Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2883

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-2883


Судья Рыбаков Р.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Садовой И.М., Паршиной С.В.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова к товариществу собственников жилья "Престиж" (далее по тексту - ТСЖ "Престиж"), жилищно-строительному кооперативу "Полиграфист" (далее по тексту - ЖСК "Полиграфист"), товариществу собственников жилья "Весенний" (далее по тексту - ТСЖ "Весенний"), товариществу собственников жилья "Телецентр" (далее по тексту - ТСЖ "Телецентр"), товариществу собственников жилья "Дубрава" (далее по тексту - ТСЖ "Дубрава"), товариществу собственников жилья "Астра" (далее по тексту - ТСЖ "Астра") о признании бездействия незаконным и понуждению к исполнению обязанности по апелляционным жалобам ЖСК "Полиграфист", ТСЖ "Весенний", ТСЖ "Телецентр" на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 06.02.2013 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения представителя ТСЖ "Весенний" и ТСЖ "Телецентр" - С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, председателя ЖСК "Полиграфист" - К., председателя ТСЖ "Весенний" - К., объяснения представителя ТСЖ "Телецентр" - А., поддержавших доводы жалоб, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражения прокурора на них, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к вышеуказанным ответчикам с исковыми требованиями, в которых просил признать незаконным бездействие ТСЖ "Престиж", ЖСК "Полиграфист", ТСЖ "Весенний", ТСЖ "Телецентр", ТСЖ "Дубрава", ТСЖ "Астра" выразившееся в отсутствии паспортов отходов, первичного учета по обращению с отходами производства и потребления, расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возложить обязанность на ЖСК "Полиграфист", ТСЖ "Весенний", ТСЖ "Телецентр", ТСЖ "Дубрава", обеспечить разработку в установленном порядке паспортов отходов, организовать ведение первичного учета по обращению с отходами производства и потребления и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 г.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Саратова проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности управляющих организаций ТСЖ и ЖСК Октябрьского района. В ходе проверки установлено, что ответчиками не ведется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не установлен порядок учета в области обращения с отходами, не имеется паспортов на отходы, что нарушает действующее законодательство.
Определением Октябрьского районного суда г. Саратова от 06.02.2013 г. производство по делу к ТСЖ "Престиж" в части исковых требований, кроме требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии паспортов отходов, а также к ТСЖ "Астра", кроме требования о признании бездействия незаконным прекращено в связи с отказом истца от требований в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Рассмотрев спор, Октябрьский районный суд г. Саратова постановил решение, которым признал незаконным бездействие ТСЖ "Престиж", выразившееся в отсутствии паспортов отходов.
Признал незаконным бездействие ТСЖ "Астра", выразившееся в отсутствии паспортов отходов, первичного учета по обращению с отходами производства и потребления.
Признал незаконным бездействие ТСЖ "Телецентр", выразившееся в отсутствии паспортов отходов, первичного учета по обращению с отходами производства и потребления.
Обязал ТСЖ "Телецентр" в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку паспортов отходов, организовать ведение первичного учета по обращению с отходами производства и потребления.
Признал незаконным бездействие ЖСК "Полиграфист", ТСЖ "Весенний", ТСЖ "Дубрава", выразившееся в отсутствии паспортов отходов, первичного учета по обращению с отходами производства и потребления, расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Обязал ЖСК "Полиграфист", ТСЖ "Весенний", ТСЖ "Дубрава" в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку паспортов отходов, организовать ведение первичного учета по обращению с отходами производства и потребления и обеспечить произведение расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 г.
ТСЖ "Весенний", ЖСК "Полиграфист" в апелляционной жалобе просят отменить решение суда первой инстанции и принять новый акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Автор жалобы указывает, что в соответствии с ФЗ "Об охране окружающей среды" обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные вышеуказанным законом.
