Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2013 N 06АП-4931/2013 ПО ДЕЛУ N А73-6539/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. N 06АП-4931/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
на решение от 13 августа 2013 года
по делу N А73-6539/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
к Административной комиссии N 3 городского округа "Город Хабаровск"
об оспаривании постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" (далее - ООО "УК ДВСРК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием об отмене постановления Административной комиссии N 3 городского округа "Город Хабаровск" (далее - административная комиссия, административный орган) от 10.06.2013 N 03/833 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Указанное дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 АПК РФ без вызова сторон на основании представленных документов.
Решением суда от 13 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, общество ссылается на допущенные административной комиссией при рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальные нарушения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ с учетом положений статьи 272.1 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной административным органом проверки выявлен факт нарушения ООО "УК ДВСРК" пунктов 7, 9, 28.2 Правил благоустройства городского округа "город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721, выразившийся в том, что 24.05.2013 по адресу г. Хабаровск, ул. Локомотивная, 15 на прилегающей территории к многоквартирному жилому дому не убран мусор.
По результатам проверки ведущим специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества и при участии двух понятых составлен протокол об осмотре территории N 11.4-11/276.
При проведении осмотра осуществлялась фотосъемка.
О времени и месте составления протокола об осмотре и протокола об административном правонарушении на 24.05.2013 в 10 часов 00 минут общество было извещено надлежащим образом, то подтверждается отметкой на уведомлении от 21.04.2013 с входящим N 1866 от 22.05.2013.
По признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, должностным лицом органа местного самоуправления 24.05.2013 в отношении ООО "УК ДВСРК" и в отсутствие его законного представителя, составлен протокол об административном правонарушении N 11.4-13/858.
Определением от 06.06.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.06.2013 с 09-00 до 11-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 13А каб. 35.
Копия определения вручена обществу 06.06.2013 под входящий N 2043, а также направлена по факсу, что подтверждается отчетом о вызове факса, где имеются сведения о содержании направленного документа.
Материалами дела, а именно заявлением в суд от 17.06.2013 подтверждается факт принадлежности номера телефона (факса) 31-89-01 ООО "УК ДВРСК".
Постановлением административной комиссии от 10.06.2013 в присутствии представителя по доверенности от 01.06.2013 Спешнева С.В, вынесено постановление N 03/833 о назначении ООО "УК ДВСРК" административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края в размере штрафа 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении требовании, исходил из доказанности факта совершения вменяемого правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений процедуры привлечения учреждения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 (далее - Правила благоустройства), устанавливаются единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа "Город Хабаровск".
Согласно пункту 2 Правил от 26.12.2008 N 721, за нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность, установленную законодательством.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пункт 7 Правил благоустройства предусматривает, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими правилами и порядком организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 N 111.
- Прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц;
- В соответствии с пунктом 9 Правил, прилегающая территория (за исключением прилегающей территории к многоквартирному дому) подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:
- - до края проезжей части прилегающих дорог, проездов, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;
- - до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями,
- до береговой линии водоемов.
Согласно пункту 9.1 Правил благоустройства прилегающая территория к многоквартирному дому подлежит уборке в границах, определенных решением администрации города об образовании земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В случае отсутствия решения администрации города об образовании земельного участка границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому определяются в соответствии с п. 9 настоящих Правил.
Согласно пункту 28.2 Правил благоустройства содержание придомовой территории многоквартирного дома включает в себя, в том числе, подметание дворовых территорий, дворовых проездов и тротуаров от смета, пыли и мелкого бытового мусора механизированным способом или вручную; сбор и вывоз бытовых отходов, мусора, санитарное содержание контейнерных площадок для сбора и накопления бытовых отходов, а также сборников для жидких бытовых отходов в неканализированных жилых домах.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила от 13.08.2006 N 491) управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 2 Правил от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").
Пункт 10 Правил от 13.08.2006 N 491 устанавливает обязательное требование по содержанию общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б").
Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества приведен в пункте 11 указанных Правил от 13.08.2006 N 491, предусматривающем, что содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Нарушение названных нормативных правовых актов образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Как следует из материалов дела, ООО "УК ДВСРК" является управляющей организацией, ответственной за содержание жилого дома N 15 по ул. Локомотивная, в г. Хабаровске. Следовательно, общество, являясь управляющей организацией, при исполнении своих обязанностей действует от имени собственников жилых помещений в многоквартирном доме и принимает на себя все обязанности собственника общего имущества, в т.ч. по его содержанию и уборке.
Таким образом, управляющая организация ООО "УК "ДВСРК", приняв на себя обязательства по управлению общим имуществом вышеуказанного многоквартирного дома и взимая плату за надлежащее содержание общего имущества, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан обязано своевременно и в полном объеме исполнять требования действующего законодательства Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что обществом не обеспечено надлежащее содержание придомовой территории жилого дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Локомотивная, 15, что свидетельствует о нарушении ООО "УК ДВСРК" правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Факт правонарушения подтверждается протоколом об осмотре территории от 24.05.2013 N 11.4-11/276, составленным в присутствии двух понятых; фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 24.05.2013 N 11.4-13/858.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной также и вину заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку у организации имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанности по соблюдению Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск".
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае не установлено, тем более что заявитель не признает вину в совершенном деянии.
Существенных нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении срока вручения протокола об административном правонарушении уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен ввиду следующего. Согласно материалов дела, копия протокола об административном правонарушении от 24.05.2013 N 11.4-13/858 вручена обществу 29.05.2013 под входящий N 1952, то есть до рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела было назначено на 10.06.2013, следовательно, у общества было достаточно времени для подготовки своих возражений. Нарушение срока направления протокола на два дня не свидетельствует о существенных процессуальных нарушениях, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Также подлежит отклонению довод заявителя о том, что выявленные в ходе проверки нарушения правил благоустройства в отношении территорий обслуживаемых обществом домов образуют состав одного административного правонарушения, за совершение которого виновному лицу должно быть назначено одно наказание.
Из представленных обществом постановлений о назначении административного наказания от 10.06.2013: N 03/835 - место совершения правонарушения - прилегающая территория к дому 33 по ул. Клубной г. Хабаровска; N 03/836 - место совершения правонарушения - прилегающая территория к дому 22 по ул. Клубной г. Хабаровска; N 03/834 - место совершения правонарушения - прилегающая территория к дому 10 по ул. Клубной в г. Хабаровске; N 03/832 место совершения правонарушения - прилегающая территория к дому 24,8 по ул. Клубной в г. Хабаровске, следует, что местом совершения административных правонарушений, зафиксированных вышеуказанными постановлениями, являются разные адреса и разные объекты обслуживания управляющей организацией, что позволяет суду сделать вывод о совершении обществом пяти самостоятельных правонарушений по каждому из указанных объектов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным и отмене постановления административного органа не имеется.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд находит, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13 августа 2013 года по делу N А73-6539/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)