Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" Пожарицкой Е.А. (доверенность от 21.11.2012), от Отдела надзорной деятельности Центрального района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу Хромова В.Ю. (доверенность от 09.01.2013 N 11-2-25-27), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу Хромова В.Ю. (доверенность от 11.01.2013 N 25-11-18), рассмотрев 29.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2012 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-22611/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 5, ОГРН 1089847181148 (далее - ООО "ЖКС N 2", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Отделу надзорной деятельности Центрального района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191024, Санкт-Петербург, 3-я Советская улица, дом 50 (далее - ОНД МЧС России, Отдел), с заявлением об оспаривании постановления от 23.03.2012 N 2-25-295 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда первой инстанции от 10.05.2012 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 85 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2012, оспариваемое постановление Отдела от 23.032012 изменено в части снижения размера штрафа до 150 000 руб., в остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЖКС N 2" просит отменить принятые по делу судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел просит оставить названные судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Отдела и Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделом в период с 22.02.2012 по 29.02.2012 на основании распоряжения от 25.01.2012 N 2-25-38 была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объекте ООО "ЖКС N 2" - многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями по адресу: Санкт-Петербург, улица Марата, дом 55/5.
По результатам данной проверки 29.02.2012 составлен акт N 2-25-38, а также выявлены нарушения Обществом требований пункта 78 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) не проведена очистка вентиляционных каналов; пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.4 "Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) выходы из лестничных клеток на чердак не оборудованы противопожарными дверьми второго типа; пункта 23 ППБ 01-03 свободный проезд пожарной техники на территорию двора не обеспечен (в арочных проходах установлены ворота); пункта 44 ППБ 01-03 на дверях чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества 13.03.2012 составлен протокол N 2-25-295 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Должностным лицом ОНД МЧС России 23.03.2012 вынесено постановление N 2-25-295 о назначении ООО "ЖКС N 2" административного наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 190 000 руб.
Общество не согласилось с данным постановлением, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения. Суд не установил нарушения порядка привлечения ООО "ЖКС N 2" к административной ответственности. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что данные правонарушения не являются малозначительными. Также суд посчитал необходимым, в связи с отсутствием смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, уменьшить размер назначенного административного штрафа до 150 000 руб.
С данными выводами согласилась и апелляционная инстанция.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 указанных правил предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно материалам дела ООО "ЖКС N 2" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, улица Марата, дом 55/5 на основании договора от 01.02.2010 N 550/10 ЖКС-2, в связи с этим Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанном доме, а следовательно, и надлежащим субъектом ответственности за их нарушение.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 ППБ 01-03 (действовавших в проверяемый период) устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с названными правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 8.4 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что на чердаках зданий (кроме зданий класса Ф1.4) следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В силу пункта 44 ППБ 01-03 двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
В соответствии с пунктом 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
В силу пункта 78 ППБ 01-03 вентиляционные камеры, циклоны, фильтры, воздуховоды должны очищаться от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации. Для взрывопожароопасных и пожароопасных помещений должен быть установлен порядок очистки вентиляционных систем безопасными способами.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу суды первой и апелляционной инстанций надлежащим образом исследовали и оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили факт нарушения Обществом требований ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97* и пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ЖКС N 2" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что требования пункта 8.4 СНиП 21-01-97* не являются обязательными для дома N 55/5 на улице Марата, поскольку данное здание согласно пункту 5.21 указанного СНиП относится к зданиям класса Ф1, которые согласно абзацу 3 пункта 8.4 СНиП 21-01-97* имеют высоту до 15 м, допускают устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки второго типа по закрепленным стальным стремянкам, отклоняется судом кассационной инстанции. Поскольку судами двух инстанций не установлено и материалами дела не подтверждается, что указанный дом относится к зданиям класса Ф1 и имеет высоту до 15 м.
Также необоснованным является и довод заявителя о том, что Общество не является субъектом вмененных ему нарушений, поскольку осуществляет функции управляющей компании многоквартирного жилого дома по указанному адресу.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод ООО "ЖКС N 2" о том, что дом сдан в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* и ППБ 01-03, так как в соответствии с пунктом 1.1 указанных СНиП данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. При таких обстоятельствах, соблюдение требований СНиП 21-01-97* обязательно всеми организациями на всех этапах эксплуатации зданий, помещений.
Кроме того, кассационная инстанция не согласна с выводами судов двух инстанций о том, что ООО "ЖКС N 2" нарушило требования пункта 23 ППБ 01-03.
