Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Мучкаева Ирина Михайловна, представитель по доверенности от 15.07.2013 N 01-30-7116
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края
на решение от 21.05.2013
по делу N А73-1706/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления от 16.11.2012 N 700/12-Ю по делу об административном правонарушении
Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье", Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием отменить постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - Государственная жилищная инспекция, административный орган) от 16.11.2012 N 700/12-Ю по делу об административном правонарушении.
Определением суда первой инстанции от 14.05.2013, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), произведена замена Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на ее правопреемника - Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
Решением суда первой инстанции от 21.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье" обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье", извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Представитель административного органа в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и возражениях на дополнения к апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также доводов отзыва и возражений на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Охотского района проведена проверка на предмет соблюдения администрацией сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края требований законодательства Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проведения проверки установлено, что в жилом фонде сельского поселения "Поселок Новое Устье" с момента окончания отопительного периода до момента проверки, то есть с 16.06.2012 по 20.09.2012 не проведены работы по промывке и опрессовке внутридомовых инженерных систем отопления.
По факту выявленного нарушения 20.09.2012 и.о. прокурора Охотского района Драгомирецким П.И. в отношении администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края, в присутствии законного представителя администрации - главы сельского поселения Макушиной Г.П., возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения по существу в Государственную жилищную инспекцию Правительства Хабаровского края.
Определением от 02.11.2012 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" было назначено на 16.11.2012 в 10-00 по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71, каб. 304. Определение направлено по юридическому адресу администрации и, согласно почтовой карточке о вручении, получено адресатом 13.11.2012. Также информация о времени и месте рассмотрения дела была передана консультантом Государственной жилищной инспекции Поляковым В.Н. Макушиной Галине Павловне посредством телефонной связи. Кроме того, вышеуказанное определение было направлено по электронной почте, что подтверждается материалами дела.
16.11.2012 И.о. заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Саласиным А.П. в отношении Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края вынесено постановление N 700/12-Ю о назначении административного наказания по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
На рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель юридического лица, извещенный надлежащим образом, не явился.
Не согласившись с названным постановлением, Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 7.22. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами указанного административного правонарушения являются: лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель), а именно: жилищно-эксплуатационные, эксплуатационные организации и их управляющие; подрядные организации; администрации органов местного самоуправления; межведомственные комиссии; собственники жилых домов; другие органы и их должностные лица.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 Устава сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края администрация сельского поселения обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения сельского поселения, в соответствии со статьей 5 настоящего Устава в интересах населения сельского поселения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель обязан обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную, в том числе, законодательством об административных правонарушениях.
Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению (пункт 2.2 Положения).
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (пункт 3.1 Положения).
Согласно пункту 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Аналогичные правила к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлены пунктом 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, помимо прочего: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (подпункт 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (подпункт 4).
В соответствии с пунктом 1.1. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила), настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 2.6.3. названных Правил, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В соответствии с пунктом 2.6.5. Правил, подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.
Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле.
Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период.
Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.
В силу пункта 5.2.9. Правил, обнаруженные неисправности систем отопления должны заноситься в журнал регистрации. Вид проведенных работ по устранению неисправностей отмечается в журнале с указанием даты и фамилий персонала, проводившего ремонт. Выявленные дефекты в системе отопления должны учитываться при подготовке системы к следующему отопительному сезону.
Пунктом 5.2.10. Правил установлено, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции).
Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3-5 раз, при этом должно достигаться полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход воздушной смеси не должен превышать 3-5-кратного расчетного расхода теплоносителя.
Для промывки используется водопроводная или техническая вода.
Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.
Диафрагмы и сопла гидроэлеваторов во время промывки системы отопления должны быть сняты. После промывки система сразу должна быть наполнена теплоносителем. Держать системы отопления опорожненными не допускается.
Теплообменники перед пуском системы следует очистить химическим или механическим способом.
Согласно пункту 5.2.11. Правил, пробный пуск системы отопления следует производить после ее опрессовки и промывки с доведением температуры теплоносителя до 80-85 град. С, при этом удаляется воздух из системы и проверяется прогрев всех отопительных приборов.
Тепловые испытания водоподогревателей следует производить не реже одного раза в пять лет.
