Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А27-1803/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А27-1803/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.,
судей Лаптева Н.В.,
Сидоровой А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" на решение от 21.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Беляева Л.В.) и постановление от 05.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ярцев Д.Г., Сухотина В.М., Кайгородова М.Ю.) по делу N А27-1803/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (652582, Кемеровская область, р-н Ленинск-Кузнецкий, с. Подгорное, пер. Кольцевой, 7, ИНН 4212016828, ОГРН 1064212017924) к администрации Подгорновского сельского поселения о взыскании 349 442,54 руб.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Подгорновского сельского поселения (далее - администрация, ответчик) о взыскании 291 911,62 руб. убытков в виде выпадающих доходов за обеспечение населения Подгорновского сельского поселения холодной питьевой водой в период 2011-2012 года и 57 530,92 руб. неустойки.
Решением от 21.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 05.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на то, что поскольку начисление оплаты за холодную питьевую воду для населения Подгорновского сельского поселения производится в соответствии с Постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области "Об установлении тарифов на услугу холодного водоснабжения ООО "Авангард" от 28.12.2010 N 193 (далее - постановление департамента N 193), Постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области "Об установлении тарифов на питьевую воду ООО "Авангард" от 23.12.2011 N 205 (далее - постановление департамента N 205), а также на основании Решения Совета народных депутатов Подгорновского сельского поселения от 27.12.2010 N 10 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом" (далее - решение СНД N 10), Решения Совета народных депутатов Подгорновского сельского поселения N 38 от 18.11.2011 "О применении тарифов для населения Подгорновского сельского поселения" (далее - решение СНД N 38), Решения Совета народных депутатов Подгорновского сельского поселения от 29.06.2012 N 60 "О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельным индексом" (далее - решение СНД N 60), администрация в соответствии со статьями 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обязана возместить ответчику выпадающие доходы.
Общество ссылается на то, что администрация сознательно уклонялась от принятия необходимого нормативного акта, регулирующего выпадающий доход; объем фактически потребленной холодной питьевой воды подтвержден материалами дела; истец обращался в органы прокураторы с жалобами на действия (бездействие) по вопросу невыплаты компенсации выпадающих доходов; компенсация выпадающих доходов предусмотрена в силу закона.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Спор возник из отношений по возмещению затрат, связанных с оказанием населению Подгорновского сельского поселения истцом услуги по холодному водоснабжению по тарифам, установленным органом местного самоуправления для расчета платы граждан, при наличии у истца тарифа, установленного субъектом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу рассмотрения и оценки бизнес-планов на комплексное обслуживание Подгорновской сельской территории по оказанию жилищно-коммунальных услуг объектам бюджетной сферы и жителям частного сектора от 04.09.2006 победителем было признано общество.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области "О стандартах жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2011-2013 года" от 28.09.2007 N 270 (далее - постановление N 270), при формировании бюджетов муниципальных образований предписано предусматривать полное возмещение затрат организаций, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исходя из уровня экономически обоснованных затрат и уровня платежей граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, за исключением расходов на компенсацию выпадающих доходов на жилищные услуги, для собственников многоквартирных домов.
Приложением N 2 постановления N 270 установлен уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в процентах от тарифов, установленных органами местного самоуправления, согласно которому население в 2011-2012 оплачивает 90 процентов от стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Постановлением департамента N 193 на период с 01.02.2011 по 31.01.2012 обществу согласована производственная программа в части финансовых потребностей ее реализации в сфере холодного водоснабжения в размере 1 693 тыс. руб.; с 01.02.2011 по 31.01.2012 обществу установлен тариф на услугу холодного водоснабжения в размере 23,19 руб. /м3 (НДС не облагается).
Решением СНД N 10 управляющим организациям, осуществляющим начисление платы граждан за коммунальные услуги, предписано привести размер подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным максимальным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги; для общества для расчета платы граждан за холодное водоснабжение установлен тариф 14,72 руб. /м3.
Постановлением департамента N 205 обществу согласована производственная программа в части финансовых потребностей для ее реализации в части холодного водоснабжения питьевой водой (полный цикл) на период с 01.02.2012 по 30.06.2012 в размере 585,08 тыс. руб., с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 234,04 тыс. руб., а с 01.09.2012 по 31.01.2013 в размере 585,08 тыс. руб. Для общества на данный период установлены одноставочные тарифы для потребителей в жилищном секторе и бюджетных организаций, прочих потребителей в размере 19,44 руб. /м3 (НДС не облагается).
Решением СНД N 38, действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения продлены до 01.07.2012.
Решением СНД N 60 для общества с 01.07.2012 установлен тариф для расчета платы граждан за холодное водоснабжение в размере 16,48 руб. /м3.
Поскольку общество оказывало населению услуги по холодному водоснабжению по тарифам, установленным для расчета платы граждан, истец обратился в арбитражный суд с иском к администрации о взыскании убытков в виде компенсации выпадающих доходов.
Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу, что поскольку тарифы, установленные решениями СНД N 10, N 60 не признаны недействующими, не отменены, пришел к выводу о недоказанности истцом совокупности обстоятельств для взыскания убытков.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем, суды не учли следующее.
Постановлением N 270 предусмотрено при формировании бюджетов муниципальных образований полное возмещение затрат организаций, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исходя из уровня экономически обоснованных затрат и уровня платежей граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, за исключением расходов на компенсацию выпадающих доходов на жилищные услуги, для собственников многоквартирных домов.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Согласно части 4 статьи 154 и части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Статьей 78 БК РФ предусмотрено, что денежные средства из бюджетов различных уровней предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной основе в форме субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Статьей 86 БК РФ установлено, что при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов у муниципального образования возникают расходные обязательства. Они исполняются за счет средств доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
Из статей 15 и 16 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органов местного самоуправления, подлежит возмещению.
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов ответственности: факта причинения вреда, его размера, вины лица, обязанного к возмещению ущерба, противоправности поведения этого лица и юридически значимой причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Спор возник из отношений по возмещению затрат, связанных с оказанием населению Подгорновского сельского поселения услуги по холодному водоснабжению по тарифам, установленным для расчета платы граждан.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод судов об отказе в иске без установления обстоятельств, касающихся полномочий органов местного самоуправления по установлению платы для населения; законности действий администрации Подгорновского сельского поселения по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом и соответствие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, является преждевременным и противоречит вышеназванным нормам права.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело передаче в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо включить в предмет исследования обстоятельства: полномочия сельского поселения по приведению и установлению размера платы граждан за коммунальные услуги (холодное водоснабжение) в соответствии с установленным предельным индексом; соблюдение постановления N 270 при формировании бюджета Подгорновского сельского поселения на спорный период; исследовать и оценить доказательства, представленные истцом в обоснование факта подачи коммунального ресурса (холодная вода) в спорный период населению Подгорновского сельского поселения. В зависимости от установленного, вынести законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, часть 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 21.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 05.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1803/2013 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.А.РЯБИНИНА

Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
А.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)