Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Абозновой О.В., Макарова В.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Свердловская область в лице Министерства) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2012 по делу N А60-28119/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства - Юзвак Ю.С. (доверенность от 28.02.2013 N 17-01-82/2557).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СУЭРЖ-СК" (ИНН: 6671260030, ОГРН: 1086671008027; далее - общество УК "СУЭРЖ-СК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Государственного учреждения Военный комиссариат Свердловской области (ИНН: 6661014490, ОГРН: 1036603981006; далее - Военный комиссариат Свердловской области) 1 056 303 руб. 64 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в результате задолженности по оплате стоимости коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2012 с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Свердловская область в лице Министерства.
С учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец просил взыскать с ответчиков 1 134 894 руб. 40 коп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания", открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление".
Решением суда от 23.11.2012 (судья Полуяктов А.С.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 (судьи Назарова В.Ю., Лихачева А.Н., Шварц Н.Г.) решение суда в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Свердловская область в лице Министерства просит судебные акты отменить в части взыскания со Свердловской области в лице Министерства за счет казны Свердловской области 658 671 руб. 88 коп. долга, 14 132 руб. 12 коп. расходов на оплату государственной пошлины, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований полностью за счет Военного комиссариата Свердловской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, противоречие выводов судов судебной практики. Заявитель жалобы указывает на то, что помещения площадью 1457,4 кв. м в здании N 5, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 33, поступили в оперативное управление Военного комиссариата Свердловской области на основании решения Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 10.09.1996 N 665, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и в силу ст. 6 которого данные права признаются действительными даже при отсутствии их государственной регистрации. Спорные помещения не выбывали из владения Военного комиссариата Свердловской области с 1996 года. В связи с чем, расходы по содержанию этого имущества должно нести названное учреждение. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2012 по делу N А60-7360/2012 удовлетворены исковые требования общества "СУЭРЖ-СК" о взыскании с Военного комиссариата Свердловской области 389 898 руб. 94 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате оказания истцом услуг по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 33, за период с 01.02.2010 по 30.09.2010.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, на основании решения Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 10.09.1996 N 665 переданы в оперативное управление Военному комиссариату Свердловской области.
В настоящее время нежилые помещения в здании общежития N 5, общей площадью 1391,4 кв. м, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, принадлежат на праве собственности Свердловской области (выписка из Реестра государственного имущества Свердловской области от 08.08.2012).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, оформленного протоколом б/н от 21.09.2010 в качестве управляющей организации избрано общество УК "СУЭРЖ-СК".
Ссылаясь на наличие у ответчиков задолженности за оказанные истцом в период с октября 2010 года по февраль 2012 года коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, общество УК "СУЭРЖ-СК" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, и взыскивая с собственника помещений - Свердловской области в лице Министерства за счет казны Свердловской области долг за содержание общего имущества в размере 658 671 руб. 88 коп., а с лица, фактически занимающее данное помещение - Военного комиссариата Свердловской области - долг за коммунальные услуги в размере 476 222 руб. 52 коп., суд первой инстанции исходил из того, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме должен нести собственник помещений (Свердловская область), а коммунальные услуги должно оплатить лицо, фактически их потребившее - Военный комиссариат Свердловской области.
В суде апелляционной инстанции Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области оспаривало вывод суда об обязанности Свердловской области как собственника спорного помещения нести расходы на его содержание.
Арбитражный апелляционной суд, оставляя решение суда без изменения, признал выводы суда первой инстанции соответствующими материалам дела и нормам права.
Между тем выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно обоснованности исковых требований в части взыскания со Свердловской области в лице Министерства за счет казны Свердловской области задолженности за содержание общего имущества.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Субъектами кондикционных обязательств выступают приобретатель - лицо, неосновательно обогатившееся, и потерпевший - лицо, за счет которого произошло обогащение.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо, во-первых, чтобы обогащение одного лица (приобретателя (ответчика) произошло за счет другого (потерпевшего (истца), и, во-вторых, чтобы такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Военный комиссариат Свердловской области является государственным учреждением.