Судами двух инстанций не установлено и материалами дела не подтверждается, каким образом административный орган установил, и какие конкретно мероприятия, направленные на возможность незамедлительного открытия ворот, должно было провести Общество. Из материалов административного дела также не следует, что административным органом исследовался вопрос о наличии иных объездных дорог, позволяющих обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к указанному зданию. Кроме того, сам факт наличия ворот, не свидетельствует о непринятии Обществом мер по спасению людей и имущества до прибытия подразделений противопожарной службы.
В связи с изложенным по данному эпизоду административным органом с достоверностью не подтверждено наличие события административного правонарушения, а также не доказано наличие вины ООО "ЖКС N 2" в совершении данного нарушения. Сомнения в виновности заявителя носят неустранимый характер и в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ толкуются судом в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кассационная инстанция также не может согласиться с выводами судов о доказанности административным органом нарушений Обществом пункта 78 ППБ 01-03. Поскольку ни из акта проверки от 29.02.2012 N 2-25-38, ни из протокола от 13.03.2012 N 2-25-295 об административном правонарушении не определено, каким образом должностное лицо Отдела установило, что ООО "ЖКС N 2" не производило очистку вентиляционных каналов.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение ООО "ЖКС N 2" требований пункта 78 ППБ 01-03.
При этом в материалы дела представлен договор от 01.01.2012 N 11, заключенный между Обществом (заказчиком) и ООО "Петербургский трубочист" (подрядчиком), по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по периодическому обслуживанию газоходов и вентиляционных каналов (листы дела 64 - 66).
Кассационная инстанция полагает, что отсутствие актов выполненных работ по договору от 01.01.2012 N 11 является недостаточным доказательством по данному эпизоду, поскольку Отдел не доказал необходимость на дату проверки осуществления очистки вентиляционных каналов.
На основании изложенного, административный орган не доказал нарушения Обществом требований пункта 78 ППБ 01-03. Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о доказанности данного эпизода является необоснованным.
Несмотря на недоказанность события вменяемого правонарушения по эпизодам нарушения со стороны ООО "ЖКС N 2" пунктов 23 и 78 ППБ 01-03 суд кассационной инстанции считает, что Общество правомерно привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку доказанность состава вменяемого правонарушения хотя бы по одному из выявленных в ходе проверки нарушений влечет административную ответственность соответствующей квалификации.
Поскольку ошибочные выводы судов первой и апелляционной инстанций по отдельным эпизодам не привели к принятию неправильного решения, оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу N А56-22611/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2013 ПО ДЕЛУ N А56-22611/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. по делу N А56-22611/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" Пожарицкой Е.А. (доверенность от 21.11.2012), от Отдела надзорной деятельности Центрального района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу Хромова В.Ю. (доверенность от 09.01.2013 N 11-2-25-27), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу Хромова В.Ю. (доверенность от 11.01.2013 N 25-11-18), рассмотрев 29.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2012 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-22611/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 5, ОГРН 1089847181148 (далее - ООО "ЖКС N 2", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Отделу надзорной деятельности Центрального района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191024, Санкт-Петербург, 3-я Советская улица, дом 50 (далее - ОНД МЧС России, Отдел), с заявлением об оспаривании постановления от 23.03.2012 N 2-25-295 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда первой инстанции от 10.05.2012 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 85 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2012, оспариваемое постановление Отдела от 23.032012 изменено в части снижения размера штрафа до 150 000 руб., в остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЖКС N 2" просит отменить принятые по делу судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел просит оставить названные судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Отдела и Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделом в период с 22.02.2012 по 29.02.2012 на основании распоряжения от 25.01.2012 N 2-25-38 была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объекте ООО "ЖКС N 2" - многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями по адресу: Санкт-Петербург, улица Марата, дом 55/5.
По результатам данной проверки 29.02.2012 составлен акт N 2-25-38, а также выявлены нарушения Обществом требований пункта 78 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) не проведена очистка вентиляционных каналов; пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.4 "Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) выходы из лестничных клеток на чердак не оборудованы противопожарными дверьми второго типа; пункта 23 ППБ 01-03 свободный проезд пожарной техники на территорию двора не обеспечен (в арочных проходах установлены ворота); пункта 44 ППБ 01-03 на дверях чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества 13.03.2012 составлен протокол N 2-25-295 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Должностным лицом ОНД МЧС России 23.03.2012 вынесено постановление N 2-25-295 о назначении ООО "ЖКС N 2" административного наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 190 000 руб.
Общество не согласилось с данным постановлением, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения. Суд не установил нарушения порядка привлечения ООО "ЖКС N 2" к административной ответственности. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что данные правонарушения не являются малозначительными. Также суд посчитал необходимым, в связи с отсутствием смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, уменьшить размер назначенного административного штрафа до 150 000 руб.