Начало и продолжительность пробных топок должны быть определены теплоснабжающей организацией, согласованы с органом местного самоуправления и доведены до сведения потребителей не позднее чем за трое суток до начала пробной топки.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с результатами проверки, проведенной прокуратурой Охотского района в жилом фонде сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края с момента окончания отопительного периода до момента проверки, то есть с 15.06.2012 по 20.09.2012 работы по промывке и опрессовке внутридомовых инженерных систем отопления не проводились.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что административным органом установлено наличие в бездействии администрации признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ.
Факт административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 20.09.2012, объяснением главы сельского поселения Макушиной Г.П. от 20.09.2012.
С учетом положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ суд пришел к правильному выводу о доказанности также и вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку у Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По обоснованному выводу суда, вина Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края заключается в том, что она, являясь лицом, ответственным за организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, а также осуществляющим контроль за готовностью поселения к отопительному периоду, не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему содержанию жилищного фонда сельского поселения в части его подготовки к осенне-зимнему отопительному периоду 2012/2013.
Неисполнение Администрацией сельского поселения "Поселок Новое Устье" своей обязанности по своевременной организации проведения работ по промывке и опрессовке систем теплопотребления в жилищном фонде сельского поселения создает угрозу срыва начала отопительного сезона и влечет небезопасное проживание в нем граждан, а также угрозу порчи или уничтожения принадлежащего им имущества.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Также не является основанием для освобождения Администрации от административной ответственности и не свидетельствует об отсутствии в его бездействии состава вменяемого административного правонарушения факт устранения нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Принятие мер по устранению выявленных нарушений является лишь способом устранения нарушения законодательства.
Следовательно, вывод суда о доказанности факта совершения администрацией сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, является правильным, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Судом первой инстанции установлено, что административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренном статьей 7.22 настоящего Кодекса.
Судом также проверено соблюдение административным органом порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности, нарушений по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.05.2013 по делу N А73-1706/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 N 06АП-3115/2013 ПО ДЕЛУ N А73-1706/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. N 06АП-3115/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Мучкаева Ирина Михайловна, представитель по доверенности от 15.07.2013 N 01-30-7116
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края
на решение от 21.05.2013
по делу N А73-1706/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления от 16.11.2012 N 700/12-Ю по делу об административном правонарушении
установил:
Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье", Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием отменить постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - Государственная жилищная инспекция, административный орган) от 16.11.2012 N 700/12-Ю по делу об административном правонарушении.
Определением суда первой инстанции от 14.05.2013, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), произведена замена Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на ее правопреемника - Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
Решением суда первой инстанции от 21.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье" обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье", извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Представитель административного органа в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и возражениях на дополнения к апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также доводов отзыва и возражений на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Охотского района проведена проверка на предмет соблюдения администрацией сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края требований законодательства Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проведения проверки установлено, что в жилом фонде сельского поселения "Поселок Новое Устье" с момента окончания отопительного периода до момента проверки, то есть с 16.06.2012 по 20.09.2012 не проведены работы по промывке и опрессовке внутридомовых инженерных систем отопления.
По факту выявленного нарушения 20.09.2012 и.о. прокурора Охотского района Драгомирецким П.И. в отношении администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края, в присутствии законного представителя администрации - главы сельского поселения Макушиной Г.П., возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения по существу в Государственную жилищную инспекцию Правительства Хабаровского края.
Определением от 02.11.2012 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" было назначено на 16.11.2012 в 10-00 по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71, каб. 304. Определение направлено по юридическому адресу администрации и, согласно почтовой карточке о вручении, получено адресатом 13.11.2012. Также информация о времени и месте рассмотрения дела была передана консультантом Государственной жилищной инспекции Поляковым В.Н. Макушиной Галине Павловне посредством телефонной связи. Кроме того, вышеуказанное определение было направлено по электронной почте, что подтверждается материалами дела.
16.11.2012 И.о. заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Саласиным А.П. в отношении Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края вынесено постановление N 700/12-Ю о назначении административного наказания по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
На рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель юридического лица, извещенный надлежащим образом, не явился.
