Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2013 N 17АП-5927/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А71-14979/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. N 17АП-5927/2013-ГК

Дело N А71-14979/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рубцовой Л.В.,
судей Крымджановой Д.И., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Н.А.,
при участии:
от истца, ответчиков представители не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2013 года
по делу N А71-14979/2012,
принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный" (ОГРН 1101831002756, ИНН 1831141404)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации г. Ижевска, муниципальному образованию "Город Ижевск в лице Управления строительства Администрации г. Ижевск"
о признании незаконными действия по передаче горячей воды ненадлежащего качества в многоквартирный дом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный", г. Ижевск (далее - ООО УК "Авторемзавод-Индустриальный") обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") о признании незаконными действий ответчика по подаче воды ненадлежащего качества, обязании ответчика обеспечить в спорные дома подачу горячей воды надлежащего качества.
Определениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.01.2013, 11.02.2013 на основании части 21 статьи 130 АПК РФ дела N А71-14980/2012 Г22, N А71-14981/2012 Г22, N А71-14977/2012 Г20, N А71-14978/2012 Г20, А71-463/2013 Г22 объединены с делом N А71-14979/2012 в одно производство для их совместного рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.01.2013 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1. Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, 2. Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска.
Определениями суда 06.02.2013, 11.02.2013 судом на основании статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Администрации г. Ижевска, Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления строительства Администрации г. Ижевска.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2013 года действия Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск по подаче горячей воды в многоквартирные дома N 79, 81 по ул. Дзержинского, N 52 "а", 70, 78, 102, 104 по ул. Воткинское шоссе, г. Ижевска с температурой ниже 60 градусов Цельсия признаны незаконными. Суд обязал Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск и Муниципальное образование "Город Ижевск в лице Администрации г. Ижевска, Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, Управления строительства Администрации г. Ижевск обеспечить не позднее 01 мая 2014 года бесперебойную круглосуточную в течение всего года подачу горячей воды в многоквартирные дома до внешних границ стен многоквартирных домов по адресам: N 79, 81 по ул. Дзержинского, N 52 "а", 70, 78, 102, 104 по ул. Воткинское шоссе, N г. Ижевска. С Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный", г. Ижевск в возмещение расходов по госпошлине взыскано 6000 руб. С Муниципального образования "Город Ижевск в лице Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования, в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авторемзавод-Индустриальный", г. Ижевск (в порядке возмещения судебных расходов по делу) взыскано 2000 руб.
Не согласившись с данным решением, ответчик - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска обратилось с апелляционной жалобой. Указывает, что Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска не несет обязанности по осуществлению бесперебойной круглосуточной в течение всего года подачи горячей воды в многоквартирные дома до внешних границ стен многоквартирных домов. Договором аренды от 05.07.2007 г. N 518 на ООО "УКС" возложена обязанность по бесперебойному обеспечению потребителей г. Ижевска горячей водой, для этого ООО "УКС" вправе производить капитальный и текущий ремонт, а также реконструкцию отопительной инфраструктуры. В данном случае реконструкция тепловых сетей предполагает устройство циркуляционного трубопровода. Считает, что возложение на Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска таких обязанностей незаконно и в силу ст. 210 ГК РФ. Просит решение суда в части обязания Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска обеспечить не позднее 01.05.2014 г. бесперебойную круглосуточную в течение всего года подачу горячей воды в многоквартирные дома до внешних границ стен многоквартирных домов по адресам: N 79, 81, по ул. Дзержинского, N 52а, 70, 78, 102, 104 по ул. Воткинское шоссе г. Ижевска отменить.
Ответчик-ООО "УКС" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на свое несогласие с доводами жалобы.
В судебное заседание представители сторон не явились, извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО УК "Авторемзавод-Индустриальный" и ООО "УКС" фактически сложились отношения по поставке горячей воды, в которых ООО "УКС" является энергоснабжающей организацией по отношению к спорным МКД, поставляя тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения, факт наличия договорных отношений установлен решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.052012 по делу N А71-4464/2012, вступившим в законную силу.
ООО УК "Авторемзавод-Индустриальный" является управляющей организацией, оказывающей предоставление коммунальных услуг в отношении спорных МКД, на основании протокола собрания собственников МКД N 1 от 11.06.2008, договоров управления многоквартирными домами от 01.07.2009, от 01.07.2010, от 16.01.2009, от 31.03.2012, от 14.04.2008, от 30.04.2008.
Согласно отчетам о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период с февраля по ноябрь 2012 года качество горячей воды, подаваемой в спорные МКД, не соответствует пункту 2.4. Санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановлением Главного врача РФ от 07.04.2009 N 20, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 (далее Правила N 307).
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Пересмотрев материалы дела в порядке ст. 266-268 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.05.2012 N А71-4464/2012 установлено наличие фактических договорных отношений между истцом и ООО "УКС", которое поставляет горячую воду на указанный многоквартирный дом.
