Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2013 ПО ДЕЛУ N 2-84/2013, 33-423/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу N 2-84/2013, 33-423/2013


Судья: Сергиенко Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Кошкиной М.Г., Кречетова А.А.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам исполняющего обязанности прокурора Среднеканского района Магаданской области и администрации муниципального образования "Среднеканский район" в защиту интересов неопределенного круга лиц - потребителей Среднеканского района к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" о признании незаконными действий и обязании прекратить данные действия,
по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" на решение Магаданского городского суда от 04 февраля 2013 года, которым иски удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения представителя ответчика М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения участвующего в деле прокурора Розенберг Н.Л., возражавшей против удовлетворения доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заключение представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области К., полагавшей постановленное решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

установила:

Исполняющий обязанности прокурора Среднеканского района Магаданской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго") о признании незаконными действий ответчика по начислению и направлению жителям многоквартирных домов Среднеканского района, избравшим способ управления многоквартирными домами, счетов-квитанций с указанием в них вида, объема услуги и размера оплаты по сроке коммунальной услуги "электроэнергия на общедомовые нужды", а также по получению оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с потребителей, избравших способ управления многоквартирными домами; запрете ответчику совершать действия, связанные с начислением и направлением жителям многоквартирных домов Среднеканского района, избравшим способ управления многоквартирными домами, счетов-квитанций с указанием в них вида, объема услуги и размера оплаты по строке коммунальной услуги "электроэнергия на общедомовые нужды", а также действия, связанные с получением от граждан указанной категории оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой в деятельности Среднеканского участка Восточного отделения филиала "Магаданэнергосбыт" ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" выявлены нарушения требований федерального законодательства, выразившиеся в направлении жителям многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, счетов-квитанций с указанием в них вида, объема и размера оплаты коммунальной услуги по строке "электроснабжение на общедомовые нужды" и получении с потребителей платежа за эту услугу.
Ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы израсходованные на общедомовые нужды, поскольку они непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечает перед потребителями за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Обязанность по начислению и взиманию коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов на оплату общедомовых нужд возложена жилищным законодательством на организации, осуществляющие непосредственное управление многоквартирными домами. Управление многоквартирными домами в пос. Сеймчан осуществляется ТСЖ "Надежда" и управляющей организацией МУП "Сеймчантеплосеть", в селе Верхний Сеймчан - МУП "Жилкоммунсервис".
Полагал, что действиями ответчика нарушены права потребителей на получение достоверной информации об оказываемых филиалом "Магаданэнергосбыт" ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" услугах.
Определением судьи Магаданского городского суда от 10 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены товарищество собственников жилья "Надежда", муниципальные унитарные предприятия "Сеймчантеплосеть" и "Жилкоммунсервис".
В ходе судебного разбирательства прокурор изменил предмет иска и просил признать незаконными действия ответчика по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир многоквартирных домов Среднеканского района, управление которыми осуществляется управляющими организациями - МУП "Сеймчантеплосеть", МУП "Жилкоммунсервис" и товариществом собственников жилья "Надежда" оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, возложении обязанности прекратить совершать указанные действия.
Определением Магаданского городского суда от 28 января 2013 года гражданское дело по иску и.о. прокурора Среднеканского района Магаданской области к ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" о признании незаконными действий и обязании прекратить данные действия было объединено в одно производство с гражданским делом по иску администрации муниципального образования "Среднеканский район" к ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" о признании незаконными действий по начислению и направлению жителям многоквартирных домов Среднеканского района, избравшим способ управления многоквартирными домами, счетов-квитанций с указанием в них вида, объема услуги и размера оплаты по строке коммунальной услуги "электроэнергия на общедомовые нужды", а также получению оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с потребителей, избравших способ управления многоквартирными домами; обязании ответчика прекратить действия, связанные с начислением и направлением жителям многоквартирных домов Среднеканского района, избравшим способ управления многоквартирными домами, счетов-квитанций с указанием в них вида, объема услуги и размера оплаты по строке коммунальной услуги "электроэнергия на общедомовые нужды", а также действия, связанные с получением от граждан указанной категории оплаты за электроэнергию потребленную на общедомовые нужды.
С данным исковым заявлением администрация муниципального образования "Среднеканский район" обратилась в Магаданский городской суд 10 декабря 2012 года, в обоснование искового заявления приведены доводы, аналогичные доводам искового заявления и.о. прокурора Среднеканского района.
Решением Магаданского городского суда от 04 февраля 2013 года исковые требования и.о. прокурора Среднеканского района Магаданской области и администрации муниципального образования "Среднеканский район" удовлетворены в полном объеме.
Решением также разрешен вопрос о судебных издержках и на ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" возложена обязанность довести решение суда до сведения потребителей Среднеканского района Магаданской области через средства массовой информации путем размещения в периодическом издании резолютивной части решения суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда,ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" подало на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду существенного нарушения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не подлежала применению при рассмотрении данного спора поскольку ею предусмотрены обязанности собственников и нанимателей жилых помещений и не предусмотрено запретов в отношении ресурсоснабжающих организаций. По мнению ответчика, положения указанной статьи предоставляют собственникам и нанимателям жилых помещений право вносить оплату за электроэнергию, в том числе и потребленную на общедомовые нужды, в ресурсоснабжающую организацию.
