Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7052/2012

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2012 г. по делу N 33-7052/2012


Судья: Тюрина Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Фединой Е.В., Кудряшова В.К.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области на решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах С. к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд в интересах С., указав в обоснование требований, что С. с ***. по настоящее время является работником здравоохранения, работает в ***", в *** ***, проживает в пос. ***, то есть в сельской местности. За период с ***. по ***. С. уплачено в счет оплаты освещения ***., за отопление ***., всего ***. За указанный период С. выплачена ежемесячная компенсация на сумму *** руб. Разница между фактическими расходами С. на оплату освещения и отопления с учетом выплаченной компенсации составила ***.
Выплатой денежной компенсации в размере *** руб. нарушаются права С., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. N 383-О-П органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно - коммунальной сфере.
Просил взыскать с администрации МО Первомайский район Оренбургской области за счет средств муниципального бюджета в пользу С. за период с *** по *** в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением сумму ***.
В судебном заседании истец С. и помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Архирейский С.А., действующий в ее интересах, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика МО Первомайский район Оренбургской области К., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица МБУЗ "Первомайская ЦРБ" Т., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска.
Решением Первомайского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2012 года исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах С. удовлетворены.
Судом постановлено: взыскать с администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в пользу С. за счет средств муниципального бюджета расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с *** по *** в сумме ***
С решением суда не согласилась администрация МО Первомайский район Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников с 01.01.2005 г. было передано органам местного самоуправления путем ежегодного утверждения решениями о районном бюджете положения "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности". Данным Положением устанавливается в качестве меры социальной поддержки указанных категорий работников выплата ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате на наем жилого помещения, отопление и освещение. В соответствие с п. 4 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. За период с 2005 г. по сентябрь 2012 г. субсидии на переданные полномочия по выплате коммунальных услуг из бюджетов других уровней в бюджет Первомайского района не поступали. Судом не учтено, что с 01.01.2012 г. утратил силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, устанавливающий, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, и с этого числа вступил в действие Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", которым установлен иной порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам учреждений здравоохранения. С 01.01.2012 г. властные полномочия в сфере здравоохранения переданы от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ. Данным Федеральным законом меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартир с отоплением и освещением, а также в виде освобождения от исчисленной в установленном порядке платы за отопление и освещение не включены в круг прав и мер стимулирования, установленный законом. В соответствии с предоставленным 323-ФЗ органам местного самоуправления правом устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников за счет средств местного бюджета решением Совета депутатов МО Первомайский район от 23.12.2011 г. N 99 было утверждено Положение о мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности. Данным Положением среднему медицинскому персоналу установлена в качестве меры социальной поддержки компенсация в размере 249 руб. в месяц.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Первомайского района Оренбургской области К., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда, вынести новое об отказе в удовлетворении иска.
Истица С., представитель третьего лица МБУЗ "Первомайская ЦРБ" в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихя лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя ответчика, заключение прокурора Христич Т.В., полагавшую решение оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного решения и удовлетворения доводов апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 63 Основ в новой редакции определено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (ч. 4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, определении Конституционного суда РФ от 7 февраля 2008 года N 383-0-П, в которых указано, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
Согласно ч. 1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года N 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что С. с *** по настоящее время является работником здравоохранения, работает *** *** в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения *** проживает в сельской местности - в *** и до 1 января 2005 года пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанной с отоплением и освещением в соответствие с Основами законодательства РФ об охране здоровья, утвержденными ВС РФ 22 июля 1993 года N 5487-1.
Принимая решение, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 1 января 2005 года. Медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании ч. 1 ст. 63 Основ. При этом суд указал, что имевшийся пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области", принятыми Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 г., установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности на территории Первомайского района наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов Муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 114 от 22.12.2006 г., "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности", принято решение в качестве меры социальной поддержки квалифицированным работникам бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, в том числе и среднему медицинскому персоналу, работающим в сельской местности на территории Первомайского района, установить выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме 160 руб. Решением Совета депутатов Муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 43 от 25.03.2011 г. указанная сумма с 01 января 2011 года увеличена до 249 рублей. Такая же сумма установлена с 01 января 2012 года согласно решению Совета депутатов Муниципального образования Первомайский район Оренбургской области N 99 от 23.12.2011 г.
Согласно справок МУЗ *** С. выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за период с *** по *** в сумме ***.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании в пользу С. расходов по оплате жилья, связанных с отоплением и освещением за счет средств муниципального бюджета в сумме ***., суд произвел расчет фактически понесенных ею расходов за период с *** по ***, и учел произведенные ей выплаты компенсационного характера по возмещению данных расходов в размере *** руб.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что путем выплаты с 01.01.2005 г. ежемесячной компенсации на основании решений Совета депутатов МО Первомайский район реализовано право истца на социальную поддержку в качестве медицинского работника несостоятельны, поскольку выплата в размере 160 руб. (увеличенная в дальнейшем до 249 руб.) ежемесячно незначительна по сравнению с фактическими затратами, а, как это следует из определения Конституционного суда РФ от 01 апреля 2008 года N 268-О-П, отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера, допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии поступления субсидий в бюджет Первомайского района на переданные полномочия по выплате коммунальных услуг медицинским работникам из бюджетов других уровней, судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку меры социальной поддержки не могут быть поставлены в зависимость от каких-либо условий.
Доводы апелляционной жалобы о передаче с 01.01.2012 г. властных полномочий в сфере здравоохранения от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в решении суда им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области по существу сводятся к несогласию с принятым судом решением и переоценке выводов суда, что не может служить основанием для его отмены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)