Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2013 N Ф09-14130/12 ПО ДЕЛУ N А50-7571/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. N Ф09-14130/12

Дело N А50-7571/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Токмаковой А.Н., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН: 1045901149524, ИНН 5906013858); (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2012 по делу N А50-7571/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комплексное обслуживание домов" (ОГРН: 1075906000268, ИНН: 5906071850); (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 19.01.2012 N 29/10-37 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения предъявленного к возмещению налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2009 года в сумме 2 286 985 руб., решения инспекции от 19.01.2012 N 10-37/6 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению. Кроме того, общество просило обязать налоговый орган возвратить ему НДС за IV квартал 2009 года в сумме 2 286 985 руб.
Решением суда от 19.07.2012 (судья Торопицин С.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно: положений ст. 38, 39, 146, 154, 162, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению инспекции, общество в рассматриваемой ситуации не осуществляет операции, признаваемые в соответствии со ст. 146 Кодекса объектом налогообложения НДС, поэтому суммы налога, предъявленные подрядчиками по выполненным работам, не подлежат вычету, соответственно, у общества отсутствует право на возмещение НДС из бюджета. Налоговый орган не согласен с выводами судов о соблюдении обществом ст. 171, 172 Кодекса.

Как следует из материалов дела, 11.08.2010 обществом представлена в налоговый орган уточненная декларация по НДС за IV квартал 2009 года (корректировка N 3), с исчисленной суммой налога 8 638 196 руб., налоговые вычеты составили 11 122 966 руб., сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета - 2 510 238 руб.
Управляющей компанией 17.08.2011 направлена уточненная декларация по НДС за IV квартал 2009 года (корректировка N 4) с исчисленной суммой налога - 8 805 563 руб., налоговые вычеты - 13 577 294 руб., сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета - 4 797 199 руб. Обществом представлено заявление о возмещении (возврате) НДС с пояснениями о причинах корректировки налоговой базы и налоговых вычетов.
Таким образом, в уточненной декларации (корректировка N 4) по сравнению с уточненной декларацией (корректировка N 3) налогоплательщик увеличил исчисленную сумму налога на 167 367 руб. (8 805 563 руб. - 8 638 196 руб.), налоговые вычеты показаны в большем размере на 2 454 328 руб. (13 577 294 руб. - 11 122 966 руб.), соответственно, сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, увеличена на 2 286 985 руб.
Из дополнительного листа книги продаж N 1, а также из заявления о возмещении (возврате) НДС следует, что основанием для увеличения налоговой базы и, как следствие, суммы исчисленного налога на 167 367 руб., явилось включение сумм приходящихся на оплату капитального ремонта собственниками помещений многоквартирных домов в размере 5%.
Согласно дополнительному листу книги покупок N 1, заявлению о возмещении (возврате) НДС, поводом для увеличения налоговых вычетов на 2 454 328 руб. послужило включение сумм НДС, предъявленного обществами с ограниченной ответственностью "Альфа-строй", "РОСТВЕРК" (далее - общество "Альфа-строй", общество "РОСТВЕРК") в составе стоимости работ по капитальному ремонту жилищного фонда.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за IV квартал 2009 года составлен акт от 01.12.2011 N 5364/10-37, полученный обществом 09.12.2011, в котором зафиксированы нарушения при применении налоговых вычетов на сумму 2 286 985 руб., и вынесено решение от 19.01.2012 N 29/10-37 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу отказано в возмещении НДС в сумме 2 286 985 руб., а также вынесено решение от 19.01.2012 N 10-37/6 об отказе в возмещении полностью НДС в сумме 2 286 985 руб.
Основанием для отказа в возмещении налога явились выводы инспекции о том, что общество в рассматриваемой ситуации не осуществляло операции, признаваемые объектом налогообложения НДС в соответствии со ст. 146 Кодекса.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 01.03.2012 N 18-23/75/100 решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу об обоснованном заявлении обществом вычетов по НДС по суммам, уплаченным подрядчикам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и нормам законодательства.
Порядок и условия применения налоговых вычетов установлены в ст. 171 и 172 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 171 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика НДС уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
В силу положений ст. 171 и 172 Кодекса одним из обязательных условий принятия НДС к вычету является приобретение товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в ходе проверки установлено, что на основании решений (протоколов) общих собраний собственников помещений - многоквартирных домов, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 24, 29б, 41/1, 41/2, ул. Инвеньская, 13, 15, ул. Ким 5, 11, 19, ул. Сигаева, 4, ул. Целинная, 17/1, 17/2, 17/3, заявок на долевое финансирование капитального ремонта, между обществом (исполнитель) и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (плательщик) заключены договоры финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предметом которых является предоставление плательщиком на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета г. Перми, в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов, средств финансовой поддержки исполнителю на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт фасада, ремонт крыши в многоквартирных домах, обслуживаемых обществом.
