43,7 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане: N 3, 5, 6, 7, расположенное по адресу: г. Пермь. Ленинский район, ул. Луначарского, 62б; обязании ответчика провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на вышеуказанное нежилое помещение.
Определением суда от 21.09.2012 согласно ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены государственное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации Пермского края" (далее ГУП "ЦТИ"), общество с ограниченной ответственностью "ПЕРМСКАЯ МОДЕЛЬ КОМФОРТА" (далее - ООО "ПЕРМСКАЯ МОДЕЛЬ КОМФОРТА").
Решением суда от 16.10.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Департамент с решением суда от 16.10.2012 не согласен, в апелляционной жалобе просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По утверждению заявителя, ему необоснованно отказано в удовлетворении заявления судом, поскольку спорный объект включен в реестр муниципальной собственности на основании решения малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163. Данный объект не является техническим подвалом и не относится к помещениям общего пользования. Перепланировка спорных помещений произведена до передачи их в муниципальную собственность и не влечет утрату имущественных прав заявителя на них.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Управление Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда не подлежащим отмене, поскольку из кадастрового паспорта от 19.03.2012, представленного для государственной регистрации права на объект недвижимости, следует, что в отношении спорных помещений проведена реконструкция, разрешительная документация на проведение которой отсутствует. Спорные помещения относятся к техническим помещениям, поскольку в них имеются инженерные сети отопления, водопровода, канализации, электроснабжения, предназначенные для обеспечения ресурсами жизнеобеспечения жителей дома.
Заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163 "О включении в состав муниципальной собственности г. Перми жилого фонда Кировского, Индустриального, Ленинского районов", изданного во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью" в состав муниципальной собственности включен жилой фонд местных Советов, в том числе жилой дом по ул. Луначарского, д. 62 б (л.д. 16-18).
На основании названного решения нежилые помещения общей площадью 43, 7 кв. м в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, д. 62 б, включены в Единый реестр муниципальной собственности города Перми (л.д. 39).
04.05.2012 муниципальное образование "город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми обратилось к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Пермь" на нежилое помещение общей площадью 43,7 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане: N 3, 5, 6, 7, расположенное по адресу: г. Пермь. Ленинский район, ул. Луначарского, 62б (л.д. 15).
Согласно расписке регистрирующего органа от 04.05.2012 на государственную регистрацию Департаментом представлены в том числе, заявление, кадастровый паспорт помещения от 19.03.2012, решение малого Совета Пермского городского совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163, выписка из реестра муниципальной собственности от 25.04.2012 N 19-29-2006, информация из технического паспорта на нежилые помещения от 21.03.2012 N 131-4-452, Постановление от 06.10.2004 N 3023 (в редакции Постановления Администрации города Перми от 30.12.2010 N 930 (л.д. 35).
01.06.2012 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что заявителем не представлены для государственной регистрации разрешение на строительство или разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 46-47).
01.06.2012 регистрирующий орган направил запрос в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми о том, выдавалось ли заявителю разрешение на реконструкцию, а также на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, регистрирующий орган направил запросы в ГУП "ЦТИ", ООО "УК "Пермская Модель комфорта", Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
29.06.2012 ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на указанное имущество на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации, а именно: документов, подтверждающих факт реконструкции объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством, а также документов, подтверждающих, что объект не является техническим подвалом и не относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 12-13).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Абзацем 4 пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также предусмотрено, что отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163 в состав муниципальной собственности включен жилой фонд местных Советов, в том числе жилой дом по ул. Луначарского, д. 62 б (л.д. 17-18).
Помещения общей площадью 43, 7 кв. м в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, д. 62 б, на основании данного решения включены в Единый реестр муниципальной собственности города Перми(л.д. 15).
Решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163 на момент обращения в регистрирующий орган и рассмотрения судом настоящего дела не оспорено и является действующим (статья 65 АПК РФ).
В подтверждение того, что данные помещения являются самостоятельным объектом недвижимости и не относятся к общей долевой собственности, в регистрирующий орган представлены информация из технического паспорта на нежилые помещения от 21.03.2012 N 131-4-452 (л.д. 40) и кадастровый паспорт помещения от 19.03.2012 (л.д. 19-20)
Из кадастрового паспорта следует, что помещения N 3, 5, 6, 7 общей площадью 43,7 кв. м, в подвале дома ул. Луначарского, 62б являются нежилыми.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень объектов, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Однако сведения о том, что помещения N 3, 5, 6, 7 являются помещениями общего пользования и относятся к общей долевой собственности, в представленных на регистрацию документах отсутствовали.
