Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-710

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу N 33-710


Судья: Наумова Т.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кабанова О.Ю.,
судей Селищева В.В., Черенкова А.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ЗАО "УК г. Тулы" на решение Центрального районного суда г. Тулы от 6 февраля 2012 года по делу по иску Г. к ОАО "УК г. Тулы", ОАО "ТЭК", ОАО "В" о взыскании незаконно начисленной платы за электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия

установила:

Г. обратилась в суд с иском к ОАО "УК г. Тулы" (далее по тексту ОАО "УК г. Тулы"), ОАО "ТЭК" (далее по тексту ОАО "ТЭК"), ОАО "В" о взыскании незаконно начисленной платы за электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги по графе "содержание жилья", отопление, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что из договорных отношений между ОАО "УК г. Тулы" и ОАО "ТЭК" следует, что с 1 января 2009 г. по 16 июня 2011 г. снимать показания с приборов учета электроэнергии в доме, в котором она проживает, и вести расчеты с ОАО "ТЭК" обязана была ОАО "УК г. Тулы", как абонент по договорам на поставку электроэнергии в многоквартирные дома, которые обслуживает ОАО "УК г. Тулы". С января 2009 г. по август 2009 г. плата за энергоснабжение начислялась ей через счет-квитанцию ОАО "УК г. Тулы" в связи с отсутствием индивидуального прибора учета, по нормативу, установленному постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГ. N, исходя из норматива, установленного для 3-комнатной квартиры, где проживает 5 человек в размере <...> квт/мес. (с учетом временно зарегистрированного С.Ю.В. в период с сентября 2008 г. по август 2009 г. включительно).
Начиная с августа 2009 г. и по август 2011 г. ОАО "УК г. Тулы" начисляло ей плату за электроэнергию, потребляемую в квартире и в местах общего пользования в порядке, определенном пп. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, с учетом показаний индивидуального счетчика и общедомового прибора учета электроэнергии, установленного в доме.
За электроэнергию в местах общего пользования за период с августа 2009 г. по август 2011 г. ей были начислены следующие суммы:
- 2009 г.: август - не начислялась, сентябрь - <...> руб., октябрь - не начислялась, ноябрь - <...> руб., декабрь - <...> руб.;
- 2010 г.: январь - <...> руб., февраль - <...> руб., март - <...> руб., апрель - <...> руб., май - <...> руб., июнь - <...> руб., июль - <...> руб., август - <...> руб., сентябрь - <...> руб., октябрь - <...> руб., ноябрь - <...> руб., декабрь - <...> руб.;
- 2011 г.: январь - <...> руб., февраль - <...> руб., март - <...> руб., апрель - <...> руб., май - <...> руб., июнь - <...> руб., июль - <...> руб.
При расчетах платы за потребленную электроэнергию в порядке, определенном п. п. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, ответчиками не учитывались показания всех индивидуальных счетчиков в доме. А именно, не учитывались показания счетчиков должников и тех, кто вносил плату за услуги ЖКУ после 10-го числа каждого месяца, из чего следует, что истцу ежемесячно начислялась плата по графе "энергоснабжение корректировка" за должников, что является нарушением пп. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в котором указано, что объем фактически потребленного коммунального ресурса за расчетный период должен делиться на суммарный объем коммунального ресурса, измеренный индивидуальными приборами учета коммунального ресурса за расчетный период и суммарный объем, определенный исходя из нормативов (если в квартире нет счетчика) за учетный период.
По мнению истца, при начислении платы за электроэнергию ей ответчиком приписывались суммы, неоплаченные должниками в доме.
В связи с этим, истец полагал, что ОАО "УК г. Тулы" незаконно начислило ей за период с 1 августа 2009 г. по 1 августа 2011 г. сумму платы в размере <...> рублей.