В соответствии с п. 2 раздела 1 положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, представленного в материалы дела, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Пунктом 18 раздела 4 названного положения предусмотрено, что материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных средств и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации (п. 19 раздела 4 положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132).
Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" от 07.12.2012 N 1609 утверждено новое положение "О военных комиссариатах".
Согласно п. 18 названного Положения военные комиссариаты не вправе осуществлять приносящую доход деятельность.
В соответствии с подп. 12, 14 п. 21 указанного Положения военный комиссар организует взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и осуществляет взаимодействие непосредственно; заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры аренды зданий и помещений для выполнения задач, возложенных на военные комиссариаты, договоры на выполнение работ, оказания услуг и поставку материальных средств, связанных с деятельностью военного комиссариата, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Судами установлено, что спорные нежилые помещения переданы в оперативное управление Военному комиссариату Свердловской области на основании решения Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 10.09.1996 N 665.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2012 по делу N А60-7360/2012, установлено, что на Военном комиссариате Свердловской области как на лице, владеющем на праве оперативного управления нежилым помещением, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, лежит обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и оплате коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Судами не выяснялось, выбывали ли из владения Военного комиссариата Свердловской области занимаемые спорные помещения.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что в данном случае бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме должен нести собственник помещений, которые находятся в оперативном управлении Военного комиссариата Свердловской области, и наличии на стороне Свердловской области в лице Министерства неосновательного обогащения в размере 658 671 руб. 88 коп., сделаны без учета указанных выше обстоятельств и норм права.
Судебные акты подлежат отмене (п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть вопрос о необходимости привлечения к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации, установить и исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать им, а также приведенным сторонами доводам, надлежащую правовую оценку и разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2012 по делу N А60-28119/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
Судьи
О.В.АБОЗНОВА
В.Н.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2013 N Ф09-2691/13 ПО ДЕЛУ N А60-28119/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. N Ф09-2691/13
Дело N А60-28119/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Абозновой О.В., Макарова В.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Свердловская область в лице Министерства) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2012 по делу N А60-28119/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства - Юзвак Ю.С. (доверенность от 28.02.2013 N 17-01-82/2557).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СУЭРЖ-СК" (ИНН: 6671260030, ОГРН: 1086671008027; далее - общество УК "СУЭРЖ-СК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Государственного учреждения Военный комиссариат Свердловской области (ИНН: 6661014490, ОГРН: 1036603981006; далее - Военный комиссариат Свердловской области) 1 056 303 руб. 64 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в результате задолженности по оплате стоимости коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2012 с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Свердловская область в лице Министерства.
С учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец просил взыскать с ответчиков 1 134 894 руб. 40 коп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания", открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление".
Решением суда от 23.11.2012 (судья Полуяктов А.С.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 (судьи Назарова В.Ю., Лихачева А.Н., Шварц Н.Г.) решение суда в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Свердловская область в лице Министерства просит судебные акты отменить в части взыскания со Свердловской области в лице Министерства за счет казны Свердловской области 658 671 руб. 88 коп. долга, 14 132 руб. 12 коп. расходов на оплату государственной пошлины, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований полностью за счет Военного комиссариата Свердловской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, противоречие выводов судов судебной практики. Заявитель жалобы указывает на то, что помещения площадью 1457,4 кв. м в здании N 5, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 33, поступили в оперативное управление Военного комиссариата Свердловской области на основании решения Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 10.09.1996 N 665, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и в силу ст. 6 которого данные права признаются действительными даже при отсутствии их государственной регистрации. Спорные помещения не выбывали из владения Военного комиссариата Свердловской области с 1996 года. В связи с чем, расходы по содержанию этого имущества должно нести названное учреждение. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2012 по делу N А60-7360/2012 удовлетворены исковые требования общества "СУЭРЖ-СК" о взыскании с Военного комиссариата Свердловской области 389 898 руб. 94 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате оказания истцом услуг по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 33, за период с 01.02.2010 по 30.09.2010.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, на основании решения Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 10.09.1996 N 665 переданы в оперативное управление Военному комиссариату Свердловской области.