Фактически работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах осуществлялись с привлечением подрядчиков - общества "Альфа-Строй" и общества "РОСТВЕРК", что подтверждается заключенными договорами, сметами, локальными сметами, актами, актами о приемке выполненных работ и др. Подрядчиками выставлены счета-фактуры с выделением НДС. Оплата названных работ осуществлена с отдельного счета, открываемого в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ), на который зачислены средства бюджета в размере 95% от общего объема капитального ремонта и 5% средств собственников помещений.
Общая стоимость выполненных работ, относящихся к IV кварталу 2009 года, составила 16 089 478 руб. 48 коп., в том числе НДС в сумме 2 454 327 руб. 23 коп.
Инспекция признала правомерным включение в налоговые вычеты суммы НДС, приходящиеся на оплату капитального ремонта собственниками помещений многоквартирных домов в сумме 5% - 167 342 руб., отказав в применении налоговых вычетов в части оплаты за счет средств целевого финансирования в размере 95% - 2 286 985 руб.
Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (ст. 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ).
Как следует из положений ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, основанием для выделения субсидий для финансирования из бюджетной системы Российской Федерации капитального ремонта многоквартирных домов является долевое финансирование капитального ремонта в размере не менее чем 5% общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива).
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Следовательно, операции по оказанию управляющими организациями услуг по управлению многоквартирными домами, в том числе по предоставлению потребителям коммунальных услуг, содержанию и ремонту жилых помещений, являются объектом налогообложения НДС.
В соответствии с п. 2 ст. 153 и п. 1 ст. 154 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
С учетом изложенного, применительно к коммунальным услугам налогоплательщик обязан определять свои налоговые обязательства на основании Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и п. 1 ст. 167 Кодекса, исходя из выручки от оказанных услуг по 1/12 равномерно в течение года. Услуги по содержанию общего имущества (без учета ремонта) подлежат включению в налоговую базу по мере предъявления их населению. Реализация работ по капитальному ремонту включается в налоговую базу по НДС по факту их приемки заказчиком, то есть собственниками (нанимателями).
При этом управляющие компании, реализующие работы и услуги населению, связанные с управлением многоквартирными домами, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам или с учетом субсидий, учитывают выручку за оказанные услуги по государственным регулируемым тарифам, без учета субсидий.
Статьей 171 Кодекса определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты (пункт 1). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2).
В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Анализ названных положений свидетельствует, что налогоплательщики вправе включить в налоговые вычеты, предъявленные суммы НДС при одновременном соблюдении следующих условий:
- 1) принятие на учет приобретенных товаров, работ, услуг при наличии соответствующих первичных документов;
- 2) приобретение товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектом обложения по НДС;
- 3) наличие счетов-фактур.
Необходимо отметить, что с 01.01.2006 законодательство о налогах и сборах не ставит право на налоговый вычет в зависимость от факта оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).
При этом факт невключения в налоговую базу субсидий, получаемых из бюджета, в связи реализацией работ и услуг населению, связанных с управлением многоквартирными домами, по льготным тарифам или с учетом субсидий, не свидетельствует об их исключении из операций, облагаемых НДС. Соответственно, суммы НДС, предъявленные в составе стоимости товаров (работ, услуг), для выполнения работ и услуг, связанных с управлением многоквартирными домами, подлежат включению в налоговые вычеты в общеустановленном порядке, вне зависимости от источников их финансирования.
Принимая во внимание, что обществом выполнены требования, предусмотренные ст. 171, 172 Кодекса, спорные работы по капитальному ремонту приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов, приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, счета-фактуры у общества имеются, суды пришли к верному выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа в возмещении НДС.
Ссылки налогового органа на невыполнение обществом одного из условий для применения налоговых вычетов - приобретение работ для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, отклонены судами, поскольку выполненные подрядчиками работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, оплачены обществом с выделением НДС, а право налогоплательщика на налоговый вычет не может ставиться в зависимость от источника поступления денежных средств, при условии соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных правил предъявления к налоговому вычету НДС.
Кроме того, не имеет правового значения и то, что денежные средства перечислены управлением жилищно-коммунального хозяйства с учетом НДС, поскольку последнее может потребовать от общества возврата соответствующей части денежных средств.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2012 по делу N А50-7571/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
Д.В.ЖАВОРОНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)