С августа 2011 г. плата истцу за электроэнергию, потребляемую в квартире, начислялась в соответствии с вышеприведенным порядком Правил предоставления коммунальных услуг с учетом показаний, измеренных индивидуальными приборами учета коммунального ресурса за расчетный период и суммарный объем, определенный исходя из нормативов (если в квартире нет счетчика) за учетный период. В жилом доме N по ул. <данные изъяты> - 80 квартир. Однако, при ежемесячном расчете платы жителям дома за потребляемую электроэнергию ОАО "ТЭК" учитывал не весь объем электроэнергии, потребляемый жителями по индивидуальным счетчикам. Не учитывалась оплаченная собственниками электроэнергия после 10-го числа каждого месяца. Так в августе 2011 г. обязанность по оплате за потребленную в доме электроэнергию согласно показаниям общедомового прибора учета была возложена на жителей 72 квартир из 80. В сентябре 2011 г. на жителей 67 квартир из 80. Не учтена оплаченная кв. N сумма за электроэнергию в размере <...> руб. за сентябрь 2011 г. и др. В октябре 2011 г. на жителей 68 квартир из 80.
По мнению истца, с 1 августа 2011 г. по декабрь 2011 г. ей завышали плату по графе "корректировка за электроэнергию" приписывали лишние суммы за тех, кто не оплачивал своевременно плату за жилищно-коммунальные услуги. При расчетах платы за потребленную электроэнергию неправильно ставили сумму показаний индивидуальных счетчиков и сумму показаний по нормативам.
В связи с этим истец просила суд обязать ОАО "ТЭК" произвести корректировку за электроэнергию с 01 августа 2011 г. по декабрь 2011 г. в порядке, определенном пп. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, с учетом показаний всех индивидуальных счетчиков в доме за данный период.
Из условий договора управления домом, представленного ответчиком, следует, что размер платы за содержание и ремонт жилья устанавливается администрацией г. Тулы и меняется путем издания нормативного акта администрацией г. Тулы. Согласно постановлению Главы администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГ. плата за содержание жилья для собственников и нанимателей жилых помещений с 1 апреля 2007 г. была установлена в размере <...> руб. /кв. м жилья. Данное постановление утратило силу 16.12.08 г. в связи с вступлением в действие постановления Главы администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГ., согласно которому, размер платы за содержание и ремонт жилья для собственников многоквартирных домов устанавливается в размере, установленном либо в договоре управления домом, либо на общем собрании собственников помещений в доме.
Доказательств того, что собственники помещений в доме принимали решение об увеличении размера платы по графе "содержание жилья" представителем ОАО "УК г. Тулы" не представлено.
Исходя из положений ст. ст. 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также из условий договора управления домом, ОАО "Управляющая компания г. Тулы" не имело право в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и ремонт жилья, начиная с апреля 2008 г. по настоящее время.
В связи с вышеизложенным, истец полагала, что ОАО "УК г. Тулы" незаконно повышала ей плату за содержание и ремонт жилья 4 раза:
- с 01 апреля 2008 г. с <...> руб. до <...> руб. с 1 кв. м жилья;
- с 01 января 2009 г. с <...> до <...> руб. с 1 кв. м жилья;
- с 01 января 2010 г. с <...> руб. до <...> руб. с 1 кв. м жилья;
- с 01 января 2011 г. с <...> руб. до <...> руб.
Кроме того, в обоснование заявленных требований истец Г. указала, что ОАО "УК г. Тулы" не проводила в 2008 - 2010 годах корректировку размера платы за отопление, тогда как один раз в год исполнитель обязан производить корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
С учетом представленных Г. расчетов по корректировке размера платы за отопление, переплата истцом за отопление за 2009 г. - 2010 г. составила <...> руб.
С учетом уточнения заявленных требований, просила суд взыскать с ОАО "УК г. Тулы" незаконно начисленные и взысканные с нее суммы по оплате электроэнергии за период с 01.01.09 г. по 01.08.11 г. в размере <...> руб., незаконно начисленную и оплаченную истцом плату за жилищно-коммунальные услуги по графе "содержание жилья" за период с 01.04.08 г. по 01.12.11 г. в размере <...> руб., незаконно начисленную и оплаченную плату за отопление за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. в размере <...> рублей, компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
В судебном заседании истец Г., а также ее представители по заявлению - К. и Р. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований - Г.В., Г.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ОАО "Управляющая компания г. Тулы" по доверенности Н. возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, находя их незаконными и необоснованными. Кроме того, просил суд применить к заявленным истцом требованиям срок исковой давности.
Представители ответчика ОАО "ТЭК" по доверенностям С. и Н.Ю. в судебном заседании исковые требования, заявленные истцом, не признали по тем основаниям, что начисление платы истцу за потребленную электроэнергию в спорный период производилось в установленном законом порядке.