В настоящее время нежилые помещения в здании общежития N 5, общей площадью 1391,4 кв. м, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, принадлежат на праве собственности Свердловской области (выписка из Реестра государственного имущества Свердловской области от 08.08.2012).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, оформленного протоколом б/н от 21.09.2010 в качестве управляющей организации избрано общество УК "СУЭРЖ-СК".
Ссылаясь на наличие у ответчиков задолженности за оказанные истцом в период с октября 2010 года по февраль 2012 года коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, общество УК "СУЭРЖ-СК" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, и взыскивая с собственника помещений - Свердловской области в лице Министерства за счет казны Свердловской области долг за содержание общего имущества в размере 658 671 руб. 88 коп., а с лица, фактически занимающее данное помещение - Военного комиссариата Свердловской области - долг за коммунальные услуги в размере 476 222 руб. 52 коп., суд первой инстанции исходил из того, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме должен нести собственник помещений (Свердловская область), а коммунальные услуги должно оплатить лицо, фактически их потребившее - Военный комиссариат Свердловской области.
В суде апелляционной инстанции Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области оспаривало вывод суда об обязанности Свердловской области как собственника спорного помещения нести расходы на его содержание.
Арбитражный апелляционной суд, оставляя решение суда без изменения, признал выводы суда первой инстанции соответствующими материалам дела и нормам права.
Между тем выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно обоснованности исковых требований в части взыскания со Свердловской области в лице Министерства за счет казны Свердловской области задолженности за содержание общего имущества.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Субъектами кондикционных обязательств выступают приобретатель - лицо, неосновательно обогатившееся, и потерпевший - лицо, за счет которого произошло обогащение.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо, во-первых, чтобы обогащение одного лица (приобретателя (ответчика) произошло за счет другого (потерпевшего (истца), и, во-вторых, чтобы такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Военный комиссариат Свердловской области является государственным учреждением.
В соответствии с п. 2 раздела 1 положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, представленного в материалы дела, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Пунктом 18 раздела 4 названного положения предусмотрено, что материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных средств и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации (п. 19 раздела 4 положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132).
Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" от 07.12.2012 N 1609 утверждено новое положение "О военных комиссариатах".
Согласно п. 18 названного Положения военные комиссариаты не вправе осуществлять приносящую доход деятельность.
В соответствии с подп. 12, 14 п. 21 указанного Положения военный комиссар организует взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и осуществляет взаимодействие непосредственно; заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры аренды зданий и помещений для выполнения задач, возложенных на военные комиссариаты, договоры на выполнение работ, оказания услуг и поставку материальных средств, связанных с деятельностью военного комиссариата, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Судами установлено, что спорные нежилые помещения переданы в оперативное управление Военному комиссариату Свердловской области на основании решения Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 10.09.1996 N 665.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2012 по делу N А60-7360/2012, установлено, что на Военном комиссариате Свердловской области как на лице, владеющем на праве оперативного управления нежилым помещением, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 33, лежит обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и оплате коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Судами не выяснялось, выбывали ли из владения Военного комиссариата Свердловской области занимаемые спорные помещения.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что в данном случае бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме должен нести собственник помещений, которые находятся в оперативном управлении Военного комиссариата Свердловской области, и наличии на стороне Свердловской области в лице Министерства неосновательного обогащения в размере 658 671 руб. 88 коп., сделаны без учета указанных выше обстоятельств и норм права.
Судебные акты подлежат отмене (п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть вопрос о необходимости привлечения к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации, установить и исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать им, а также приведенным сторонами доводам, надлежащую правовую оценку и разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2012 по делу N А60-28119/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
Судьи
О.В.АБОЗНОВА
В.Н.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)