Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4023

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N 33-4023


Судья Слободская Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Ефимовой И.В., Мележик Л.М.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов Н. и Д. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" З. на решение Заводского районного суда города Саратова от 10 апреля 2013 года, которым исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения Н. и Д., прокурора Нефедова В.Н., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:

первый заместитель прокурора Заводского района города Саратова, выступая в защиту прав и законных интересов Н. и Д., обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Н. на семью из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 36,1 кв. м, отвечающее установленным требованиям, а также обязать администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" после предоставления жилого помещения расторгнуть договор социального найма, заключенный с Н. 21 мая 2012 года.
Решением суда от 10 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить Н. на семью из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36,1 кв. м, состоящее из двух жилых комнат, и находящееся в черте города Саратова.
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", отказано.
В решении указано, что после фактического предоставления истцам жилого помещения договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, следует считать расторгнутым.
На принятое решение представителем администрации муниципального образования "Город Саратов" З. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению автора жалобы, решение суда постановлено с существенным нарушением норм материального права. Администрацией муниципального образования "Город Саратов" в досудебном порядке уже рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма. Жилой дом, в котором расположена квартира истцов, на основании заключения межведомственной комиссии N 14/3 от 23 августа 2011 года признан непригодным для проживания и включен в предварительную заявку администрации муниципального образования "Город Саратов" на участие в областной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2015 годах. Действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в течение которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Кроме того, по мнению автора жалобы, истцом не доказан факт нуждаемости в жилом помещении.
На апелляционную жалобу прокуратурой Заводского района г. Саратова поданы возражения, в которых содержится просьба решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции Н., Д., прокурор Нефедов В.Н. возражали относительно отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления поселения является администрация муниципального образования "Город Саратов", которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. ст. 22, 33 Устава города Саратова).
Постановлением мэра г. Саратова от 07 декабря 2005 года N 620 "О наделении администраций районов города Саратова полномочиями наймодателя жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и найма жилых помещений" на администрации районов города Саратова были возложены полномочия наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда с правом заключения от имени муниципального образования "Город Саратов" договоров социального найма, договоров найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела видно, что Н. является нанимателем жилого помещения - двухкомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма N от <дата>. Договор заключен с администрацией <адрес> муниципального образования "<адрес>", действующей от имени собственника жилого помещения, - муниципального образования "<адрес>". Общая площадь квартиры составляет (согласно экспликации) 36,1 кв. м, жилая площадь - 22,7 кв. м. Наниматель проживает и зарегистрирована в квартире совместно с членом семьи - дочерью Д. с <дата>, что подтверждается справкой, выданной ТСЖ имени М.М. Расковой от <дата>.
По данным, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Н. и Д. жилых помещений на праве собственности не имеют (л.д. 41 - 42).
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (статья 89 ЖК РФ).
В соответствии со статьями 87 и 89 ЖК РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, поэтому иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопрос о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года.
В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
<дата> администрацией муниципального образования "<адрес>" издано распоряжение N -р "О мероприятиях по отселению физических лиц из жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>", согласно которому собственникам жилого дома предложено произвести снос дома до <дата>. Отселение из занимаемых жилых помещений должно было осуществляться в течение трех месяцев со дня издания распоряжения. <адрес> муниципального образования "<адрес>" и комитету по управлению имуществом <адрес> поручено провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме на условиях социального найма, жилые помещения в соответствии со ст. 89 ЖК РФ.
Распоряжение принято на основании заключения межведомственной комиссии от <дата> N /з о признании жилых помещений непригодными для проживания, что подтверждается протоколом заседания комиссии от <дата>. При обследовании межведомственной комиссией жилого <адрес> в <адрес> установлено, что жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, является аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21, 43 - 45).
Судом первой инстанции установлено, что на момент принятия решения вопрос об отселении лиц, проживающих в указанном жилом помещении, ответчиком не решен, жилые помещения в порядке, установленном жилищным законодательством, не предоставлены. В этой связи судебная коллегия полагает несостоятельным довод жалобы ответчика о том, что вопрос о предоставлении истцам жилого помещения решен до обращения прокурора с иском в суд.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию муниципального образования "<адрес>" обязанности предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова по договору социального найма.
Судебная коллегия критически относится к доводу автора жалобы об отсутствии сведений о нуждаемости истцов в жилом помещении, поскольку истцы проживают в квартире по договору социального найма, предоставление жилого помещения в соответствии со статьями 87 - 89 ЖК РФ носит компенсационный характер и не лишает их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Заводского районного суда города Саратова от 10 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)