Представитель ОАО "Т" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В отзыве на исковое заявление истца ОАО "Т" просило отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на то, что ОАО "Т" состоит в договорных отношениях с ОАО "УК г. Тула", оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, расчеты за которые производятся в соответствии с тарифами, установленными на 2009 - 2010 гг. постановлениями администрации г. Тулы и Департаментом Тульской области по тарифам. Расчеты с жителями многоквартирных домов ОАО "Т" не производит.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 6 февраля 2012 года, с учетом определений того же суда от 02.04.2012 года и от 21.01.2013 года об исправлении описок, постановлено:
исковые требования Г. удовлетворить частично.
Признать незаконной начисленную ОАО "УК г. Тулы" в адрес Г. сумму платы за электроэнергию за период с 01.07.2009 г. по 01.08.2011 г. в части графы "корректировка ОПУ".
Взыскать с ОАО "УК г. Тулы" в пользу Г. незаконно начисленную и оплаченную истцом плату за электроэнергию за период с 01.07.2009 г. по 01.08.2011 г. в части графы "корректировка ОПУ" в размере <...> руб.
Признать незаконными расчеты ОАО "УК г. Тулы" по оплате за жилищно-коммунальные услуги, начисленные Г. за период с 01.09.2008 г. по 01.12.2011 г. в части "содержание жилья".
Взыскать ОАО "УК г. Тулы" в пользу Г. незаконно начисленную и оплаченную истцом плату за жилищно-коммунальные услуги по графе "содержание жилья" за период с 01.09.2008 г. по 01.12.2011 г. в сумме <...> руб.
Взыскать с ОАО "УК г. Тулы" в пользу Г. в качестве корректировки платы за отопление за период 2009 - 2010 г.г. - <...> руб.
Взыскать с ОАО "УК г. Тулы" в пользу Г. компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
В удовлетворении остальной части иска Г. - отказать.
В апелляционной жалобе правопреемник ОАО "УК г. Тулы" - ЗАО "УК г. Тулы" просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм действующего законодательства.
Определением Центрального районного суда г. Тулы от 18 февраля 2013 года произведена замена ответчика ЗАО "УК г. Тулы" по гражданскому делу по иску Г. к ОАО "УК г. Тулы", ОАО "ТЭК", ОАО "В" о взыскании незаконно начисленной платы за электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги по графе содержание жилья", отопление, компенсации морального вреда в отношении прав и обязанностей по управлению домом по улице <данные изъяты> на ее правопреемника ЗАО "Д" в связи с реорганизацией юридического лица в форме разделения.
Представитель ЗАО "Д" по доверенности Г.Т. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, в адресованном посредством факсимильной связи суду заявлении просила рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ЗАО "Д", доводы, изложенные в апелляционной жалобе ЗАО "УК г. Тулы", поддерживает.
Истец Г., ее представители в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ К. и Р. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "УК г. Тулы", находя решение Центрального районного суда г. Тулы от 06.02.2012 года законным и обоснованным.
Представитель ОАО "ТЭК" по доверенности Ф. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы ЗАО "УК г. Тулы".
Представители ОАО "Т", ЗАО "П", ЗАО "Г", ЗАО "С", ЗАО "Т", ЗАО "ХД", ООО "КЖКХ" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Проверив и изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Г. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру N д. <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ. N серии.
Иные доли принадлежат: Г.В. - ? доля и Г.Е. - ? доля.
Указанная квартира имеет общую площадь <...> кв. м, жилую площадь <...> кв. м, количество комнат - 3.
Лицевой счет открыт на имя Г., что подтверждается выпиской из лицевого счета N от ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписке из домовой книги N от ДД.ММ.ГГ. в данной квартире зарегистрировано по состоянию на 27.10.2011 г. - 4 человека: Г. -ответственный плательщик, муж Г. - Г.В., дочь - Г.Е., внучка - С.В., ДД.ММ.ГГ. рождения.
Со слов истца в период с сентября 2008 года по август 2009 года в вышеуказанной квартире был временно зарегистрирован С.Ю.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты и др.
При этом содержание общего имущества подразумевает освещение мест общего пользования и лифтов (п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г.), то есть услуга по электроснабжению помещений общего пользования и лифтов входит в состав коммунальной услуги "электроснабжение". Аналогичный вывод содержится и в письме Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГ. N.
