Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Рожкова Е.Е.
19 сентября 2013 года в г. Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Федоренко И.В.,
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Н., П., Ш., Б. к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность", Обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный информационный центр" о возложении обязанности предоставить информацию, произвести перерасчет, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя Н., П., Ш., Б. по доверенности У.
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 03 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (далее - ООО "УК "Стабильность", управляющая организация, общество) и Обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный информационный центр" (далее - ООО "РИЦ"), в котором в результате уточнения требований просили: обязать ООО "УК "Стабильность" предоставить им информацию о том, что входит в состав услуг, оплачиваемых за жилищные и прочие услуги; информацию о тарифе за электроэнергию и составе данного тарифа; информацию о порядке оплаты за потребленную электроэнергию; произвести перерасчет коммунальных платежей, произведенных истцами за 2012 г.: Н. за электроснабжение мест общего пользования на сумму <.......> рублей, водоснабжение мест общего пользования - <.......> рублей, водоотведение - <.......> рублей, техническое обслуживание домофона - <.......> рублей; В.А.Ф. за электроснабжение мест общего пользования на сумму <.......> рублей, водоснабжение мест общего пользования - <.......> рублей, техническое обслуживание домофона - <.......> рублей; Ш.Л.Б. за электроснабжение мест общего пользования на сумму <.......> рублей, водоснабжение мест общего пользования - <.......> рублей, водоотведение - <.......> рублей, техническое обслуживание домофона - <.......> рублей; Б. за электроснабжение мест общего пользования на сумму <.......> рублей, водоснабжение мест общего пользования - <.......> рублей, водоотведение - <.......> рублей, техническое обслуживание домофона - <.......> рубля; взыскать каждому компенсацию морального вреда по <.......> рублей.
В обоснование иска указали, что они являются собственниками квартир в <адрес> по <адрес> и потребителями коммунальных услуг. ООО "УК "Стабильность" производит начисление за содержание и ремонт жилого помещения по тарифу, установленному администрацией Волгограда. Считали, что дважды оплачивают коммунальные услуги на общедомовые нужды за электроснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, поскольку в строке содержание и ремонт общего имущества уже заложена оплата за данные услуги. Договор на обслуживание домофона с управляющей организацией истцы не заключали, эту услугу ответчик им не оказывает, однако оплату за нее начисляет.
Суд постановил указанное выше решение
В апелляционной жалобе представителя Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. по доверенности У. оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, иск удовлетворить.
В апелляционную инстанцию истцы Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б., представитель истцов У, представители ответчиков ООО "УК "Стабильность" и ООО "РИЦ", не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
По правилам ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 160 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса.
В ч. 1 ст. 157 ЖК РФ указано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, которые регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В абз. 2 п. 7 указанных Правил содержались специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил, то есть по нормативу потребления, что не противоречит ст. 157 ЖК РФ.
На основании п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:
, (9)
где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с п. 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час); - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 13 марта 2012 года N 5243-АП/14 в соответствии с изменениями, внесенными в Правила, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса. Плата с учетом показаний общедомового прибора учета потребления электрической энергии распределяется между собственниками помещений, в том числе нежилых помещений, в многоквартирном жилом доме.
По правилам ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников многоквартирного дома относятся: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июля 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, В.А.Ф. является собственником <адрес>, Н. - <адрес> того же дома, Ш.Л.Б. - <адрес>, Б. - <адрес>.
ООО "УК "Стабильность" является управляющей организацией многоквартирного <адрес>.
Рассматривая требования истцов о предоставлении информации: о том, что входит в состав услуг, оплачиваемых за жилищные и прочие услуги; о тарифе за электроэнергию и составе данного тарифа; о порядке оплаты за электроэнергию, суд пришел к правильному выводу об их необоснованности, так как указанная информация содержится в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг, а также в ответах, данных истцам ООО "УК "Стабильность" на их заявления о предоставлении информации.
Разрешая иск в части возложения обязанности на ответчиков произвести перерасчет коммунальных платежей, оплаченных истцами за 2012 год за электроснабжение мест общего пользования, водоснабжение мест общего пользования, суд верно установил, что ООО "УК "Стабильность" производит начисление оплаты за коммунальные услуги на общедомовые нужды: холодное водоснабжение и электроэнергию, в соответствии с приведенными выше нормативными актами и на основании заключенного между ООО "УК "Стабильность" и ОАО "Волгоградэнергосбыт" договора ресурсоснабжения электроэнергией, а также заключенного обществом договора на содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества <адрес> МУП Трест "Дорожно-мостового строительства" и ООО "Родной город". При этом тарифы на электроэнергию устанавливаются постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области, тариф за содержание и ремонт общего имущества, применяемый ООО "УК "Стабильность", утверждается Постановлением администрации Волгограда, а не управляющей организацией, учитывая, что собственники многоквартирного <адрес> общего собрания по вопросу установления тарифа не проводили, его размер не определяли.
В тариф за содержание и ремонт общего имущества не входит оплата за коммунальные услуги. Это не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ N 70 от 27 сентября 2003 года.
