Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2013 ПО ДЕЛУ N А75-1573/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. по делу N А75-1573/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7181/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2013 по делу N А75-1573/2013 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в деле третьих лиц, - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирский Двор", общества с ограниченной ответственностью "СибСпецСтрой", общества с ограниченной ответственностью "ДомоСтрой", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЮганскСевер",
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее - заявитель, Департамент ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Ханты-Мансийское УФАС России, антимонопольный орган) о признании решения от 18.02.2013 и предписания от 18.02.2013 N 12 незаконными.
Определением арбитражного суда от 08.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирский Двор" (далее - ООО УК "Сибирский двор"), общество с ограниченной ответственностью "СибСпецСтрой" (далее - ООО "СибСпецСтрой"), общество с ограниченной ответственностью "ДомоСтрой" (далее - ООО "ДомоСтрой"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЮганскСевер" (далее - ООО УК "ЮганскСевер").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2013 по делу N А75-1573/2013 заявленные Департаментом ЖКХ требования удовлетворены, признаны незаконным решение от 18.02.2013 (регистрационный номер 05-27/МТ-160/763) и недействительным предписание от 18.02.2013 N 12 (исх. N 05-27/МТ-161/764 от 18.02.2013), вынесенные Ханты-Мансийским УФАС России.
При принятии решения суд первой инстанции, указав на отсутствие в действиях Департамента ЖКХ нарушений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, пришел в выводу об обоснованном отказе организатором конкурса в допуске заявки ООО УК "ЮганскСевер" к участию в конкурсе по мотиву непредставления в составе заявки бухгалтерского баланса либо налоговой декларации за последний отчетный период - 2012 год.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Ханты-Мансийское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование требований апелляционной жалобы ее податель указал на то, что заявка на участие в конкурсе с приложенным к ней в том числе, бухгалтерским балансом за период с декабря по 30 сентября 2012 года и за 2011 год со штампом налоговой инспекции на 21.01.2013, была подана ООО УК "ЮганскСевер" с соблюдением требований действующего законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 N 34н, последним отчетным периодом у ООО УК "ЮганскСевер" является 2011 год, а окончательным периодом для предоставления годового бухгалтерского баланса является 90 дней по окончании года, т.е. 31.03.2013.
В письменном отзыве ООО УК "ЮганскСевер" поддержал позицию антимонопольного органа, и ссылаясь на статью 379 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 13 Федерального закона от 06.12.200 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", указал на то, что в действиях Департамента ЖКХ усматриваются признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в истребовании бухгалтерского баланса в невыполнимые сроки.
Приложенные к отзыву ООО УК "ЮганскСевер" документы, а именно: копия сопроводительного письма к счету - фактуре исх. 3 10 от 25.01.2013, копия из журнала выдачи счета - фактуры, копия письма от 26.06.2013 об изменении порядка трансляции стоимости электроэнергии, копия приказа от 08.07.2013 N 13, не приобщены апелляционным судом к материалам дела в связи с отсутствием предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований. При таких обстоятельствах вышеназванные документы подлежат возвращению ООО УК "ЮганскСевер" и будут направлены ему вместе с судебным актом по делу.
Департамент ЖКХ в заблаговременно представленном отзыве возразил на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Департаментом ЖКХ в соответствии с распоряжением от 14.12.2012 N 63 в декабре 2012 размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Нефтеюганск, микрорайон 16А дом 86 (лот N 1) и микрорайон 15 дом 5 (лот N 2).
Согласно извещению, заявки на участие в конкурсе принимаются организатором конкурса с 24.12.2012 по 21.01.2013.
На участие в открытом конкурсе по лоту N 1 поступило 9 заявок, в том числе: ООО УК "ЮганскСевер", ООО "ЖЭУ-5, ООО "Деловой Центр", ООО "ДомоСтрой", ООО ЭКОМ "Уют", ООО "Югорская сервисная компания", ООО "Сибирский дом", ООО "Сибирский двор", ООО УК "СибСпецСтрой"; по лоту N 2 поступило 8 заявок, в том числе: ООО УК "ЮганскСевер", ООО "ЖЭУ-5, ООО "Деловой Центр", ООО "ДомоСтрой", ООО "Югорская сервисная компания", ООО "Сибирский дом", ООО "Сибирский двор", ООО УК "СибСпецСтрой".