Размер платы за коммунальную услугу "электроснабжение" рассчитывается исходя из объема потребляемой электроэнергии, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления электроэнергии, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 г. (далее - Правила) определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с вышеуказанными Правилами расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:
- - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - <...> кВт/ч в месяц на 1 человека;
- - в отношении лифтового оборудования - <...> кВт/ч в месяц на 1 человека.
В соответствии с информационным письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. N при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета в помещениях, оборудованных приборами учета, в отношении электроснабжения установлен порядок расчета размера платы.
Из установленного порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Разрешая спорные правоотношения, суд обоснованно исходил из того, что размер платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета определяется в порядке, установленном пп. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г.
Исходя из вышеуказанного порядка определения размера платы за коммунальные услуги, следует, что участниками системы платежей за электроэнергию становятся все собственники жилых помещений в многоквартирном доме, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда. Доначисление по общедомовому прибору учета индивидуально, так как напрямую зависит от потребления электроэнергии по конкретной квартире.
Как следует из договорных отношений между ОАО "УК г. Тулы" и ОАО "ТЭК", с 1 января 2009 г. по 16 июня 2011 г. снимать показания с приборов учета электроэнергии в доме, в котором проживает истец, и вести расчеты с ОАО "ТЭК" обязана была управляющая организация как абонент по договорам на поставку электроэнергии в многоквартирные дома, которые обслуживает ОАО "УК г. Тулы".
Судом установлено, что с января 2009 г. по август 2009 г. плата за энергоснабжение истцу начислялась ОАО "УК г. Тулы" в связи с отсутствием индивидуального прибора учета, по нормативу, установленному Постановлением Администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГ. N, исходя из норматива, установленного для 3-х комнатной квартиры, где проживает 5 человек в размере <...> квт/мес.
Начиная с августа 2009 г. и по август 2011 г. ОАО "УК г. Тулы" начисляло истцу плату за электроэнергию, потребляемую в квартире, по показаниям индивидуального счетчика. За электроэнергию в местах общего пользования в указанный период истцу были начислены следующие суммы: 2009 г.: август - 0, сентябрь - <...> руб., октябрь - 0, ноябрь - <...> руб., декабрь -<...> руб.; 2010 г.: январь - <...> руб., февраль - <...> руб., март - <...> руб., апрель - <...> руб., май - <...> руб., июнь - <...> руб., июль - <...> руб., август - <...> руб., сентябрь - <...> руб., октябрь - <...> руб., ноябрь - <...> руб., декабрь - <...> руб.; 2011 г.: январь - <...> руб., февраль - <...> руб., март - <...> руб., апрель - <...> руб., май - <...> руб., июнь - <...> руб., июль -<...> руб.
С августа 2011 г. ОАО "ТЭК" начисляло истцу плату за электроэнергию, потребляемую в квартире, по показаниям индивидуального счетчика. За электроэнергию в местах общего пользования за указанный период истцу были начислены следующие суммы: август - <...> руб., сентябрь - <...> руб., октябрь - <...> руб., ноябрь - <...> руб.
Как следует из справок о начислении за электроэнергию по дому N за август, сентябрь, октябрь 2011 г., представленных суду ОАО "ТЭК", порядок начисления платы за электроэнергию энергоснабжающей организацией нарушался.
В доме N по ул. <данные изъяты> ? квартир. Но при ежемесячном расчете платы жителям дома за потребляемую электроэнергию ОАО "ТЭК" учитывал не весь объем электроэнергии, потребляемый жителями по индивидуальным счетчикам. Не учитывалась электроэнергия, оплаченная собственниками квартир данного жилого дома после 10 - го числа каждого месяца.
Из материалов дела следует, что показания общедомового счетчика указывались с 22 января 2009 г. по 22 февраля 2011 г. Между тем, согласно представленному акту, данный общедомовой счетчик был установлен в доме, в котором проживает истец, только 31 марта 2009 г.