Положениями ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативного образования отходов и лимитов на их размещение, ведут учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Кроме того, если в процессе деятельности образуются отходы I - IV класса опасности, то индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На указанные отходы должен составляться паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Указанный закон устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
При таких обстоятельствах, ТСЖ "Весенний", ЖСК "Полиграфист" не являются субъектами права, обязанными осуществлять учет по обращению с отходами производства и потребления, оставлять паспорта отходов, а также производить расчет платы и производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Уставу ТСЖ "Весенний" является объединением участников для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения этим имуществом. Деятельность ЖСК "Полиграфист" в соответствии с Уставом направлена на осуществление строительства жилья для членов кооператива с последующим управлением жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Таким образом, и ТСЖ "Весенний", и ЖСК "Полиграфист" осуществляют деятельность по управлению многоквартирным домом, не связанную с деятельностью по обращению с отходами в смысле, придаваемом ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с чем ими были заключены договоры по вывозу, приему и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирных домов, находящихся в обслуживании ТСЖ и ЖСК с МУП БКУО "Спецавтохозяйство по уборке города". Сбор отходов от жителей многоквартирных домов организуется в специально оборудованных местах в контейнерах, который для дальнейшей утилизации вывозится ежедневно, а потому учет образовавшихся отходов произвести не представляется возможным. Истцом не было представлено доказательств того, что в результате хозяйственной деятельности ЖСК и ТСЖ производится выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сброс загрязняющих веществ иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты и на водосборные площади, а также производится загрязнение недр, почв. Отсутствуют доказательства размещения отходов производства и потребления, которые приводят к загрязнению окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
ТСЖ "Телецентр" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый акт об отказе в удовлетворении исковых требований, автор жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Доводы жалобы аналогичны содержанию апелляционной жалобы, поданной ТСЖ "Весенний" и ЖСК "Полиграфист". Кроме того, указывает, что согласно п. 3.21 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001", введенного постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2011 г. N 607-ст, бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения. Обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и их лимиты на их размещение установлена для юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обращением с отходами, а не для членов ТСЖ, в результате жизнедеятельности которых образуются отходы потребления. ТСЖ как юридическое лицо заключает договоры со сторонней организацией на оказание услуг по приему и вывозу бытовых отходов, с последующим их складированием и захоронением, выступая в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ, в связи с чем ТСЖ "Телецентр" был заключен договор от 01.09.2007 г. N 6417 на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов с МУП БКО "СпецАТХ", по условиям которого отходы товарищества регулярно вывозятся и размещаются на свалке. Истцом не было представлено доказательств того, что ТСЖ занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами закона об отходах производства и потребления, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие образование у ТСЖ отходов IV класса опасности. ТСЖ деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не осуществляет, доказательств обратного представлено не было.
Прокурор Октябрьского района г. Саратова, подал возражения на апелляционные жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения, представитель прокуратуры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не просил отложить слушание по делу.
Представитель ТСЖ "Весенний" и ТСЖ "Телецентр" - С., председатель ЖСК "Полиграфист" и ТСЖ "Весенний" - К., представитель ТСЖ "Телецентр" А. в судебном заседании полагали возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, доводы жалоб поддержали в полном объеме, просили решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТСЖ "Престиж", ЖСК "Полиграфист", ТСЖ "Весенний", ТСЖ "Телецентр", ТСЖ "Дубрава", ТСЖ "Астра" являются юридическими лицами и некоммерческими организациями, в соответствии с положениями Уставов.
В силу требований ст. ст. 110, 135, 138 ЖК РФ ТСЖ "Престиж" осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, ЖСК "Полиграфист" осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, ТСЖ "Весенний" осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, <адрес>, ТСЖ "Телецентр", осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, <адрес>, ТСЖ "Астра" осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, ТСЖ "Дубрава" осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>.
ТСЖ "Престиж" на основании договора с МУП БКО "СпецАТХ" от 18.09.2007 г. N 6400 ежемесячно передает данной организации для вывоза и утилизации отходы в объеме 27 куб. м, накопленных на контейнерной площадке по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 17-19).
ЖСК "Полиграфист" на основании договора с МУП БКО "СпецАТХ" от 01.01.2012 г. N 1165 ежемесячно передает данной организации для вывоза и утилизации отходы в объеме 94,5 куб. м твердых бытовых отходов и 5,76 куб. м крупно-габаритных отходов (т. 1 л.д. 79-81).
ТСЖ "Весенний" на основании договора с МУП БКО "СпецАТХ" от 01.01.2006 г. N 1885 ежемесячно передает данной организации для вывоза и утилизации отходы в объеме 20,25 куб. м, накопленных на контейнерной площадке по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 134-137).
ТСЖ "Телецентр" на основании договора с МУП БКО "СпецАТХ" от 01.09.2007 г. N 6417 ежемесячно передает данной организации для вывоза и утилизации отходы в объеме 31,22 куб. м, накопленных на контейнерной площадке по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 213-214).
ТСЖ "Дубрава" на основании договора с МУП БКО "СпецАТХ" от 11.09.2008 г. N 6396 ежемесячно передает данной организации для вывоза и утилизации отходы в объеме 20,25 куб. м, накопленных на контейнерной площадке по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 1-2).