Все заявки приняты с соблюдением требований действующего законодательства. Рассмотрение заявок состоялось 30.01.2013.
В соответствии с протоколом N 1 от 31.01.2013 соответствующими были признаны заявки следующих претендентов: по лоту N 1 - ООО "Домострой", ООО ЭКОМ "Уют", ООО "Сибирский двор", ООО УК "СибСпецСтрой"; по лоту N 2 -ООО "ДомоСтрой", ООО "Сибирский двор", ООО УК "СибСпецСтрой".
В допуске к участию в конкурсе по двум лотам отказано ООО "ЖЭУ-5", ООО "Деловой Центр", ООО "Югорская Сервисная компания", ООО "Сибирский дом", ООО УК "ЮганскСевер".
Основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе послужило непредставление копий утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период в соответствии с подпунктом 2 пункта 53 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Считая, что конкурсная комиссия незаконно отклонила его заявку на участие в конкурсе, ООО УК "ЮганскСевер" обратилось с жалобой в Ханты-Мансийское УФАС России, которое, рассмотрев жалобу ООО УК "ЮганскСевер", решением от 18.02.2013 признало ее обоснованной и выдало Департаменту ЖКХ предписание от 18.02.2013 N 12 с требованиями:
- 1.1 отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом;
- 1.2 отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 21.01.2013;
- 1.3 отменить протокол N 1 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 31.01.2013;
- 1.4 опубликовать информацию об отмене протокола по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 31.01.2013 на официальном сайте, на котором было размещено сообщение о проведении открытого конкурса;
- 1.5 повторно провести процедуру рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Предписанием определены сроки для исполнения требований и предоставления информации в Ханты-Мансийское УФАС России (т. 1 л.д. 20-21).
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, считая их незаконными и подлежащими отмене, Департамент ЖКХ обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
03.07.2013 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое антимонопольным органом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных этой нормой способов управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Уполномоченным органом местного самоуправления на проведение открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования г. Нефтеюганск является Департамент ЖКХ, что следует из пункта 3.3 Положения о нем, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска от 28.03.2012.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее по тексту - Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно пункту 52 Правил для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной Приложением N 4 к настоящим Правилам. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя:
1) сведения и документы о претенденте:
- наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;
- фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя;
- номер телефона;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
- выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;
- реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:
- документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
- копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
- копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, не допускается (пункт 54 Правил).
Основания для отказа в допуске к участию в конкурсе перечислены в пункте 18 Правил, согласно которому таковыми являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
Отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 Правил, не допускается (пункт 20 Правил).
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в допуске ООО УК "ЮганскСевер" к участию в конкурсе послужил вывод Департамента ЖКХ о непредставлении данным участником конкурса в составе заявки копии утвержденного бухгалтерского баланса за 2012 отчетный год.
Согласно оспариваемому решению от 18.02.2013 антимонопольный орган признал отказ необоснованным, поскольку ООО УК "ЮганскСевер" был предоставлен бухгалтерский баланс на 30.09.2012 и за 2011 год с отметкой налогового органа на 21.01.2013. Формулируя указанный вывод, антимонопольный орган исходил из того, что в соответствии со статьей 379 Налогового кодекса Российской Федерации последним отчетным (налоговым) периодом у ООО УК "ЮганскСевер" является 2011 год, бухгалтерская отчетность по которому была приложена к заявке на участие в конкурсе. В качестве нормативного обоснования своей позиции антимонопольный орган также сослался на пункт 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 N 34н, согласно которому организации обязаны предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную - в случаях, предусмотренных законодательством РФ - в течение 30 дней по окончании квартала.