Размер платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и лифты по жилым домам, оборудованным приборами учета, определяется по показаниям приборов учета, установленных в жилом доме, объем потребленной электрической энергии распределяется пропорционально количеству проживающих в доме по каждой квартире. При этом в случае отсутствия ежемесячной информации по фактическому объему потребленной электроэнергии в местах общего пользования, лифтовому оборудованию, квартиросъемщикам, имеющим индивидуальные приборы учета электроэнергии, начисление производится по нормативам, с последующим перерасчетом по фактическому потреблению, согласно снятым показаниям приборов учета электроэнергии. Размер платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования и лифты (при их наличии) по жилым домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, для квартир, оборудованных и не оборудованных индивидуальными приборами учета, рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.06 г.:
- <...> кВт*ч на каждого проживающего за места общего пользования,
- <...> кВт*ч на каждого проживающего за лифтовое оборудование.
В случае, если в квартире 0 проживающих, расчет платы за освещение в местах общего пользования и лифтов производится в порядке, предусмотренном для расчета платы для квартир с 1 проживающим, поскольку неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 155 ЖК РФ).
Для расчета платы за электроснабжение в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, в соответствии с действующим законодательством (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) необходимо установление суммарного объема потребленной электроэнергии. Следовательно, распределение бремени расходов на освещение мест общего пользования между собственниками квартир в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии, будет являться правомерным лишь тогда, когда управляющая организация будет обладать 100% информацией о потребленной энергии каждой квартирой дома, в которой имеется индивидуальный прибор учета энергии. Таким образом, законодательство возлагает на управляющую организацию обязанность принимать меры к получению информации о потребленной электрической энергии каждым помещением дома, а не предписывает собственникам помещений, представляющим информацию о показаниях прибора учета, оплачивать расходы по освещению мест общего пользования за лиц, которые не заинтересованы в несении указанных расходов.
Исходя из представленных ОАО "ТЭК" данных по начислению платы гражданам за электроэнергию по дому, в котором проживает истец, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ОАО "ТЭК" при расчете размера платы за потребленную электроэнергию в порядке, установленном пп. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г. не учитывались показания всех индивидуальных счетчиков в доме, а именно не учитывались показания счетчиков должников и тех, кто вносил плату за услуги ЖКХ после 10-го числа каждого месяца, из чего следует, что истцу ежемесячно начислялась плата по графе "энергоснабжение корректировка" за должников, что является нарушением вышеприведенного порядка расчета размера платы за потребленную электроэнергию, в результате чего произошла переплата истцом за электроэнергию по графе "корректировка ОПУ" за период с 01.07.2009 г. по 01.08.2011 г.
Установив данные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в части взыскания с ОАО "УК г. Тулы" незаконно начисленной и оплаченной истцом платы за электроэнергию по графе "корректировка ОПУ" за период с 01.07.2009 г. по 01.08.2011 г. в размере <...> руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).
В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Из объяснений представителя ОАО "УК г. Тула" по вопросу взыскания с ОАО "УК г. Тула" в пользу истца незаконно начисленной и оплаченной истцом платы за жилищно-коммунальные услуги по графе "содержание жилья" за период с 01.04.2008 г. по 01.12.2011 г. в сумме <...> руб. следует, что в соответствии с Постановлением департамента Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГ. N "Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2008 год по муниципальным образованиям Тульской области", с 01.04.2008 года тариф за содержание и ремонт жилья (в размере %) для жилых домов со всеми видами благоустройства кроме лифта и мусоропровода составил <...> руб. с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Для домов, самостоятельно выбравших управляющую организацию - ОАО "УК г. Тулы", с 01.01.2009 года плата за содержание и ремонт жилья установлена в соответствии с Постановлением департамента Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГ. N "Об установлении предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год по муниципальным образованиям Тульской области" (в размере %) изменена; для многоквартирного дома по адресу: <адрес> тариф составил <...> руб. с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
С 01.01.2010 года в соответствии с Постановлением департамента Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГ. N "Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тульской области на 2010 год" (в размере %), а также согласно условиям договора управления и перечня работ и услуг к нему, изменен тариф по статье содержание жилья, и для д. <данные изъяты> составил <...> руб. с 1 кв. м общей площади.
С 01.01.2011 года согласно договору управления многоквартирным домом и перечню работ к нему, изменен тариф по статье содержание жилья, и для указанного дома тариф составляет <...> руб. с 1 кв. м общей площади.
Между тем, из содержания п. 5 Договора управления многоквартирным домом от 03.09.2007 года следует, что "плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, определяемым администрацией города Тулы.