По запросу Управления Росреестра по Пермскому краю ГУП "ЦТИ" сообщило о том, что помещение общей площадью 43,7 кв. м, в подвале жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, 62б, реконструировано из мест общего пользования жилого дома - подвальных помещений (письмо от 09.06.2012 N 11/1931-рег, л.д. 49).
ООО "ПЕРМСКАЯ МОДЕЛЬ КОМФОРТА" по аналогичному запросу сообщило, что подвальное помещение по указанному адресу относится к техническому с имеющимися внутренними инженерными сетями лежанки отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, предназначенными для обеспечения ресурсами жизнеобеспечения жителей дома (письмо от 05.06.2012 N 2509, л.д. 49).
Вместе с тем, согласно плану подвала в кадастровом паспорте помещения N 3, 5, 6, 7 обозначены арабскими цифрами, что в силу пункта 3.25 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, свидетельствует о том, что они не являются помещениями общего пользования.
Спорные помещения имеют самостоятельное значение, оборудованы отдельным входом и являются самостоятельным объектом нежилого фонда.
Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 N 1587-О-О).
Следовательно, нахождение в помещениях N 3, 5, 6, 7 инженерных коммуникаций само по себе не свидетельствует о том, что данные помещения относятся общему имуществу дома, и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности.
Следует также отметить, что право муниципальной собственности на спорные помещения возникло у заявителя до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Федерального закона является юридически действительным.
Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации права собственности в связи с тем, что помещения являются общей долевой собственностью, у регистрирующего органа не имелось.
Довод ответчика о том, что в спорном помещении имеются инженерные сети отопления, водопровода, канализации, электроснабжения, предназначенные для обеспечения ресурсами жизнеобеспечения жителей дома, подлежит отклонению судом, поскольку указанное обстоятельство подлежит установлению и оценке судом при рассмотрении спора о праве на помещение, а не в деле о признании незаконными действий регистрирующего органа (часть 2 статьи 65, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности Управлением Росреестра по Пермскому краю явилось также отсутствие разрешительной документации на реконструкцию, сведения о которой имелись в представленном в регистрирующий орган кадастровом паспорте.
Из ответа ГУП "ЦТИ" на запрос регистрирующего органа следует, что разрешительная документация на реконструкцию подвальных помещений из мест общего пользования отсутствует (л.д. 49).
Согласно письму Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми по указанному объекту разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также разрешение на реконструкцию помещения не выдавались (л.д. 50).
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
При этом под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и(или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановления указанных элементов (подпункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и(или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Сведения о том, что изменения нежилых помещений N 3, 5, 6, 7, информация о реконструкции которых имелась в кадастровом паспорте, представленном для государственной регистрации, затронули конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, то есть являлись реконструкцией объекта, требующей получения разрешения на строительство в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в документах, представленных на государственную регистрацию отсутствовали, как отсутствовали и сведения о том, что данные изменения осуществлены заявителем после передачи в 1996 году спорных помещений в муниципальную собственность (статья 65 АПК РФ).
Кроме того, по объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5698/12).
При таких обстоятельствах оснований для отказа в государственной регистрации права собственности по мотиву отсутствия разрешительной документации у Управления Росреестра по Пермскому краю не имелось.
Таким образом, заявителем на государственную регистрацию представлены документы, подтверждающие возникновение его прав на недвижимое имущество.
Оснований для истребования дополнительных документов и отказа в государственной регистрации муниципального права собственности на спорные помещения у ответчика не имелось.
Спор о праве на данные помещения отсутствует, как отсутствуют и противоречия между заявленными и ранее зарегистрированными правами.
Следовательно, отказ управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные помещения является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности.
С учетом изложенного заявленные Департаментом имущественных отношений администрации города Перми требования о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение и возложении обязанности провести государственную регистрацию подлежат удовлетворению.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2012 подлежит отмене на основании подпункта 2 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 октября 2012 года по делу N А50-15467/2012 отменить.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 29 июня 2012 года N 01/007/2012-313 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 43,7 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане N 3, 5, 6, 7, расположенное по адресу: г. Пермь. Ленинский район, ул. Луначарского, 62б.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 43,7 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане N 3, 5, 6, 7, расположенное по адресу: г. Пермь. Ленинский район, ул. Луначарского, 62б.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2012 N 17АП-13612/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А50-15467/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. N 17АП-13612/2012-ГК
Дело N А50-15467/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Харина Е.И., доверенность от 10.07.2012,
от ответчика - не явились,
от заинтересованных лиц - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Департамента имущественных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 октября 2012 года
по делу N А50-15467/2012,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "ПЕРМСКАЯ МОДЕЛЬ КОМФОРТА" (ОГРН 1065904109897, ИНН 5904143330), Государственное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации Пермского края" (ОГРН 1035900094658, ИНН 5902192740),
о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - ответчик, Управление Росреестра по Пермскому краю) от 29.06.2012 N 01/007/2012-313 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 43,7 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане: N 3, 5, 6, 7, расположенное по адресу: г. Пермь. Ленинский район, ул. Луначарского, 62б; обязании ответчика провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на вышеуказанное нежилое помещение.
