Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.02.2013 N Ф09-12739/12 ПО ДЕЛУ N А60-20117/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2013 г. N Ф09-12739/12

Дело N А60-20117/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Токмаковой А.Н., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ИНН: 6663021302, ОГРН: 1126673000013); (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2012 по делу N А60-20117/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, назначенном на 20.12.2012, приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" (ИНН: 6673118293, ОГРН: 1046604811054); (далее - общество, налогоплательщик) - Ваулин Д.А. (доверенность от 26.07.2011);
- инспекции - Самарина Е.Н. (доверенность от 12.01.2012 N 08-15/00219), Мельникова М.М. (доверенность от 11.01.2012 N 08-15/00093).
Определением от 20.12.2012 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 24.01.2013.
После отложения рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании, назначенном на 24.01.2013, приняли участие представители:
- общества - Ваулин Д.А. (доверенность от 26.07.2011);
- инспекции - Самарина Е.Н. (доверенность от 23.01.2012 N 08-14/00794), Явдошкина А.В. (доверенность от 15.01.2012 N 08-14/00305).
В судебном заседании объявлен перерыв на 30.01.2013 на 11 час 45 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Ваулин Д.А. (доверенность от 26.07.2011);
- инспекции - Самарина Е.Н. (доверенность от 23.01.2012 N 08-14/00794), Явдошкина А.В. (доверенность от 15.01.2012 N 08-14/00305).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 2, 3 решения инспекции от 01.03.2012 N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 01.03.2012 N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению.
Решением суда от 09.07.2012 (судья Гнездилова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а именно положений ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 39, 146, п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст. 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ). По мнению инспекции, в налоговую базу по НДС подлежит включению вся стоимость выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, отраженная в актах о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта. Пункт 2 ст. 154 Кодекса не подлежит применению, поскольку в налоговую базу инспекцией включены не полученные субсидии, а стоимость выполненных работ; капитальный ремонт жилья осуществляется не по регулируемым, а по рыночным ценам на договорной основе; государство предоставляет собственникам жилья не льготу, а финансовую поддержку в размере 95% оплаты капитального ремонта дома.
В отзыве на кассационную жалобу общество выразило согласие с принятыми по делу судебными актами, считает их законными и обоснованными, просит оставить решение и постановление судов без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за IV квартал 2009 года, представленной обществом, составлен акт от 27.01.2012 и вынесены решения:
- - от 01.03.2012 N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить НДС в сумме 5 156 729 руб.;
- - от 01.03.2012 N 3168 об отказе в возмещении полностью НДС в сумме 15 991 614 руб., заявленной к возмещению.
Основанием для доначисления НДС за IV квартал 2009 года в сумме 5 156 729 руб. послужили выводы налогового органа о том, что денежные средства, полученные обществом из бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, представлялись на условиях долевого финансирования, а не в качестве субсидий (субвенций), представляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством. Кодекс не содержит оснований для освобождения от обложения НДС выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, следовательно, стоимость этих работ подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании актов о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 12.04.2012 N 264/12 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемыми решениями инспекции, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводам о том, что выполняемые операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения НДС и они обоснованно учтены налогоплательщиком в налоговой базе в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 154 Кодекса, по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах, то есть в размере 5%.
Проверив законность судебных актов и обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между Управлением ЖКХ Березовского городского округа и обществом заключено соглашение от 01.07.2009 N 46 о предоставлении и использовании субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств бюджета Березовского городского округа на сумму 138 639 133 руб.
Таким образом, общество являлось получателем бюджетных средств, выделенных на финансирование расходов, связанных с выполнением для населения работ по капитальному ремонту по льготным ценам.
Общество в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения (5%) и средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетом Свердловской области, бюджетом города Березовского.
Обществу на расчетный счет поступили денежные средства в общей сумме 138 639 133 руб. за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств Березовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, региональной адресной программой Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 10.03.2009.
В IV квартале 2009 года общество выполнило работы по капитальному ремонту на сумму 97 833 097 руб., в налоговую базу включило только сумму оплаченную собственниками помещений 7 296 797 руб. Вычет с сумм "входного" НДС, предъявленного подрядными организациями, заявлен в полном объеме.
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством управляющая компания, в данном случае общество, является исполнителем работ (услуг) по капитальному ремонту в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153 - 162 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
По смыслу указанной нормы в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляется налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Между тем рассматриваемая финансовая поддержка не может быть квалифицирована ни как выделяемая в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, ни как предоставление льгот отдельным потребителям.
Цена капитального ремонта домов за счет средств фонда содействия жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к регулируемой государством; стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяется на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, т.е. в каждом случае индивидуально.
Нельзя признать финансовую поддержку и как выделяемую в связи с предоставлением льготы. Льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими; в данном случае никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. Все дома, включенные в Перечень в соответствии с региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преференций для отдельных потребителей, а от конкретных смет на ремонт.
Более того, правом на преференцию, установленную п. 2 ст. 154 Кодекса, обладают именно те хозяйствующие субъекты, которые непосредственно реализуют товары (работы, услуги) по регулируемым или льготным ценам.
Управляющая компания таковым субъектом не является.
В рамках рассматриваемых правоотношений при организации капитального ремонта многоквартирных домов управляющая компания де-факто не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов ремонтируемых жилых домов.
Соответствующие обязательства управляющей компании перед подрядными организациями, непосредственно выполняющими работы по капитальному ремонту, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами соответствующих домов.
То есть управляющая компания фактически только "перепредъявляет" стоимость ремонта гражданам, не делая при этом какой-либо надбавки к стоимости ремонта, не формируя добавленной стоимости.
В силу положений Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ финансовая поддержка на проведение капитального ремонта многоквартирных домов устанавливается в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и направлена помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, (а не управляющим компаниям).
Так, изначально получателями средств соответствующего фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (указанные средства поступают в соответствующие бюджеты) и лишь впоследствии распределяются между муниципальными образованиями и далее между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Фактически дальнейшее перечисление денежных средств управляющим компаниям производится для целей расчетов ими с подрядными организациями (ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ), а не в связи с несением ими тех или иных убытков.
Таким образом, рассматриваемая финансовая помощь, выделяемая в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, носит адресный характер и не имеет целью финансовой поддержки непосредственно управляющих компаний. Последние принимают на свои счета соответствующие денежные средства не в свою собственность, а исключительно для целей расчетов с подрядными организациями при осуществлении деятельности управления многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах у управляющей организации не имеется оснований для применения п. 2 ст. 154 Кодекса и, соответственно, не имеется оснований для исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
В силу ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Следовательно, общество должно учитывать в налоговой базе по НДС в качестве платы за ремонт жилого дома как средства, полученные от собственников, так и средства бюджетного финансирования, полученные на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, с соответствующим применением налоговых вычетов по расходам, связанным с таким ремонтом, в полной сумме.
Включение в налоговую базу по НДС только сумм оплаченных собственниками помещений (5%), и при этом получение в качестве финансовой поддержки сумм, включающих НДС, и необложение НДС этих средств (95%), а также дальнейшее предъявление к вычетам НДС со 100% сумм, уплаченных поставщикам - противоречит природе косвенного налога (НДС) и может свидетельствовать о неосновательном обогащении.
Возмещение НДС из бюджета в данном случае заведомо без создания источника возмещения однозначно влечет получение обществом (управляющей компанией) неосновательного обогащения за счет средств федерального бюджета.
Принимая во внимание, что сумма НДС, подлежащая уплате и возмещению, судами с учетом изложенной правовой позиции не установлена, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные недостатки, установить существенные для дела обстоятельства и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2012 по делу N А60-20117/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
Д.В.ЖАВОРОНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)