Постановлением департамента Тульской области по тарифам N от ДД.ММ.ГГ. при неизменном количестве работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения предельные индексы для Тулы были установлены в размере %.
Таким образом, для применения предельных максимальных индексов при расчете квартплаты ответчиком ОАО "УК г. Тулы" за основу взят тариф в размере <...> руб., умноженный на %, что составило <...> руб. с 1 кв. м занимаемой площади.
С 01.04.2008 года тариф за содержание и ремонт жилья (в размере %) для жилых домов со всеми видами благоустройства, кроме лифта и мусоропровода составил <...> руб. с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Для домов, самостоятельно выбравших управляющую организацию ОАО "УК г. Тулы", с 01.01.2009 года плата за содержание и ремонт жилья установлена в соответствии с Постановлением департамента Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГ. N "Об установлении предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год по муниципальным образованиям Тульской области", а также в связи с изменением перечня работ и услуг по содержанию и ремонту жилья, утвержденных Решением Тульской городской Думы N от ДД.ММ.ГГ. Для многоквартирного дома по адресу: <адрес> тариф составил <...> руб. с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
С 01.01.2010 года в соответствии с Постановлением департамента Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГ. N "Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тульской области на 2010 год", а также согласно условиям договора управления и перечня работ и услуг к нему, изменен тариф по статье содержание жилья, и для д. <данные изъяты> составил <...> руб. с 1 кв. м общей площади.
С 01.01.2011 года согласно договору управления многоквартирным домом и перечню работ к нему, изменен тариф по статье содержание жилья, и для указанного дома тариф составляет <...> руб. с 1 кв. м общей площади.
Из пояснений представителя ОАО "УК г. Тулы" в судебном заседании следует, что размер платы за содержание и ремонт жилья для жителей дома, в котором проживает истец, менялся на основании протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГ. и Постановлений департамента Тульской области по тарифам N от ДД.ММ.ГГ., N от ДД.ММ.ГГ. и N от ДД.ММ.ГГ.
Проанализировав документы: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N от ДД.ММ.ГГ., договор управления многоквартирным домом N от ДД.ММ.ГГ. и вышеперечисленные Постановления департамента Тульской области по тарифам, суд обоснованно пришел к выводу о том, что данные документы не подтверждают законность повышения ответчиком платы за содержание и ремонт жилья истцу 4 раза за период с 1 апреля 2008 г. и по настоящее время.
Так, из содержания п. 5 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГ., следует, что собственники помещений приняли решение, в соответствии с которым размер платы за содержание и текущий ремонт жилья для дома, в котором проживает истец, будет устанавливать администрация г. Тулы, что не противоречит п. 4 ст. 158 ЖК РФ.
Пунктом 5 Договора управления многоквартирным домом N от ДД.ММ.ГГ. также установлено, что плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, определенном администрацией г. Тулы.
Пунктом 7 вышеуказанного Договора определено, что изменение платы за содержание и ремонт жилья осуществляется с момента вступления в законную силу нормативного акта, устанавливающего размер оплаты согласно п. 5 настоящего договора, то есть, администрацией г. Тулы, что соответствует п. 3 ст. 162 ЖК РФ.
Постановлением Главы администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГ., которое действовало до 16 декабря 2008 г., плата за содержание и ремонт жилья для многоквартирных домов, без лифта и мусоропровода была установлена в размере <...> руб. с 1 кв. м жилья.
Согласно данному постановлению, размер платы за содержание и ремонт жилья для собственников многоквартирных домов, которые выбрали управляющую компанию, устанавливается в размере, установленном в договоре управления многоквартирным домом, либо на общем собрании собственников помещений в доме.
Из Постановлении Главы администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГ. следует, что в доме, где проживает истец, все решения о ежегодных изменениях размера платы за содержание и ремонт жилья, установленного Постановлением администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГ. (<...> руб.) и действовавшего до 16.12.08 г., начиная с 1 января 2009 г., должны были приниматься на общих собраниях собственников помещений в доме, что соответствует п. 7 ст. 156 ЖК РФ.
Протоколы общих собраний собственников помещений в доме, в котором проживает истец, об изменении платы за содержание и ремонт жилья с <...> руб. до <...> руб. в 2009 г., с <...> руб. до <...> руб. в 2010 г. и с <...> руб. до <...> руб. в 2011 г., суду ответчиком представлены не были.