Между тем, изложенная в оспариваемом решении от 28.02.2013 позиция Ханты - Мансийского УФАС России обоснованно была признана судом первой инстанции не соответствующей законодательству РФ, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, период подачи заявок на участие в конкурсе определен организатором конкурса с 24.12.2012 по 21.01.2013.
Согласно записи в журнале регистрации заявок на участие в конкурсе ООО УК "ЮганскСевер" подало заявку 21.01.2013.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете", действующим с 01.01.2013, введено понятие отчетный период - это период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете" отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете").
При этом согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", утратившего силу с 01.01.2013, отчетным годом для всех организаций являлся календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Пунктом 2 статьи 15 названного Федерального закона предусмотрено, что организации составляют также квартальную бухгалтерскую отчетность.
Пунктом 37 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, установлено, что для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
Учитывая изложенное, содержание правовых норм Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете" в части установления периода (срока) составления бухгалтерской отчетности по итогам года практически никак не изменилось по сравнению с ранее действовавшими положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", и по-прежнему отчетный период в один год для составления бухгалтерской отчетности исчисляется с 1 января каждого календарного года по 31 декабря того же календарного года, а для квартальной отчетности с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется бухгалтерская отчетность.
Таким образом, при подаче заявки на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами 21.01.2013 у ООО УК "ЮганскСевер" в силу пункта 53 Правил возникла обязанность предоставить копию утвержденного бухгалтерского баланса за 2012 отчетный год.
В случае же подачи заявки до 31.12.2012, последним отчетным периодом для составления бухгалтерской отчетности в силу императивных норм Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", являлся период с 01.01.2011 по 30.09.2011.
В рассматриваемом случае ООО УК "ЮганскСевер", являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, имело возможность подать заявку на участие в конкурсе 24.12.2012, а организатор конкурса ни каким образом не препятствовал обществу в реализация данного права.
Таким образом, ООО УК "ЮганскСевер", подав заявку 21.01.2013, тем самым самостоятельно определило последний отчетный период для составления бухгалтерской отчетности.
Суд апелляционной инстанции не принимает приведенные Ханты - Мансийским УФАС России в оспариваемом решении и апелляционной жалобе ссылки на пункт 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 N 34н, поскольку данная норма устанавливает срок предоставления годовой бухгалтерской отчетности по окончании года и квартала, но не определяет отчетный период.
Доводы антимонопольного органа и ООО УК "ЮганскСевер", со ссылками на Налоговый кодекс Российской Федерации, несостоятельны, поскольку в налоговом законодательстве и в сфере применения Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете", Приказа Министерства финансов РФ от 29.07.1998 N 34н налоговый и отчетный периоды могут не совпадать.
Более того, определяя последний отчетный период для составления ООО УК "ЮганскСевер" бухгалтерской отчетности при рассмотрении обоснованности отклонения его заявки конкурсной комиссией Департамента ЖКХ, антимонопольным органом не обосновано не учтены требования пункта 37 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 N 34н.
Учитывая, что ООО УК "ЮганскСевер" не был представлен в составе заявки на участие в конкурсе бухгалтерский баланс за последний отчетный период (2012 год), позволяющий организатору конкурса получить объективную информацию о финансовом положении экономического субъекта, претендующего на заключение контракта, организатор конкурса обоснованно отказал в допуске ООО УК "ЮганскСевер" к участию в конкурсе.
При таких обстоятельствах вынесенное антимонопольным органом решение от 18.02.2013 не соответствует требованиям вышеприведенного законодательства.
Удовлетворяя требования Департамента ЖКХ о признании незаконным предписания от 18.02.2013, суд первой инстанции указал на то, что оно одержит невыполнимые требования, противоречащие закону.
Так, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не предусматривает возможности повторного проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок после отмены протокола вскрытия конвертов, как не предусматривает и возможности отмены протокола вскрытия конвертов.
В связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, относительно указанного вывода суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для пересмотра выводов суда первой инстанции в указанной части.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив требования Департамент ЖКХ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2013 по делу N А75-1573/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА

Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)