Доказательств тому, что ответчик производит начисление оплаты за электроэнергию, холодное водоснабжение дважды, истцами суду не представлено.
Нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом <адрес>, подключены к электросети до общедомового прибора учета, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности сторон, поэтому в расчетах с гражданами за электроэнергию, холодное водоснабжение на общедомовые нужды не участвуют. Доказательств обратного, истцами также не представлено.
В связи с изложенным выше суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о перерасчете истцам оплаты за электроэнергию, холодное водоснабжение.
Касательно требования истцов о возложения обязанности на управляющую организацию произвести перерасчет коммунальных платежей за 2012 год за водоотведение суд правомерно указал, что общедомовые и индивидуальные (квартирные) приборы учета водоотведения в доме и квартирах истцов отсутствуют, а потому общество производило начисления истцам оплаты за водоотведение до апреля 2012 года согласно количеству потребленной холодной и горячей воды, а в период с апреля по июль 2012 года в соответствии с п. 19 Правил по нормативу потребления, что не противоречит ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, а также в соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области о прекращении нарушений прав потребителей от 19 марта 2012 года и начислении оплаты за водоотведение на основании п. 19 Правил. Доказательств тому, что расчет оплаты за водоотведение произведен не верно, истцами не представлено.
Как следствие, суд первой инстанции верно не усмотрел оснований для перерасчета оплаты за водоотведение.
Исковые требования в части возложения обязанности на ООО "УК "Стабильность" произвести перерасчет за 2012 год за техническое обслуживание домофона суд правильно оставил без удовлетворения, так как в августе 2012 года ответчиком произведен перерасчет оплаты за техническое обслуживание домофона, а доказательств начисления ООО "УК "Стабильность" данной оплаты за период с сентября по декабрь 2012 года материалы дела не содержат.
Поскольку нарушений прав истцов как потребителей не установлено, то оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. требований к ООО "РИЦ", привлеченному в качестве соответчика, не заявляли.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении иска Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно принял позицию ответчика, который предоставлял неполную информацию, договор на управление домом не заключался, тарифы не утверждались, а Контрольно-счетная палата подтвердила двойное начисление оплаты за услуги, свидетельствуют о несогласии с постановленным решением, при этом на его правильность не влияют, а потому судебной коллегией отклоняются.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
При таких данных решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда об отказе в удовлетворении исковых требований Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 03 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Н., П., Ш., Б. по доверенности У. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-10193/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N 33-10193/2013
Судья Рожкова Е.Е.
19 сентября 2013 года в г. Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Федоренко И.В.,
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Н., П., Ш., Б. к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность", Обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный информационный центр" о возложении обязанности предоставить информацию, произвести перерасчет, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя Н., П., Ш., Б. по доверенности У.
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 03 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. обратились в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (далее - ООО "УК "Стабильность", управляющая организация, общество) и Обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный информационный центр" (далее - ООО "РИЦ"), в котором в результате уточнения требований просили: обязать ООО "УК "Стабильность" предоставить им информацию о том, что входит в состав услуг, оплачиваемых за жилищные и прочие услуги; информацию о тарифе за электроэнергию и составе данного тарифа; информацию о порядке оплаты за потребленную электроэнергию; произвести перерасчет коммунальных платежей, произведенных истцами за 2012 г.: Н. за электроснабжение мест общего пользования на сумму <.......> рублей, водоснабжение мест общего пользования - <.......> рублей, водоотведение - <.......> рублей, техническое обслуживание домофона - <.......> рублей; В.А.Ф. за электроснабжение мест общего пользования на сумму <.......> рублей, водоснабжение мест общего пользования - <.......> рублей, техническое обслуживание домофона - <.......> рублей; Ш.Л.Б. за электроснабжение мест общего пользования на сумму <.......> рублей, водоснабжение мест общего пользования - <.......> рублей, водоотведение - <.......> рублей, техническое обслуживание домофона - <.......> рублей; Б. за электроснабжение мест общего пользования на сумму <.......> рублей, водоснабжение мест общего пользования - <.......> рублей, водоотведение - <.......> рублей, техническое обслуживание домофона - <.......> рубля; взыскать каждому компенсацию морального вреда по <.......> рублей.
В обоснование иска указали, что они являются собственниками квартир в <адрес> по <адрес> и потребителями коммунальных услуг. ООО "УК "Стабильность" производит начисление за содержание и ремонт жилого помещения по тарифу, установленному администрацией Волгограда. Считали, что дважды оплачивают коммунальные услуги на общедомовые нужды за электроснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, поскольку в строке содержание и ремонт общего имущества уже заложена оплата за данные услуги. Договор на обслуживание домофона с управляющей организацией истцы не заключали, эту услугу ответчик им не оказывает, однако оплату за нее начисляет.
Суд постановил указанное выше решение
В апелляционной жалобе представителя Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. по доверенности У. оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, иск удовлетворить.
В апелляционную инстанцию истцы Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б., представитель истцов У, представители ответчиков ООО "УК "Стабильность" и ООО "РИЦ", не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
По правилам ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 160 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса.