Факт наличия правоотношений по поставке ресурсов ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09" (вместе с "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и(или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.3.).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (п. 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (п. 2.4).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Таким образом, обязанность ООО "УКС" поставлять ГВС температурой не ниже 60°C установлена нормативно.
Согласно отчетам о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период с февраля по ноябрь 2012 года качество горячей воды, подаваемой в спорные МКД, не соответствует пункту 2.4. Санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановлением Главного врача РФ от 07.04.2009 N 20, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 (далее Правила N 307).
Несоответствие качества воды предъявляемым требованиям сторонами не оспаривается.
Апелляционным судом не может быть принят в качестве надлежащего довод апеллянта о том, что Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска не несет обязанности по осуществлению бесперебойной круглосуточной в течение всего года подачи горячей воды в многоквартирные дома до внешних границ стен многоквартирных домов. Апеллянт считает, что возложение на Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска таких обязанностей незаконно и в силу ст. 210 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "УКС" в соответствии с договором аренды N 518 от 05.12.2007 г., N 1 от 25.12.2008 г. по настоящее время является арендатором муниципальных объектов отопительной инфраструктуры. При этом, Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска совместно с Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска являются стороной по договору N 518 от 05.12.2007 г., N 1 от 25.12.2008 г.
В силу п. 3.3.3. договора аренды N 518 от 05.12.2007 г. Арендатор - ООО "УКС" имеет право пользоваться переданным ему имуществом в соответствии с условиями настоящего договора и нормами действующего законодательства: производить с письменного согласия Арендодателя - Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска неотделимые улучшения арендованного имущества.
Кроме того, в соглашении о сотрудничестве к договору аренды N 1 от 25.12.2008 г. предусмотрено понятие объектов инженерной инфраструктуры, в частности, под неотделимыми улучшениями понимаются улучшения, которые невозможно отделить от арендуемого имущества, без причинения ему вреда и ухудшения его технических характеристик, а также невозможно их использовать отдельно от него.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В Положении об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 30.10.2007 г. N 314 содержится перечень функций указанного Управления, среди которых - согласование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 2.7.).
Как следует из материалов дела, договором аренды от 05.12.2007 N 518 на ООО "УКС" возложена обязанность по бесперебойному обеспечению потребителей г. Ижевска горячей водой, для этого ООО "УКС" вправе производить капитальный и текущий ремонт, а также реконструкцию отопительной инфраструктуры.
В данном случае реконструкция тепловых сетей предполагает устройство циркуляционного трубопровода, что является неотделимыми улучшениями. Условиями договора аренды предусмотрено, что неотделимые улучшения системы тепловых сетей должны производиться только с письменного согласия собственника имущества.
Статья 210 ГК РФ возлагает бремя содержания имущества на его собственника.
Вместе с тем, возложение обязанности по реконструкции коммунальной системы в районе расположения спорных МКД только на ООО "УКС" не приведет к полному разрешению сложившейся ситуации.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 22.04.2010 N 545 утверждена программа социально-экономического развития МО "Город Ижевск" на 2009-2015 годы, в которую не включены мероприятия по устройству циркуляционного трубопровода в спорных МКД.
Письмом от 30.05.2012 N 08-20-161 ООО "УКС" обращалось в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска с предложением согласовать программу по устройству циркуляционных трубопроводов с заменой сетей ГВС и отопления в 2012 году в счет арендной платы по договору аренды имущества N 1 от 25.12.2008.
Письмом от 09.06.2012 N 08-20-179 ООО "УКС" внесло на рассмотрение в Администрации г. Ижевска предложение о включении мероприятий ООО "УКС" на 2012 год в Программу по энергосбережению и повышению эффективности в жилищном фонде и в системах коммунальной инфраструктуры г. Ижевска на 2010-2014 годы.
Письмом от 09.06.2012 N 08-20-180 ООО "УКС" внесло на рассмотрение в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска аналогичное предложение.
Однако до настоящего времени работы по реконструкции системы теплоснабжения спорных МКД не произведены. Предложения ООО "УКС" не выполнены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчикам необходимо совместно выработать план реконструкции системы коммунального водоснабжения с целью обеспечения многоквартирных домов бесперебойной подачей горячей воды.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта поставки ответчиком - ООО "УКС" ресурса ненадлежащего качества, что является нарушением ст. 542 ГК РФ, и правомерно удовлетворил требования о признании действий ответчиков незаконными и возложении обязанности подачи горячей воды надлежащего качества.
Выводы суда первой инстанции являются законными, обоснованными. Оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции у апелляционного суда в соответствии со ст. 270 АПК РФ не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2013 года по делу N А71-14979/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Л.В.РУБЦОВА

Судьи
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)