Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А68-1217/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А68-1217/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от товарищества собственников жилья "Вильямса 46" (г. Тула, ОГРН 1087154005861, ИНН 7105502280) - Филипповой И.И. (председатель, паспорт); Сафронова В.И. (доверенность от 11.01.2013, паспорт); от государственной жилищной инспекции Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920) - Логинова В.И. (доверенность от 17.01.2013 N 48-01-08/107, удостоверение), рассмотрев апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.07.2013 (судья Рыжикова Н.А.) по делу N А68-1217/2013,

установил:

следующее.
Товарищество собственников жилья "Вильямса 46" (далее - ТСЖ "Вильямса 46") обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными акта проверки от 27.12.2012 N 819, предписаний от 27.12.2012 NN 818, 826 Государственной жилищной инспекции Тульской области (далее - инспекция).
Решением суда от 02.07.2013 заявленные требования частично удовлетворены. Предписания инспекции от 27.12.2012 N 818, 826 признаны недействительными. В части требования о признании недействительным акта проверки Государственной жилищной инспекции Тульской области от 27.12.2012 N 819 производство по делу прекращено.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция подала апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что в связи с нахождением в инспекции на рассмотрении обращений жителей дома 46 по ул. Вильямса г. Тулы по вопросу законности создания ТСЖ и прекращения его деятельности письмом от 15.11.2012 N 48-01-14/5683 ТСЖ "Вильямса 46" предложено представить устав товарищества и внесенные в устав изменения, реестр членов товарищества, пакет документов о правомерности принятия решения о создании ТСЖ: протокол собрания, сведения о лице, по инициативе которого созывалось данное собрание, документы (сообщение) по оповещению о проведении общего собрания (в соответствии со ст. 45 Жилищного кодекса РФ), бюллетени голосования, порядок уведомления собственников о принятых решениях общим собранием, доведение итогов голосования до сведения собственников помещения в данном доме, по инициативе которого было созвано такое собрание, протокол счетной комиссии, заявления о вступлении в ТСЖ и о выходе из него, расчет долей в праве общей собственности на общее имущество МКД (в соответствии со ст. 37 и ст. 48 Жилищного кодекса РФ), копии свидетельств на право собственности жилых и нежилых помещений, сведения о документах, подтверждающих право собственности лиц, участвовавших в голосовании, документы, подтверждающие площадь дома N 46 по ул. Вильямса, в том числе, технический паспорт дома и иные документы.
На указанный запрос 28.11.2012 ТСЖ "Вильямса 46" представлены устав ТСЖ "Вильямса 46", реестр членов ТСЖ, протокол внеочередного общего собрания собственников от 15.12.2007, порядок уведомления собственников о принятых ими решениях, заявления собственников о вступлении в ТСЖ, заявления собственников о выходе из ТСЖ, копии технических паспортов; указано, что остальные документы в ТСЖ отсутствуют.
Инспекцией 06.12.2012 вынесено распоряжение N 735 о проведении в отношении ТСЖ "Вильямса 46" внеплановой документарной проверки, целью которой является проверка фактов, изложенных в обращениях граждан N 48-01-71/1940, 48-01-71/1943, 48-01-71/1944, 48-01-71/1945, 48-02-01/2541, 48-01-14/1805; перечень документов, которые необходимо представить проверяемому лицу, совпадает с документами, указанными в запросе от 15.11.2012.
На основании указанного распоряжения инспекцией в отношении ТСЖ "Вильямса 46" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены нарушения требований статей 45 - 48, пункта 2 статьи 138, части 2 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации, несоответствие устава ТСЖ нормам статей Жилищного кодекса Российской Федерации, что отражено в акте проверки от 27.12.2012 N 819.
По результатам проверки ТСЖ "Вильямса 46" выданы предписания от 27.12.2012 N 826, 818 о необходимости приведения устава в соответствие с нормами законодательства, проведения обязательного общего собрания собственников помещений МКД, принятия решения о его ликвидации, выбора и реализации одного из способов управления МКД, указанных в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, представлении документов, подтверждающих правомерность проведения общего собрания о создании ТСЖ, доведения результатов проверки до сведения собственников помещений МКД.
Не согласившись с указанными актом проверки, ТСЖ "Вильямса 46" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с частью 2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
С учетом вышеизложенного в Уставе ТСЖ должно быть указано наименование юридического лица и определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Как следует из материалов дела, согласно предписанию от 27.12.2012 N 826 ТСЖ "Вильямса 46" надлежит привести устав в соответствие с нормами законодательства. Раздел 1 устава ТСЖ "Вильямса 46", утвержденный протоколом общего собрания членов ТСЖ от 20.04.2012, содержит сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, а также содержит разделы, определяющие правовой статус товарищества, цели и виды деятельности товарищества, право собственности на жилые и/или нежилые помещения и общее имущество в многоквартирном доме, средства и имущество товарищества, хозяйственную деятельность товарищества, членство в товариществе, права и обязанности товарищества, права членов товарищества и собственников, не являющихся членами товарищества, обязанности членов товарищества, органы управления товарищества, органы управления товарищества, порядок хранения документов.
Из пунктов 1.2, 1.3, 2.1 и 3.1 устава ТСЖ "Вильямса 46" усматривается, что товарищество является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 46 по ул. Вильямса в г. Туле.
Товарищество является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексом РФ, а в части жилищных правоотношений - также законодательными актами субъектов РФ и уставом товарищества.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что устав ТСЖ "Вильямса 46" содержит все необходимые положения, предусмотренные пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что в уставе отсутствуют сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 143 ЖК РФ, несостоятелен, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит требований о включении норм Жилищного кодекса Российской Федерации в устав товарищества собственников жилья.
На основании части 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно части 2 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом возможность обязать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о ликвидации товарищества законодательно не предусмотрена.
Если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не выполнит возложенную на него Кодексом обязанность, то в данном случае товарищество собственников жилья может быть ликвидировано по решению суда в связи с грубым нарушением закона.
Из предписания от 27.12.2012 N 818 следует, что оно выдано в целях устранения нарушений части 2 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как способ устранения выявленных нарушений ТСЖ "Вильямса 46" предписано провести обязательное общее собрание собственников помещений МКД, принять решение о его ликвидации, выбрать и реализовать один из способов управления МКД, указанных в статье 161 ЖК РФ; а также представить документы, подтверждающие правомерность проведения общего собрания о создании ТСЖ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание N 818 в части возложения на ТСЖ "Вильямса 46" обязанности провести обязательное общее собрание собственников помещений МКД, принять решение о его ликвидации, выбрать и реализовать один из способов управления МКД является неправомерным.
В силу статей 44 - 48, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о создании товарищества собственников жилья принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно протоколу N 1 внеочередного общего собрания собственников многоквартирного жилого дома N 46 по ул. Вильямса от 15.12.2007 общим собранием собственников принято решение о создании товарищества собственников жилья многоквартирного жилого дома N 46 по ул. Вильямса.
Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области 19.02.2008 осуществлена государственная регистрация ТСЖ "Вильямса 46", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
В предписании от 27.12.2012 N 818 указано на необходимость устранения выявленных нарушения, которые выразились в непредставлении документов о правомерности принятия решения о создании ТСЖ, и в срок до 10.01.2013 представить документы, подтверждающие правомерность проведения общего собрания о создании ТСЖ.
Однако инспекцией не указано, какими нормативными положениями предусмотрена сама возможность нахождения истребуемых документов у ТСЖ.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 02.07.2013 по делу N А68-1217/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)