Определением суда от 21.09.2012 согласно ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены государственное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации Пермского края" (далее ГУП "ЦТИ"), общество с ограниченной ответственностью "ПЕРМСКАЯ МОДЕЛЬ КОМФОРТА" (далее - ООО "ПЕРМСКАЯ МОДЕЛЬ КОМФОРТА").
Решением суда от 16.10.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Департамент с решением суда от 16.10.2012 не согласен, в апелляционной жалобе просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По утверждению заявителя, ему необоснованно отказано в удовлетворении заявления судом, поскольку спорный объект включен в реестр муниципальной собственности на основании решения малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163. Данный объект не является техническим подвалом и не относится к помещениям общего пользования. Перепланировка спорных помещений произведена до передачи их в муниципальную собственность и не влечет утрату имущественных прав заявителя на них.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Управление Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда не подлежащим отмене, поскольку из кадастрового паспорта от 19.03.2012, представленного для государственной регистрации права на объект недвижимости, следует, что в отношении спорных помещений проведена реконструкция, разрешительная документация на проведение которой отсутствует. Спорные помещения относятся к техническим помещениям, поскольку в них имеются инженерные сети отопления, водопровода, канализации, электроснабжения, предназначенные для обеспечения ресурсами жизнеобеспечения жителей дома.
Заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163 "О включении в состав муниципальной собственности г. Перми жилого фонда Кировского, Индустриального, Ленинского районов", изданного во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственностью" в состав муниципальной собственности включен жилой фонд местных Советов, в том числе жилой дом по ул. Луначарского, д. 62 б (л.д. 16-18).
На основании названного решения нежилые помещения общей площадью 43, 7 кв. м в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, д. 62 б, включены в Единый реестр муниципальной собственности города Перми (л.д. 39).
04.05.2012 муниципальное образование "город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми обратилось к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Пермь" на нежилое помещение общей площадью 43,7 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане: N 3, 5, 6, 7, расположенное по адресу: г. Пермь. Ленинский район, ул. Луначарского, 62б (л.д. 15).
Согласно расписке регистрирующего органа от 04.05.2012 на государственную регистрацию Департаментом представлены в том числе, заявление, кадастровый паспорт помещения от 19.03.2012, решение малого Совета Пермского городского совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163, выписка из реестра муниципальной собственности от 25.04.2012 N 19-29-2006, информация из технического паспорта на нежилые помещения от 21.03.2012 N 131-4-452, Постановление от 06.10.2004 N 3023 (в редакции Постановления Администрации города Перми от 30.12.2010 N 930 (л.д. 35).
01.06.2012 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что заявителем не представлены для государственной регистрации разрешение на строительство или разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 46-47).
01.06.2012 регистрирующий орган направил запрос в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми о том, выдавалось ли заявителю разрешение на реконструкцию, а также на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, регистрирующий орган направил запросы в ГУП "ЦТИ", ООО "УК "Пермская Модель комфорта", Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
29.06.2012 ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на указанное имущество на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации, а именно: документов, подтверждающих факт реконструкции объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством, а также документов, подтверждающих, что объект не является техническим подвалом и не относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 12-13).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Абзацем 4 пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также предусмотрено, что отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163 в состав муниципальной собственности включен жилой фонд местных Советов, в том числе жилой дом по ул. Луначарского, д. 62 б (л.д. 17-18).
Помещения общей площадью 43, 7 кв. м в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, д. 62 б, на основании данного решения включены в Единый реестр муниципальной собственности города Перми(л.д. 15).
Решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 N 163 на момент обращения в регистрирующий орган и рассмотрения судом настоящего дела не оспорено и является действующим (статья 65 АПК РФ).
В подтверждение того, что данные помещения являются самостоятельным объектом недвижимости и не относятся к общей долевой собственности, в регистрирующий орган представлены информация из технического паспорта на нежилые помещения от 21.03.2012 N 131-4-452 (л.д. 40) и кадастровый паспорт помещения от 19.03.2012 (л.д. 19-20)
Из кадастрового паспорта следует, что помещения N 3, 5, 6, 7 общей площадью 43,7 кв. м, в подвале дома ул. Луначарского, 62б являются нежилыми.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень объектов, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Однако сведения о том, что помещения N 3, 5, 6, 7 являются помещениями общего пользования и относятся к общей долевой собственности, в представленных на регистрацию документах отсутствовали.