Не согласившись с названным постановлением, Администрация сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 7.22. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами указанного административного правонарушения являются: лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель), а именно: жилищно-эксплуатационные, эксплуатационные организации и их управляющие; подрядные организации; администрации органов местного самоуправления; межведомственные комиссии; собственники жилых домов; другие органы и их должностные лица.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 Устава сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края администрация сельского поселения обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения сельского поселения, в соответствии со статьей 5 настоящего Устава в интересах населения сельского поселения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель обязан обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную, в том числе, законодательством об административных правонарушениях.
Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению (пункт 2.2 Положения).
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (пункт 3.1 Положения).
Согласно пункту 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Аналогичные правила к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлены пунктом 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, помимо прочего: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (подпункт 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (подпункт 4).
В соответствии с пунктом 1.1. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила), настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 2.6.3. названных Правил, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В соответствии с пунктом 2.6.5. Правил, подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.
Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле.
Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период.
Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.
В силу пункта 5.2.9. Правил, обнаруженные неисправности систем отопления должны заноситься в журнал регистрации. Вид проведенных работ по устранению неисправностей отмечается в журнале с указанием даты и фамилий персонала, проводившего ремонт. Выявленные дефекты в системе отопления должны учитываться при подготовке системы к следующему отопительному сезону.
Пунктом 5.2.10. Правил установлено, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции).
Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3-5 раз, при этом должно достигаться полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход воздушной смеси не должен превышать 3-5-кратного расчетного расхода теплоносителя.
Для промывки используется водопроводная или техническая вода.
Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.
Диафрагмы и сопла гидроэлеваторов во время промывки системы отопления должны быть сняты. После промывки система сразу должна быть наполнена теплоносителем. Держать системы отопления опорожненными не допускается.
Теплообменники перед пуском системы следует очистить химическим или механическим способом.
Согласно пункту 5.2.11. Правил, пробный пуск системы отопления следует производить после ее опрессовки и промывки с доведением температуры теплоносителя до 80-85 град. С, при этом удаляется воздух из системы и проверяется прогрев всех отопительных приборов.
Тепловые испытания водоподогревателей следует производить не реже одного раза в пять лет.
Начало и продолжительность пробных топок должны быть определены теплоснабжающей организацией, согласованы с органом местного самоуправления и доведены до сведения потребителей не позднее чем за трое суток до начала пробной топки.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с результатами проверки, проведенной прокуратурой Охотского района в жилом фонде сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края с момента окончания отопительного периода до момента проверки, то есть с 15.06.2012 по 20.09.2012 работы по промывке и опрессовке внутридомовых инженерных систем отопления не проводились.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что административным органом установлено наличие в бездействии администрации признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ.
Факт административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 20.09.2012, объяснением главы сельского поселения Макушиной Г.П. от 20.09.2012.
С учетом положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ суд пришел к правильному выводу о доказанности также и вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку у Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По обоснованному выводу суда, вина Администрации сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района Хабаровского края заключается в том, что она, являясь лицом, ответственным за организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, а также осуществляющим контроль за готовностью поселения к отопительному периоду, не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему содержанию жилищного фонда сельского поселения в части его подготовки к осенне-зимнему отопительному периоду 2012/2013.
Неисполнение Администрацией сельского поселения "Поселок Новое Устье" своей обязанности по своевременной организации проведения работ по промывке и опрессовке систем теплопотребления в жилищном фонде сельского поселения создает угрозу срыва начала отопительного сезона и влечет небезопасное проживание в нем граждан, а также угрозу порчи или уничтожения принадлежащего им имущества.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Также не является основанием для освобождения Администрации от административной ответственности и не свидетельствует об отсутствии в его бездействии состава вменяемого административного правонарушения факт устранения нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Принятие мер по устранению выявленных нарушений является лишь способом устранения нарушения законодательства.
Следовательно, вывод суда о доказанности факта совершения администрацией сельского поселения "Поселок Новое Устье" Охотского муниципального района административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, является правильным, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Судом первой инстанции установлено, что административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренном статьей 7.22 настоящего Кодекса.
Судом также проверено соблюдение административным органом порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности, нарушений по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.05.2013 по делу N А73-1706/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)