В ч. 1 ст. 157 ЖК РФ указано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, которые регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В абз. 2 п. 7 указанных Правил содержались специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил, то есть по нормативу потребления, что не противоречит ст. 157 ЖК РФ.
На основании п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:
, (9)
где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт-час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с п. 20 настоящих Правил (куб. м, кВт-час); - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт-час).
Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 13 марта 2012 года N 5243-АП/14 в соответствии с изменениями, внесенными в Правила, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса. Плата с учетом показаний общедомового прибора учета потребления электрической энергии распределяется между собственниками помещений, в том числе нежилых помещений, в многоквартирном жилом доме.
По правилам ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников многоквартирного дома относятся: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июля 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, В.А.Ф. является собственником <адрес>, Н. - <адрес> того же дома, Ш.Л.Б. - <адрес>, Б. - <адрес>.
ООО "УК "Стабильность" является управляющей организацией многоквартирного <адрес>.
Рассматривая требования истцов о предоставлении информации: о том, что входит в состав услуг, оплачиваемых за жилищные и прочие услуги; о тарифе за электроэнергию и составе данного тарифа; о порядке оплаты за электроэнергию, суд пришел к правильному выводу об их необоснованности, так как указанная информация содержится в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг, а также в ответах, данных истцам ООО "УК "Стабильность" на их заявления о предоставлении информации.
Разрешая иск в части возложения обязанности на ответчиков произвести перерасчет коммунальных платежей, оплаченных истцами за 2012 год за электроснабжение мест общего пользования, водоснабжение мест общего пользования, суд верно установил, что ООО "УК "Стабильность" производит начисление оплаты за коммунальные услуги на общедомовые нужды: холодное водоснабжение и электроэнергию, в соответствии с приведенными выше нормативными актами и на основании заключенного между ООО "УК "Стабильность" и ОАО "Волгоградэнергосбыт" договора ресурсоснабжения электроэнергией, а также заключенного обществом договора на содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества <адрес> МУП Трест "Дорожно-мостового строительства" и ООО "Родной город". При этом тарифы на электроэнергию устанавливаются постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области, тариф за содержание и ремонт общего имущества, применяемый ООО "УК "Стабильность", утверждается Постановлением администрации Волгограда, а не управляющей организацией, учитывая, что собственники многоквартирного <адрес> общего собрания по вопросу установления тарифа не проводили, его размер не определяли.
В тариф за содержание и ремонт общего имущества не входит оплата за коммунальные услуги. Это не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ N 70 от 27 сентября 2003 года.
Доказательств тому, что ответчик производит начисление оплаты за электроэнергию, холодное водоснабжение дважды, истцами суду не представлено.
Нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом <адрес>, подключены к электросети до общедомового прибора учета, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности сторон, поэтому в расчетах с гражданами за электроэнергию, холодное водоснабжение на общедомовые нужды не участвуют. Доказательств обратного, истцами также не представлено.
В связи с изложенным выше суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о перерасчете истцам оплаты за электроэнергию, холодное водоснабжение.
Касательно требования истцов о возложения обязанности на управляющую организацию произвести перерасчет коммунальных платежей за 2012 год за водоотведение суд правомерно указал, что общедомовые и индивидуальные (квартирные) приборы учета водоотведения в доме и квартирах истцов отсутствуют, а потому общество производило начисления истцам оплаты за водоотведение до апреля 2012 года согласно количеству потребленной холодной и горячей воды, а в период с апреля по июль 2012 года в соответствии с п. 19 Правил по нормативу потребления, что не противоречит ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, а также в соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области о прекращении нарушений прав потребителей от 19 марта 2012 года и начислении оплаты за водоотведение на основании п. 19 Правил. Доказательств тому, что расчет оплаты за водоотведение произведен не верно, истцами не представлено.
Как следствие, суд первой инстанции верно не усмотрел оснований для перерасчета оплаты за водоотведение.
Исковые требования в части возложения обязанности на ООО "УК "Стабильность" произвести перерасчет за 2012 год за техническое обслуживание домофона суд правильно оставил без удовлетворения, так как в августе 2012 года ответчиком произведен перерасчет оплаты за техническое обслуживание домофона, а доказательств начисления ООО "УК "Стабильность" данной оплаты за период с сентября по декабрь 2012 года материалы дела не содержат.
Поскольку нарушений прав истцов как потребителей не установлено, то оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. требований к ООО "РИЦ", привлеченному в качестве соответчика, не заявляли.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении иска Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно принял позицию ответчика, который предоставлял неполную информацию, договор на управление домом не заключался, тарифы не утверждались, а Контрольно-счетная палата подтвердила двойное начисление оплаты за услуги, свидетельствуют о несогласии с постановленным решением, при этом на его правильность не влияют, а потому судебной коллегией отклоняются.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
При таких данных решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда об отказе в удовлетворении исковых требований Н., В.А.Ф., Ш.Л.Б., Б. является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 03 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Н., П., Ш., Б. по доверенности У. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)