По запросу Управления Росреестра по Пермскому краю ГУП "ЦТИ" сообщило о том, что помещение общей площадью 43,7 кв. м, в подвале жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, 62б, реконструировано из мест общего пользования жилого дома - подвальных помещений (письмо от 09.06.2012 N 11/1931-рег, л.д. 49).
ООО "ПЕРМСКАЯ МОДЕЛЬ КОМФОРТА" по аналогичному запросу сообщило, что подвальное помещение по указанному адресу относится к техническому с имеющимися внутренними инженерными сетями лежанки отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, предназначенными для обеспечения ресурсами жизнеобеспечения жителей дома (письмо от 05.06.2012 N 2509, л.д. 49).
Вместе с тем, согласно плану подвала в кадастровом паспорте помещения N 3, 5, 6, 7 обозначены арабскими цифрами, что в силу пункта 3.25 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, свидетельствует о том, что они не являются помещениями общего пользования.
Спорные помещения имеют самостоятельное значение, оборудованы отдельным входом и являются самостоятельным объектом нежилого фонда.
Помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 N 1587-О-О).
Следовательно, нахождение в помещениях N 3, 5, 6, 7 инженерных коммуникаций само по себе не свидетельствует о том, что данные помещения относятся общему имуществу дома, и не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности.
Следует также отметить, что право муниципальной собственности на спорные помещения возникло у заявителя до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Федерального закона является юридически действительным.
Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации права собственности в связи с тем, что помещения являются общей долевой собственностью, у регистрирующего органа не имелось.
Довод ответчика о том, что в спорном помещении имеются инженерные сети отопления, водопровода, канализации, электроснабжения, предназначенные для обеспечения ресурсами жизнеобеспечения жителей дома, подлежит отклонению судом, поскольку указанное обстоятельство подлежит установлению и оценке судом при рассмотрении спора о праве на помещение, а не в деле о признании незаконными действий регистрирующего органа (часть 2 статьи 65, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности Управлением Росреестра по Пермскому краю явилось также отсутствие разрешительной документации на реконструкцию, сведения о которой имелись в представленном в регистрирующий орган кадастровом паспорте.
Из ответа ГУП "ЦТИ" на запрос регистрирующего органа следует, что разрешительная документация на реконструкцию подвальных помещений из мест общего пользования отсутствует (л.д. 49).
Согласно письму Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми по указанному объекту разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также разрешение на реконструкцию помещения не выдавались (л.д. 50).
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
При этом под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и(или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановления указанных элементов (подпункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и(или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Сведения о том, что изменения нежилых помещений N 3, 5, 6, 7, информация о реконструкции которых имелась в кадастровом паспорте, представленном для государственной регистрации, затронули конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, то есть являлись реконструкцией объекта, требующей получения разрешения на строительство в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в документах, представленных на государственную регистрацию отсутствовали, как отсутствовали и сведения о том, что данные изменения осуществлены заявителем после передачи в 1996 году спорных помещений в муниципальную собственность (статья 65 АПК РФ).
Кроме того, по объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5698/12).
При таких обстоятельствах оснований для отказа в государственной регистрации права собственности по мотиву отсутствия разрешительной документации у Управления Росреестра по Пермскому краю не имелось.
Таким образом, заявителем на государственную регистрацию представлены документы, подтверждающие возникновение его прав на недвижимое имущество.
Оснований для истребования дополнительных документов и отказа в государственной регистрации муниципального права собственности на спорные помещения у ответчика не имелось.
Спор о праве на данные помещения отсутствует, как отсутствуют и противоречия между заявленными и ранее зарегистрированными правами.
Следовательно, отказ управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные помещения является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности.
С учетом изложенного заявленные Департаментом имущественных отношений администрации города Перми требования о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение и возложении обязанности провести государственную регистрацию подлежат удовлетворению.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2012 подлежит отмене на основании подпункта 2 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 октября 2012 года по делу N А50-15467/2012 отменить.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 29 июня 2012 года N 01/007/2012-313 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 43,7 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане N 3, 5, 6, 7, расположенное по адресу: г. Пермь. Ленинский район, ул. Луначарского, 62б.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 43,7 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане N 3, 5, 6, 7, расположенное по адресу: г. Пермь. Ленинский район, ул. Луначарского, 62б.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)