Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Галкин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Тришкиной М.А., Петровой Н.А.,
с участием прокурора М.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в интересах П., С.М.Е., С.Н., С.М.Е. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма и расторжении договора социального найма, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов и комитета по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Заводского районного суда г. Саратова от 08 апреля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения С.Н., С.М.Е., возражавших против доводов жалобы и отмены решения суда, заключение помощника прокурора отдела прокуратуры по Саратовской области М., возражавшей против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Заводского района г. Саратова обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и расторжении договора социального найма. В обоснование заявленных требований истец указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что П. является нанимателем и зарегистрирована со своей семьей в квартире <адрес>. Указанный жилой дом, признанный непригодным для проживания, до настоящего времени не расселен, перспективы и сроки отселения жителей не известны. В то же время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, с учетом неоднократного уточнения заявленных требований, истец просил суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить П. на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям в черте г. Саратова, а также обязать администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" после предоставления жилого помещения расторгнуть договор социального найма с П.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 08 апреля 2013 года на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить по договору социального найма П. на состав семьи из четырех человек (П., С.М.Е., С.Н., С.М.Е.) в черте <адрес>, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 47,8 кв. м, состоящее из двух жилых комнат. После фактического предоставления указанного жилого помещения считать договор социального найма, заключенный с П. на квартиру <адрес> расторгнутым.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" в лице представителя Т.В.С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, которым просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указал, что в установленном законом порядке жилой дом <адрес> непригодным для проживания признан не был, процедура, предусмотренная "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, соблюдена не была. Ссылается на то, что каких-либо доказательств того, что истцы были в установленном порядке признаны малоимущими, либо нуждающимися по общим основаниям в суд не предоставлено.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" в лице представителя Т.В.Ю. просит решение суда отменить. Автор жалобы полагает, что у истца отсутствует право на получение благоустроенного жилого помещения в порядке ст. ст. 87 - 89 ЖК РФ, поскольку не соблюден порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Каких-либо доказательств того, что истцы были в установленном порядке признаны малоимущими, либо нуждающимися по общим основаниям в суд не предоставлено.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Заводского района г. Саратова просит решение суда оставить без изменения.
С.Н., С.М.Е. в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, ходатайства об отложении дела не предоставили, в связи с чем и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Согласно ст. 93 ЖК РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года N 67-649 структуру органов местного самоуправления города составляют:
- - Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган;
- - глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования";
- - администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган;
- - контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Материалами дела установлено, что П. является нанимателем квартиры <адрес>. В указанном жилом помещении, согласно справке <данные изъяты> от <дата>, помимо нанимателя зарегистрированы: С.Н., <дата> года рождения - дочь, С.М.Е., <дата> года рождения - внучка, С.М.Е., <дата> года рождения - внук (л.д. 139).
<дата> произошел пожар, в результате которого разрушение конструкций жилого дома <адрес> составило 80%, в связи с чем дальнейшее проживание в доме стало не возможным (л.д. 8 - 11).
Согласно выписке из протокола заседания <данные изъяты> от <дата> С.Н., С.М.Е., С.М.Е. и П. временно переселены в помещение, расположенного по адресу: <адрес> Б (л.д. 13).
На основании распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от <дата> N главе администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", председателю комитета по управлению имуществом города Саратова поручено осуществить мероприятия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в доме <адрес> на условиях социального найма, в соответствии со ст. 89 ЖК РФ. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на первого заместителя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" (л.д. 81).
Как следует из сведений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 17 января 2013 года, П., С.М.И., С.Н., С.М.Е. в период с 2005 года по 2012 год социальная выплата на строительство (приобретение) жилого помещения не предоставлялась (л.д. 26).
Согласно сведениям администрации муниципального образования от <дата>, многоквартирный жилой дом <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными от <дата>, признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Указанный жилой дом не был включен в ранее действовавшие программы, на 2013 год ведомственная целевая программа по переселению граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда не сформирована (л.д. 27 - 28).
Согласно сведениям <данные изъяты> и <данные изъяты>", П., С.М.Е., С.М.Е., С.Н. не имеют прав на какие-либо другие жилые помещения (л.д. 68, 69, 74, 75).
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения и решении вопроса о размере предоставляемого П. жилого помещения, суд учел положения статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом данных о площади жилого помещения, пришел к правильному выводу о том, что П. на состав семьи из 4-х человек должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 47,8 кв. м, состоящее из двух жилых комнат, в пределах <адрес>.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что данный жилой дом в установленном порядке был признан непригодным для проживания в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в соответствующий период времени, при этом повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 об утверждении Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что повторного признания указанного дома непригодным для проживания не требуется. Ответчиком не предоставлено доказательств того, что жилой дом <адрес> признан пригодным для проживания, или подлежащим капитальному ремонту, или реконструкции.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального образования "Город Саратов", на которую в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.
Доводы апелляционных жалоб комитета по управлению имуществом г. Саратова и администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что в материалах дела нет сведений, подтверждающих факт нуждаемости П. в улучшении жилищных условий и отнесения ее к категории малоимущих граждан, судебная коллегия находит несостоятельными, по следующим основаниям.
Ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка авторами жалоб представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалоб направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом. Данные доводы обсуждались судом первой инстанции, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а потому на правильность обжалуемого судебного постановления они повлиять не могут. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 08 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4194
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N 33-4194
Судья Галкин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Тришкиной М.А., Петровой Н.А.,
с участием прокурора М.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в интересах П., С.М.Е., С.Н., С.М.Е. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма и расторжении договора социального найма, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов и комитета по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Заводского районного суда г. Саратова от 08 апреля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения С.Н., С.М.Е., возражавших против доводов жалобы и отмены решения суда, заключение помощника прокурора отдела прокуратуры по Саратовской области М., возражавшей против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Заводского района г. Саратова обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и расторжении договора социального найма. В обоснование заявленных требований истец указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что П. является нанимателем и зарегистрирована со своей семьей в квартире <адрес>. Указанный жилой дом, признанный непригодным для проживания, до настоящего времени не расселен, перспективы и сроки отселения жителей не известны. В то же время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, с учетом неоднократного уточнения заявленных требований, истец просил суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить П. на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям в черте г. Саратова, а также обязать администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" после предоставления жилого помещения расторгнуть договор социального найма с П.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 08 апреля 2013 года на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить по договору социального найма П. на состав семьи из четырех человек (П., С.М.Е., С.Н., С.М.Е.) в черте <адрес>, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 47,8 кв. м, состоящее из двух жилых комнат. После фактического предоставления указанного жилого помещения считать договор социального найма, заключенный с П. на квартиру <адрес> расторгнутым.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" в лице представителя Т.В.С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, которым просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указал, что в установленном законом порядке жилой дом <адрес> непригодным для проживания признан не был, процедура, предусмотренная "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, соблюдена не была. Ссылается на то, что каких-либо доказательств того, что истцы были в установленном порядке признаны малоимущими, либо нуждающимися по общим основаниям в суд не предоставлено.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" в лице представителя Т.В.Ю. просит решение суда отменить. Автор жалобы полагает, что у истца отсутствует право на получение благоустроенного жилого помещения в порядке ст. ст. 87 - 89 ЖК РФ, поскольку не соблюден порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Каких-либо доказательств того, что истцы были в установленном порядке признаны малоимущими, либо нуждающимися по общим основаниям в суд не предоставлено.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Заводского района г. Саратова просит решение суда оставить без изменения.
С.Н., С.М.Е. в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, ходатайства об отложении дела не предоставили, в связи с чем и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.
Согласно ст. 93 ЖК РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года N 67-649 структуру органов местного самоуправления города составляют:
- - Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган;
- - глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования";
- - администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган;
- - контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Материалами дела установлено, что П. является нанимателем квартиры <адрес>. В указанном жилом помещении, согласно справке <данные изъяты> от <дата>, помимо нанимателя зарегистрированы: С.Н., <дата> года рождения - дочь, С.М.Е., <дата> года рождения - внучка, С.М.Е., <дата> года рождения - внук (л.д. 139).
<дата> произошел пожар, в результате которого разрушение конструкций жилого дома <адрес> составило 80%, в связи с чем дальнейшее проживание в доме стало не возможным (л.д. 8 - 11).
Согласно выписке из протокола заседания <данные изъяты> от <дата> С.Н., С.М.Е., С.М.Е. и П. временно переселены в помещение, расположенного по адресу: <адрес> Б (л.д. 13).
На основании распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от <дата> N главе администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", председателю комитета по управлению имуществом города Саратова поручено осуществить мероприятия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в доме <адрес> на условиях социального найма, в соответствии со ст. 89 ЖК РФ. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на первого заместителя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" (л.д. 81).
Как следует из сведений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 17 января 2013 года, П., С.М.И., С.Н., С.М.Е. в период с 2005 года по 2012 год социальная выплата на строительство (приобретение) жилого помещения не предоставлялась (л.д. 26).
Согласно сведениям администрации муниципального образования от <дата>, многоквартирный жилой дом <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными от <дата>, признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Указанный жилой дом не был включен в ранее действовавшие программы, на 2013 год ведомственная целевая программа по переселению граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда не сформирована (л.д. 27 - 28).
Согласно сведениям <данные изъяты> и <данные изъяты>", П., С.М.Е., С.М.Е., С.Н. не имеют прав на какие-либо другие жилые помещения (л.д. 68, 69, 74, 75).
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения и решении вопроса о размере предоставляемого П. жилого помещения, суд учел положения статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом данных о площади жилого помещения, пришел к правильному выводу о том, что П. на состав семьи из 4-х человек должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 47,8 кв. м, состоящее из двух жилых комнат, в пределах <адрес>.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что данный жилой дом в установленном порядке был признан непригодным для проживания в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в соответствующий период времени, при этом повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 об утверждении Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что повторного признания указанного дома непригодным для проживания не требуется. Ответчиком не предоставлено доказательств того, что жилой дом <адрес> признан пригодным для проживания, или подлежащим капитальному ремонту, или реконструкции.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального образования "Город Саратов", на которую в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.
Доводы апелляционных жалоб комитета по управлению имуществом г. Саратова и администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что в материалах дела нет сведений, подтверждающих факт нуждаемости П. в улучшении жилищных условий и отнесения ее к категории малоимущих граждан, судебная коллегия находит несостоятельными, по следующим основаниям.
Ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка авторами жалоб представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалоб направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом. Данные доводы обсуждались судом первой инстанции, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а потому на правильность обжалуемого судебного постановления они повлиять не могут. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 08 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)