Ссылается на противоречие выводов суда о незаконности оспариваемых действий ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" второму предложению ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, предусматривающему, что внесение собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации является надлежащим исполнением этими лицами своих обязательств перед управляющими организациями.
Полагает, что действия ответчика по начислению платежей за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды и направление квитанций гражданам об оплате этих услуг не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц Среднеканского района, так как указанные начисления должны производиться в любом случае либо ресурсоснабжающими организациями, либо управляющими компаниями, а квитанции предоставляют потребителю право выбора организации для оплаты.
Договоры энергоснабжения, заключенные с гражданами-потребителями Среднеканского района, соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ и не являются ничтожными.
Действиями ответчика не нарушены нормы Закона "О защите прав потребителей", в связи с чем положения указанного закона не подлежали применению при рассмотрении данного спора.
Со ссылкой на п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, ответчик указывает на обязанность предоставлять коммунальные услуги населению в отсутствие договоров с управляющими организациями и право требовать оплату данных услуг.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Магадана и представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Магаданской области просят оставить решение Магаданского городского суда от 04 февраля 2013 года без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Представитель истца - администрации муниципального образования "Среднеканский район", а также представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ч. ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено три способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161).
В силу ч. 4, 5, 6, 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
Указанная плата вносится либо организации, управляющей многоквартирным домом, либо лицам, осуществляющим данный вид деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, управление многоквартирными домами в пос. Сеймчан Среднеканского района осуществляют товарищество собственников жилья "Надежда" и муниципальное унитарное предприятие "Сеймчантеплосеть", в пос.Верхний Сеймчан - муниципальное унитарное предприятие "Жилкоммунсервис".
Материалами гражданского дела подтверждается факт того, что ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" производило расчет и выставляло на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов Среднеканского района Магаданской области.
При этом доказательств заключения договоров электроснабжения на общедомовые нужды с собственниками многоквартирных домов в Среднеканском районе, избравшими способом управления непосредственное управление многоквартирным домом, ответчиком суду не предоставлено.
При таком положении действия по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды гражданами - потребителями Среднеканского района ресурсоснабжающей организацией ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", не основаны на нормах закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с положениями ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (второе предложение) внесение собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации является надлежащим исполнением этими лицами своих обязательств перед управляющими организациями, не могут быть приняты во внимание. Указанные в данном предложении коммунальные услуги не относятся к коммунальным услугам, потребляемым при использовании общего имущества в многоквартирном доме и возможность их оплаты собственниками и нанимателями непосредственно ресурсоснабжающей организации, даже в случае принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, законом не предусмотрена.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о невозможности применения при рассмотрении данного спора положений Закона РФ "О защите прав потребителей", а также о соответствии действий ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" его положениям.
На правоотношения, возникающие в сфере оказания собственникам и нанимателям коммунальных услуг, в т.ч. потребляемых при использовании общего имущества многоквартирных домов и не связанных с осуществлением указанными лицами предпринимательской деятельности, распространяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
При заключении и исполнении публичного договора электроснабжения, заключаемого с гражданином - потребителем данной коммунальной услуги для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, являются обязательными Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Жилищным законодательством, в том числе и указанными Правилами предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, вносят этой управляющей организации (ч. ч. 4, 7, 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, подп. "а" п. 32, подп. "и" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, неисполнение ответчиком приведенных правовых предписаний, в т.ч. путем включения в договор электроснабжения, заключаемый с гражданином-потребителем, использующим электроэнергию для бытовых целей, условий о поставке гражданину-потребителю электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирных жилых домах) и оплате данной электроэнергии гражданином-потребителем непосредственно ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", является нарушением установленных Правительством Российской Федерации правил, изданных для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), обязательных при заключении и исполнении публичного договора электроснабжения.
Как следствие, возложение на потребителя-гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является безусловным нарушением прав потребителя.
По этим же причинам не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о законности положений заключенных ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" с гражданами-потребителями договоров энергоснабжения в части, возлагающей на гражданина обязанность по оплате поставленной на общедомовые нужды электроэнергии напрямую Обществу.
Утверждение в жалобе о наличии у ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" права требовать оплату данных услуг в силу положений пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, несостоятельно.
Пункт 17 данных Правил, перечисляя случаи, в которых ресурсоснабжающая организация обязана приступить к подаче коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, не указывает на наличие у ресурсоснабжающей организации права требования с собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги, поставленные на общедомовые нужды.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильные выводы суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
С учетом изложенного судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, которые направлены на иное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

определила:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 04 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" - без удовлетворения.

Верно:
Судья
Магаданского областного суда
А.А.КРЕЧЕТОВ
23 апреля 2013 года















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)