Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2013 ПО ДЕЛУ N А12-16091/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2013 г. по делу N А12-16091/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "17" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 11 сентября 2013 года по делу N А12-16091/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Наумова М.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (400050, г. Волгоград, ул. Днестровская, 14, ОГРН 1093444006765, ИНН 3444173280)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (далее ООО "УК Тракторозаводского района", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее инспекция, административный орган) от 25.04.2013 N 1063 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 11 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 01 ноября 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района", инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 10.12.2013 объявлялся перерыв до 17.12.2013 до 16 час. 40 мин.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной 12.04.2013 внеплановой выездной проверки на основании приказа руководителя Инспекции от 08.04.2013 N 1063 при проведении замеров предоставленной коммунальной услуги по горячему водоснабжению в доме N 6 по ул. Баумана в Тракторозаводском районе г. Волгограда, и при рассмотрении представленных документов, Инспекция пришла к выводу о нарушении подпункта "д" пункта 3 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), пункта 5 раздела 2 Приложения N 1 к Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора устанавливается требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее СанПиН 2.1.4.2496-09); допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет в ночное время (с 00.00 до 05.00 часов) - не более, чем на 5°С; в дневное время (с 05.00 до 00.00 часов) - не более, чем на 3 °С.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09. температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
При проведении замеров в квартире N 43 дома N 6 по ул. Баумана в г. Волгограде температуры горячей воды в точках водоразбора составила +51°С.
Замеры проводились термометром контактным цифровым ТК-5.06, свидетельство о поверке N 053041 20-0383/0812-263 действительно до 31.08.2013.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 12.04.2013 N 1063.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "УК Тракторозаводского района" составлен протокол от 15.04.2013 N 1063 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ. Постановлением Инспекции от 25.04.2013 N 1063 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Общество оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказана вина общества во вменяемом ему в вину административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
Апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за соответствие нормативного уровня или режима обеспечения коммунальными услугами, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены установленные нормативы.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" осуществляет управление и обеспечивает эксплуатацию объектов общего имущества многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Баумана г. Волгограда, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 10 марта 2010 года N 01-172-58.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В пункте 2 Правил N 354 определено, что коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Заключив соответствующий договор, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" приняло на себя обязательства обеспечить оказание качественных услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Управление домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района", оно же является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для жильцов спорного многоквартирного дома.
Таким образом, лицом, ответственным за обеспечение нормативного уровня и режима предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам, проживающим в вышеуказанном доме, а, следовательно, субъектом правонарушения является ООО "УК Тракторозаводского района".
Как было указано выше, нарушение температурного режима при поставке горячей воды в многоквартирный дом N 6 по ул. Баумана в г. Волгограде, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем пункта 5 Приложения 1 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству коммунальных услуг является обеспечение потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.2496-09. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время с 0.00 до 5.00 часов - не более чем на 5,0°С, в дневное время с 5.00 до 0.00 часов - не более чем на 3,0°С.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60° С и не выше 75° С.
Как следует из оспариваемого постановления, инспекцией в ходе проверки установлено, что в квартире N 43 многоквартирного дома N 6 по ул. Баумана в г. Волгограде, температура горячей воды составила +51 °C, что свидетельствует о нарушении требований пункта "д" пункта 3 Правил N 354.
В подпункте "а" пункта 31 Правил предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о наличии в действии общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" состава вмененного правонарушения.
Событие правонарушения полно и подробно отражено в протоколе от 15 апреля 2013 года N 1063. Факт совершения административного правонарушения доказан административным органом.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" во вмененном правонарушении Инспекцией доказана.
Таким образом, за нарушение Обществом температурного режима при поставке горячей воды в многоквартирный дом N 6 по ул. Баумана в г. Волгограде, Инспекция обоснованно привлекла заявителя к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что им принимались необходимые меры для обеспечения подачи воды населению надлежащего качества, кроме того заявитель указывает, что качество воды, поставляемой потребителю, должно обеспечиваться, прежде всего, ресурсоснабжающей организацией, апелляционный суд считает несостоятельным, поскольку факт поставки водоснабжающей организацией питьевой воды, не соответствующей установленным требованиям к ее качеству, не освобождает управляющую организацию от ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если она не докажет, что ею принимались все возможные меры для обеспечения качества воды.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о вине заявителя в предоставлении некачественной коммунальной услуги, в связи с отсутствием замеров температуры горячей воды на вводе в здание.
Согласно п. 1. договора управления многоквартирным домом N 6 по ул. Баумана г. Волгограда управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного договором срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, организовать предоставление собственнику коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирного дома деятельность, а собственник обязуется оплачивать услуги управляющей организации в порядке, установленном договором. В силу положений 2.1.4 договора управления управляющая организация обязуется осуществлять контроль и требовать исполнения договорных обязательств обслуживающими, русурсоснабжающими организациями, в том числе объемов, качества и сроков предоставления жилищных, коммунальных услуг (ресурсов). Устанавливать и фиксировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиками договорных обязательств, участвовать в составлении соответствующих актов.
В силу положений пп. "а" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, лицом, ответственным за соблюдение режима предоставления коммунальной услугой по горячему водоснабжению жителям многоквартирного дома N 6 по ул. Баумана г. Волгограда, а, следовательно, исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для потребителей вышеуказанного многоквартирного дома является управляющая организация ООО "УК Тракторозаводского района".
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что отсутствие замеров температуры горячей воды на вводе в здание, не свидетельствует о недоказанности вины управляющей компании во вменяемом ей административном правонарушении, поскольку ООО "Управляющая компания Тракторозаводского района" является лицом, ответственным за соблюдением режима представления коммунальной услуги жителям дома, находящегося у нее в управлении. В ходе проверки факт несоответствия коммунальной услуги, доведенной до конкретного потребителя, был установлен и доказан представленными в материалы дела доказательствами, что свидетельствует о не выполнении управляющей компанией обязанности по представлению услуг надлежащего качества.
Более того, в соответствии с пунктом 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, а также документов, свидетельствующих о принятии мер к устранению нарушений, включая переписку с поставщиком услуги горячего водоснабжения, судам первой и апелляционной инстанций также не представлено.
Следовательно, вина ООО "УК Тракторозаводского района" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Мера наказания назначена в минимальном размере санкции 7.23 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное по неполно выясненным обстоятельствам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 11 сентября 2013 года по делу N А12-16091/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
С.Г.ВЕРЯСКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)