В силу ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В Законе N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", установлены понятия сбора отходов, под которым понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Согласно подп. 74 п. 1 ст. 17 ФЗ РФ N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 30.06.2009 г. подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, неверно пришел к выводу о том, что имеются предусмотренные законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
В силу норм действующего законодательства, ТСЖ и ЖСК не являются организациями, которые занимаются размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", т.е. не занимаются специализированным размещением отходов производства и потребления в специально оборудованных местах.
Кроме того, временное помещение отходов, впоследствии вывозимых специализированными организациями, по мнению судебной коллегии, не является накоплением отходов в том смысле, который придан этому понятию Законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления".
Статьей 4.1 ФЗ N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности с I - V класса.


Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г. N 786, твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные) отнесены к IV классу опасности.
Суд первой инстанции, возлагая на ответчиков обязанность по составлению паспортов, исходил из того, что от деятельности ЖСК и ТСЖ, в том числе образуются отходы IV класса опасности, при этом не учел, что данный вид отходов образуется от жизнедеятельности физических лиц, являющихся собственниками либо нанимателями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Доказательств того, что от непосредственной деятельности ТСЖ и ЖСК, как юридических лиц, образуются отходы I - IV класса опасности ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Судом первой инстанции не было учтено, что собственниками отходов IV класса опасности являются физические лица, которые в силу закона освобождены от обязанности составления паспортов отходов и учета в области обращения с отходами.
Согласно ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 г. N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 г., плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих, в том числе размещение отходов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции не принял во внимание вышеуказанные положения закона и необоснованно пришел к выводу о том, что ответчики в ходе осуществления своей деятельности оказывают негативное воздействие на окружающую среду посредством осуществления ответчиками деятельности, в процессе которой образуются отходы IV класса опасности, а также деятельности связанной с выбросами вредных веществ атмосферу (в связи с деятельностью котельной ЖСК "Полиграфист", а в ТСЖ "Весенний" осуществляется строительство котельной).
Возлагая на ответчиков обязанность, осуществлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции не установил факт нахождения котельных на балансе ответчиков ЖСК "Полиграфист", ТСЖ "Весенний" как объектов, принадлежащих на праве собственности юридическому лицу. В силу же норм ЖК РФ, данные объекты относятся к общему имуществу многоквартирного дома, право собственности, на которое принадлежит физическим лицам в ЖСК "Полиграфист", а котельная ТСЖ "Весенний" является объектом незавершенного строительства, что не было опровергнуто прокурором Октябрьского района г. Саратова в суде апелляционной инстанции.
В позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 05.03.2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой ООО "Тополь" указано, что Федеральный закон "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3) и, соответственно, предусматривает в качестве одного из методов экономического регулирования в этой области установление платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. ст. 14 и 16).
Анализируя правовую природу так называемых экологических платежей, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: конституционно-правовую основу этих платежей составляет, прежде всего ст. 58 Конституции РФ в ее взаимосвязи со ст. 57 Конституции РФ, поскольку их установление имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности; как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором; соответственно, Правительство РФ, как следует из ст. ст. 57, 71 (п. "з"), 75 (ч. 3) и 76 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 114 и 115, вправе участвовать в регулировании таких обязательных публично-правовых платежей, если эти платежи допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего на Правительство РФ определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления (Определение от 10.12.2002 г. N 284-О, постановления от 28.02.2006 г. N 2-П и от 14.05.2009 г. N 8-П).
При этом принципиально важным является соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, которое, будучи одним из принципов правового государства, каковым является Российская Федерация, призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах. В отношении правового регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду требование определенности, хотя оно и неравнозначно такому же требованию в отношении регулирования законно установленного налога (ст. 57 Конституции РФ), также исключает абстрактные формулировки, не позволяющие должным образом учитывать особенности объекта обложения - того или иного вида негативного воздействия на окружающую среду и соответствующей облагаемой базы и определять плательщиков данного публично-правового платежа, которые должны четко осознавать, что обязанность по его уплате возлагается именно на них как на субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 06.02.2013 г. - отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору Октябрьского района к товариществу собственников жилья "Престиж", жилищно-строительному кооперативу "Полиграфист", товариществу собственников жилья "Весенний", товариществу собственников жилья "Телецентр", товариществу собственников жилья "Дубрава", товариществу собственников жилья "Астра" - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)