Из анализа Постановлений Департамента Тульской области по тарифам N от ДД.ММ.ГГ., N от ДД.ММ.ГГ. и N от ДД.ММ.ГГ., на которые ссылается ответчик, следует, что данные нормативные акты регулируют размер платы за содержание жилья и коммунальные услуги, но не являются обязательными к исполнению при установлении платы за содержание и ремонт жилья для собственников помещений многоквартирных домов. И не применяются при установлении платы за содержание и ремонт жилья для тех собственников жилых помещений, которые выбрали способ управления своим домом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ОАО "УК г. Тулы" незаконно в одностороннем порядке без согласования с собственниками помещений в доме устанавливала и изменяла размер оплаты за содержание и ремонт жилья за период с 1 апреля 2008 г. и по 01.12.2011 г.
В результате вышеуказанных действий ответчика, переплата истцом за жилищно-коммунальные услуги по графе "содержание жилья" за период с 01.09.2008 г. по 01.12.2011 г. составила <...> руб.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца вышеуказанной суммы денежных средств.
Доводы апелляционной жалобы ЗАО "УК г. Тулы" о том, что для домов, самостоятельно выбравших управляющую организацию - ОАО "УК г. Тулы", с 01.01.2009 года плата за содержание и ремонт жилья установлена в соответствии с Постановлением департамента Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГ. N "Об установлении предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2009 год по муниципальным образованиям Тульской области", а с 01.01.2010 года в соответствии с Постановлением департамента Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГ. N "Об установлении предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям Тульской области на 2010 год" судебная коллегия не может признать обоснованными, поскольку из примечаний к вышеуказанным Постановлениям департамента Тульской области по тарифам указано, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение применяются для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Разрешая требования истца в части взыскания с ответчика незаконно начисленной и оплаченной истцом платы за отопление за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. в сумме <...> руб., суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее Правил), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Приходя к выводу о том, что ответчиком ОАО "УК г. Тулы" в 2009 - 2010 годах истцу Г. корректировка за отопление в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, не производилась, суд обоснованно исходил из того, что доказательств обратного данным ответчиком суду представлено не было.
Между тем, из договора на поставку тепловой энергии от ДД.ММ.ГГ. N, заключенного между ЗАО "Т" и МУП "УК г. Тулы" (на момент судебного разбирательства ОАО "УК г. Тулы) следует, что при отсутствии у Абонента (МУП "УК г. Тулы) приборов учета, количество отпускаемой энергии рассчитывается в соответствии с Методикой МДК N от ДД.ММ.ГГ.
Согласно примененного судом расчета, в том числе и с использованием методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК N), утвержденной Госстроем РФ от ДД.ММ.ГГ., переплата истцом за отопление в 2009 г. - 2010 г. составила - <...> руб.
Установив данные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в части взыскания с ответчика вышеуказанной суммы денежных средств, как переплаты за отопление за период 2009 - 2010 гг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Методика МДК N от ДД.ММ.ГГ., использованная судом, не может подтверждать количество поставленной тепловой энергии по конкретному жилому дому, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку как следует из вышеприведенного договора на поставку тепловой энергии от ДД.ММ.ГГ. N, заключенного между ЗАО "Т" и МУП "УК г. Тулы" (на момент судебного разбирательства ОАО "УК г. Тулы), стороны определили, что в случае отсутствия у Абонента приборов учета, количество отпускаемой энергии рассчитывается в соответствии с Методикой МДК N от ДД.ММ.ГГ.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований в части взыскания с ответчика ОАО "УК г. Тулы" компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из того, что рассматриваемые правоотношения возникли в процессе оказания жилищно-коммунальных услуг по возмездным договорам, потребителем по которым является истец, а исполнителем ОАО "УК г. Тулы", в связи с чем к данным правоотношениям подлежит применению Закон РФ "О защите прав потребителей".
Таким образом, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, суд, с соблюдением норм материального и процессуального права постановил законное и обоснованное решение.
Выводы суда в решении соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и основаны на представленных доказательствах.
Иные доводы апелляционной жалобы, аналогичные приведенным в ходе судебного разбирательства, выводов суда не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут повлечь отмены обжалуемого судебного постановления, которое по существу является правильным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 06 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)