Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А02-834/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А02-834/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 03 июля 2013 года по делу N А02-834/2013 (судья Новикова О.Л.)
по иску Отдела социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район" (ОГРН 1030400663920, ИНН 0405003465)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360)
третье лицо: Министерство финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460)
о взыскании 1949369 руб. 79 коп.

установил:

Отдел социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район" (далее - истец, Отдел) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - ответчик, УФК по РА) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 949369 руб. 79 коп. в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Алтай (далее - третье лицо, Минфин по РА).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 03.07.2013 заявленные требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Отдела социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район" взыскано 1 949369 руб. 79 коп. убытков по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
В апелляционной жалобе Управление Федерального казначейства по Республике Алтай, ссылаясь на неправильное истолкование судом первой инстанции норм закона, подлежащих применению по данному спору; несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанности факта причинения государственными органами и (или) их должностными лицами вреда Отделу соцзащиты, отсутствие причинно-следственной связи между убытками, которые Отдел должен понести в будущем и действиями (либо бездействием) непосредственно Минфина России, исходя из того, что законом Республики Алтай от 07.07.2008 г. N 78-РЗ финансовое обеспечение расходов на предоставление льгот по жилищно-коммунальным услугам отдельным категориям граждан осуществляется за счет средств бюджета Республика Алтай и выделения таких средств из республиканского бюджета, просит отменить судебный акт и принять новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных Отделом соцразвития требований.
Отзывы на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", и исходил из конкретных обстоятельств дела, обязании Шебалинским районным судом Республики Алтай Отдела социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район" по искам прокурора в интересах педагогических работников, проживающих в сельской местности, приобрести и доставить дрова педагогическим работникам, с учетом признания судом общей юрисдикции права педагогических работников в силу п. п. 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.
Взыскивая с Министерства финансов Российской Федерации понесенные истцом убытки в размере 1 949 369, 79 руб., суд пришел к обоснованному выводу, что финансирование расходов, возникших в связи с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, является расходным обязательством Российской Федерации, которое предусматривает соответствующие средства для их реализации.
В связи с чем, Министерство финансов Российской Федерации, не исполнившее в полном объеме возложенную на него обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании и не обеспечившее субъекта Российской Федерации - Республику Алтай финансовыми средствами в полном объеме, является лицом, с которого подлежат взысканию расходы, связанные с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников.
Пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ).
Между тем, статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса РФ финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе N 52-ФЗ.
Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
В этой связи, ссылка УФК по РА на то, что данная мера социальной поддержки относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и финансовое обеспечение расходов на предоставление льгот по жилищно-коммунальным услугам отдельным категориям граждан осуществляется за счет средств бюджета Республики Алтай, отклоняется как противоречащая вышеприведенным нормам права, исходя из которых в их конституционно-правовом понимании, не освобождает Российскую Федерацию от исполнения расходных обязательств.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений; меры социальной поддержки, установленные пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании, являются расходными обязательствами Российской Федерации; в 2009, 2010 г. г. федеральный бюджет предусмотрел субвенции бюджетам субъектов федерации для оказания мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, однако, финансирование из федерального бюджета на социальную поддержку педагогических работников, проживающих в сельской местности, представлены не в полном объеме, что подтверждается решениями Шебалинского районного суда; вступившими в законную силу судебными актами на Отдел социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район" возложена обязанность приобрести и доставить твердое топливо (дрова) в количестве 2115, 5 куб. м на сумму 1 949 369, 79 руб. педагогическим работникам, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы о недоказанности истцом оснований, предусмотренных статьей 1069 ГК РФ для наступления ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку применение судом первой инстанции к возникшим правоотношениям положений статьи 1069 ГК РФ соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 2 Постановления N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"), льготы, предоставляемые педагогическим работникам, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации; Российская Федерация в нарушение требований законодательства не обеспечила материальную базу для реализации указанных льгот в виде перечисления на отдельный счет субъекта Российской Федерации установленных субсидий, в связи с чем, истцом понесены убытки вследствие ненадлежащего финансирования льгот со стороны федерального бюджета.
Учитывая, что судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела недофинансирование со стороны Министерства финансов Российской Федерации расходов истца, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Республики Алтай в 2009, 2010 годах, взыскание убытков в пользу Отдела социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район" на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 03 июля 2013 года по делу N А02-834/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.А.УСАНИНА

Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Л.А.КОЛУПАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)