С данными выводами согласилась и апелляционная инстанция.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 указанных правил предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно материалам дела ООО "ЖКС N 2" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, улица Марата, дом 55/5 на основании договора от 01.02.2010 N 550/10 ЖКС-2, в связи с этим Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанном доме, а следовательно, и надлежащим субъектом ответственности за их нарушение.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 ППБ 01-03 (действовавших в проверяемый период) устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с названными правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 8.4 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что на чердаках зданий (кроме зданий класса Ф1.4) следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В силу пункта 44 ППБ 01-03 двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
В соответствии с пунктом 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
В силу пункта 78 ППБ 01-03 вентиляционные камеры, циклоны, фильтры, воздуховоды должны очищаться от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации. Для взрывопожароопасных и пожароопасных помещений должен быть установлен порядок очистки вентиляционных систем безопасными способами.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу суды первой и апелляционной инстанций надлежащим образом исследовали и оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили факт нарушения Обществом требований ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97* и пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ЖКС N 2" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что требования пункта 8.4 СНиП 21-01-97* не являются обязательными для дома N 55/5 на улице Марата, поскольку данное здание согласно пункту 5.21 указанного СНиП относится к зданиям класса Ф1, которые согласно абзацу 3 пункта 8.4 СНиП 21-01-97* имеют высоту до 15 м, допускают устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки второго типа по закрепленным стальным стремянкам, отклоняется судом кассационной инстанции. Поскольку судами двух инстанций не установлено и материалами дела не подтверждается, что указанный дом относится к зданиям класса Ф1 и имеет высоту до 15 м.
Также необоснованным является и довод заявителя о том, что Общество не является субъектом вмененных ему нарушений, поскольку осуществляет функции управляющей компании многоквартирного жилого дома по указанному адресу.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод ООО "ЖКС N 2" о том, что дом сдан в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* и ППБ 01-03, так как в соответствии с пунктом 1.1 указанных СНиП данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. При таких обстоятельствах, соблюдение требований СНиП 21-01-97* обязательно всеми организациями на всех этапах эксплуатации зданий, помещений.
Кроме того, кассационная инстанция не согласна с выводами судов двух инстанций о том, что ООО "ЖКС N 2" нарушило требования пункта 23 ППБ 01-03.
Судами двух инстанций не установлено и материалами дела не подтверждается, каким образом административный орган установил, и какие конкретно мероприятия, направленные на возможность незамедлительного открытия ворот, должно было провести Общество. Из материалов административного дела также не следует, что административным органом исследовался вопрос о наличии иных объездных дорог, позволяющих обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к указанному зданию. Кроме того, сам факт наличия ворот, не свидетельствует о непринятии Обществом мер по спасению людей и имущества до прибытия подразделений противопожарной службы.
В связи с изложенным по данному эпизоду административным органом с достоверностью не подтверждено наличие события административного правонарушения, а также не доказано наличие вины ООО "ЖКС N 2" в совершении данного нарушения. Сомнения в виновности заявителя носят неустранимый характер и в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ толкуются судом в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кассационная инстанция также не может согласиться с выводами судов о доказанности административным органом нарушений Обществом пункта 78 ППБ 01-03. Поскольку ни из акта проверки от 29.02.2012 N 2-25-38, ни из протокола от 13.03.2012 N 2-25-295 об административном правонарушении не определено, каким образом должностное лицо Отдела установило, что ООО "ЖКС N 2" не производило очистку вентиляционных каналов.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение ООО "ЖКС N 2" требований пункта 78 ППБ 01-03.
При этом в материалы дела представлен договор от 01.01.2012 N 11, заключенный между Обществом (заказчиком) и ООО "Петербургский трубочист" (подрядчиком), по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по периодическому обслуживанию газоходов и вентиляционных каналов (листы дела 64 - 66).
Кассационная инстанция полагает, что отсутствие актов выполненных работ по договору от 01.01.2012 N 11 является недостаточным доказательством по данному эпизоду, поскольку Отдел не доказал необходимость на дату проверки осуществления очистки вентиляционных каналов.
На основании изложенного, административный орган не доказал нарушения Обществом требований пункта 78 ППБ 01-03. Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о доказанности данного эпизода является необоснованным.
Несмотря на недоказанность события вменяемого правонарушения по эпизодам нарушения со стороны ООО "ЖКС N 2" пунктов 23 и 78 ППБ 01-03 суд кассационной инстанции считает, что Общество правомерно привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку доказанность состава вменяемого правонарушения хотя бы по одному из выявленных в ходе проверки нарушений влечет административную ответственность соответствующей квалификации.
Поскольку ошибочные выводы судов первой и апелляционной инстанций по отдельным эпизодам не привели к принятию неправильного решения, оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу N А56-22611/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)