Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N А43-31620/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N А43-31620/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.07.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветлужская теплоснабжающая компания" (606860, Нижегородская обл., г. Ветлуга, Микрорайон, д. 24; ИНН 5209005786, ОГРН 1115235001265)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2013
по делу N А43-31620/2012,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветлужская теплоснабжающая компания" о признании недействительным распоряжения администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 25.09.2012 N 302,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области - Головина В.С. по доверенности от 18.07.2013 N 12 сроком действия один год,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ветлужская теплоснабжающая компания" (далее - Общество, ООО "Ветлужская теплоснабжающая компания") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области (далее - орган местного самоуправления) от 25.09.2012 N 302 "О начале отопительного периода 2012-2013 годов на территории Ветлужского муниципального района".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ветлужская теплоснабжающая компания" обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению Общества, оспариваемое распоряжение нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также незаконно возлагает на него обязанности по поставке тепловой энергии при отсутствии необходимых условий для начала отопительного периода.
ООО "Ветлужская ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Представитель администрации Ветлужского района в судебном заседании указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 261, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в связи с устойчивым понижением температуры воздуха на территории Ветлужского района и прогнозируемым дальнейшим похолоданием 25.09.2012 администрация Ветлужского района издала распоряжение N 302 "О начале отопительного периода 2012-2013 годов на территории Ветлужского муниципального района" (далее - Распоряжение N 302).
Из оспариваемого Распоряжения N 302 следует, что орган местного самоуправления определил начало отопительного периода 2012-2013 годов с 01.10.2012; руководителям организаций независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы рекомендовано осуществить подключение систем теплоснабжения к объектам социальной сферы и жилищного фонда.
Не согласившись с Распоряжением N 302 и полагая, что оно противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых установок", ООО "Ветлужская теплоснабжающая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, СанПиН 2.1.2.1002-00 и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения в частности относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы N 170), пунктом 2.6.9 которых предусмотрено, что начало отопительного периода устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам уполномоченными органами являются органы местного самоуправления.
Обязанность по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возлагается на органы местного самоуправления положениями части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Так, поддержание в жилых помещениях граждан определенного микроклимата, в том числе температуры и влажности воздуха, является необходимым условием обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия, в частности, предотвращения (профилактики) различных заболеваний.
Одним из видов санитарно-эпидемиологических требований, соблюдение которых должно обеспечиваться в пределах компетенции органов местного самоуправления, являются санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям.
Указанные требования установлены СанПиН 2.1.2.1002-00, которые утверждены 15.12.2000 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений, установленные в приложении N 1 к данным Правилам, к числу которых относятся нормативы по температуре, относительной влажности и скорости движения воздуха.
Согласно приложению N 1 СанПиН 2.1.2.1002-00 в холодный период года оптимальной температурой в жилых комнатах является температура 19 - 20°C.
Требования к качеству коммунальных услуг содержатся и в приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31°C и ниже) - +20°C (+22°C). При этом допустимое превышение нормативной температуры составляет не более 4 градусов.
Согласно пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Аналогичные нормы установлены пунктом 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
Проанализировав вышеприведенные правоположения, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что в связи с отсутствием в федеральном законодательстве общих правовых норм, регламентирующих основания и порядок принятия органами местного самоуправления, решений о начале и об окончании отопительного периода в границах соответствующих территорий, указание в названных выше подзаконных нормативных правовых актах на определенный температурный режим, как на условие начала и окончания отопительного периода, не может рассматриваться в качестве единственного и безусловного основания для принятия соответствующих правовых актов.
Такое условие является общим, но не единственным основанием для принятия полномочным органом решений о начале и об окончании отопительного периода.
Органы местного самоуправления, на которые возложена обязанность обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в границах соответствующих территорий, вправе принимать в пределах их компетенции необходимые меры организационного характера, направленные на исполнение указанной обязанности. Одной из таких мер организационного характера, является издание муниципальных правовых актов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Учитывая, что вопросы организации теплоснабжения на территории муниципального образования отнесены к ведению соответствующего органа местного самоуправления, орган местного самоуправления при наличии у него официальных сведений о наступлении на указанной территории холодной погоды, не только вправе, но и обязан издать муниципальный правовой акт о начале отопительного периода. Муниципальный правовой акт о начале отопительного периода может быть издан независимо от того, имелись ли на момент его издания показатели температуры наружного воздуха, предусмотренные пунктом 12 Правил оказания коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, установленное в пункте 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам начало отопительного периода при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°C в течение 5 суток подряд необходимо рассматривать как условие, при наличии которого на орган местного самоуправления возлагается обязанность по установлению начала и окончания отопительного периода.
Наличие такой нормы не запрещает органу местного самоуправления установить начало или окончание отопительного периода при наступлении иных условий, определение наличия которых в силу возложенных на него обязательств по организации теплоснабжения населения является корреспондированным правом органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления, как орган, ответственный за благополучие населения, тем более должен обладать правами установления начала отопительного периода самостоятельно в пределах территории муниципального образования, исходя и из других условий.
Одновременно со своей стороны в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило в материалы дела необходимые доказательства нарушения своих прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Нижегородской области пришел к обоснованному заключению о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не нарушает права и законные интересы ООО "Ветлужская теплоснабжающая компания" в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не находит и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2013 по делу N А43-31620/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2013 по делу N А43-31620/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветлужская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Н.УРЛЕКОВ
И.А.СМИРНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)