Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Азаренкова С.М. по доверенности от 01.04.2013; Елисеевой С.Н. - выписка из протокола N 11 от 29.02.2012; по доверенности от 01.04.2013 N 2
- от заинтересованного лица: Цатурова А.В. по доверенности от 21.01.2013 N 43-11-18;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10681/2013) ТСЖ "Оккервиль Невский" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2013 по делу N А56-216/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению Товарищество собственников жилья "Оккервиль Невский"
к Отделу надзорной деятельности Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления и недействительным решения
установил:
Товарищество собственников жилья "Оккервиль Невский" (196135, Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, д. 26, далее - ТСЖ "Оккервиль Невский", товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (192148, Санкт-Петербург, ул. Зубковская, д. 4, далее - ОНД Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, орган пожарного надзора) от 29.11.2012 N 2-19-1879 о привлечении товарищества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и недействительным решения от 18.12.2012.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, товарищество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что при передаче в 2006 году многоквартирного дома в управление ТСЖ автоматическая противопожарная система защиты (АППЗ) здания находилась в неисправном состоянии и с 2008 года заявитель безуспешно обращался в Администрацию района для получения финансирования для ее восстановления.
Представитель ОНД Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 01.11.2012 в ходе административного расследования сотрудниками ОНД Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу выявлены нарушения требований пожарной безопасности здании, в помещениях жилого многоквартирного дома ТСЖ "Оккервиль Невский", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, проспект Большевиков, дом 8 корпус 1.
По результатам проверки 27.11.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 2-19-1879, в котором зафиксированы нарушения Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (утверждены приказом МЧС РФ N 135 от 18.06.2003); Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) (утверждены приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323); Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; Строительные нормы и правила СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания", а именно,
- - система автоматической противопожарной защиты здания (АППЗ) находится в нерабочем состоянии: не работают (не запускаются) вентиляторы подпора воздуха в лифтовые шахты, не работают (не запускаются) вентиляторы системы дымоудаления шахты дымоудаления (нарушение п. 7.28 СНиП 21-01-97*, п. 1.32 и п. 1.33 СНиП 2.08.01-89*);
- - помещения жилого дома в 6 парадных (1-ая парадная с 1 по 14 этаж, со 2-й по 6 парадные - с 1 по 12 этаж) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (нарушение табл. 2 п. 38 НПБ 110-03);
- - помещения правления жилого дома в 6 парадных (1-ая парадная с 1 по 14 этаж, со 2-й по 6 парадные - с 1 по 12 этаж) не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (нарушение п. 38 табл. 3 НПБ 110-03).
На основании материалов административного дела и протокола об административном правонарушении от 27.11.2012 N 2-19-1879 заместителем главного государственного инспектора Невского района УНД МЧС России по Санкт-Петербургу вынесено постановление об административном правонарушении от 18.12.2012 о привлечении ТСЖ "Оккервиль Невский" к административной ответственности на основании части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности.
Товарищество не согласилось с указанным постановлением и обжаловало его в территориальный орган пожарного надзора. 18.12.2012 главным государственным инспектором Невского района УНД МЧС России по Санкт-Петербургу в удовлетворении жалобы товарищества отказано в связи с правомерными действиями проверяющих лиц.
Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления и недействительным решения по тем основаниям, что автоматическая противопожарная система защиты (АППЗ) здания находилась в неисправном состоянии с момента передачи в управление ТСЖ многоквартирного здания, в настоящий период у товарищества отсутствует финансовая возможность для восстановления системы АППЗ в полном объеме. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, обоснованно сослался на доказанность органом пожарного надзора оснований для вынесения оспариваемых постановления и решения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является:
- а) собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, который на основании частей 3 и 4 статьи 30 и статьи 39 Кодекса обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества;
- б) товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с разделами V и VI Кодекса. При заключении товариществом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо (товарищество, управляющая или подрядная организация), непосредственно виновное в совершении правонарушения;
- в) управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией, к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором;
- г) лицом, осуществляющим при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом деятельность по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества на основании договоров, заключенных собственниками помещений в соответствии со статьей 164 ЖК РФ на основании решений общего собрания указанных собственников;
- д) организацией, отвечающей в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с обязательствами, возникшими до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями частей 2 - 4 статьи 161 Кодекса. Такие обязательства могли возникнуть на основании договоров, заключенных в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11).
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
С учетом названных правовых норм именно ТСЖ "Оккервиль Невский" является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу статьи 51 Федерального закона N 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Статья 52 Федерального закона N 123-ФЗ устанавливает способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, в частности: устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение автоматических установок пожаротушения.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме (ППР) (вступили в силу 15.05.2012), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4836), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно пункту 14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
В таблице 1 (п. 6) приложения указано, что к таким объектам относятся жилые здания: общежития, специализированные жилые дома для престарелых и инвалидов (п. 6.1) и жилые здания высотой более 28 м (п. 6.2).
Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4837) установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
В разделе 5 НПБ 104-03 определены типы систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре для зданий и сооружений различного направления.
В таблице 2 (пункт 19) для жилых зданий (коридорного либо секционного типа) выше 11 этажей указаны СОУЭ определенного типа.
При этом в СОУЭ со звуковыми оповещателями возможно применять нарастающий во времени звуковой сигнал, а также производить периодическое отключение звукового сигнала для "пацз тишины", которые не должны превышать 1-й минуты (таблица 1 п. 5 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности).
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1).
В силу п. 7.18 в процессе эксплуатации должна быть обеспечена работоспособность всех инженерных средств противопожарной защиты.
Апелляционный суд отмечает, что СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", содержит общие (унифицированные) принципы и подходы к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению.
Ранее, подлежали применению строительные нормы и правила по проектированию зданий и сооружений различного назначения: СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", СНиП 31-03-2001 "Производственные здания", СНиП 31-04-2001 "Складские здания"
В настоящее время основным соответствующим актом является СП 2.13130.2009 "СПЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", который предназначен для разъяснения порядка применения требований комментируемого Закона в части обеспечения огнестойкости объектов защиты.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности, а именно, нерабочее состояние установленной в многоквартирном жилом доме противопожарной системы сигнализации и оповещения людей о пожаре, в полном объеме подтверждается материалами административного дела, товарищество наличие выявленных нарушений не отрицает.
Апелляционный суд считает, что непринятие в течение длительного времени мер, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности, свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя. Из материалов дела видно, что принадлежащие товариществу помещения проходили регулярную проверку органами пожарного надзора и по выявленным нарушениям товарищество привлекалось к административной ответственности.
В данном случае, заявителем не представлены какие-либо убедительные доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ТСЖ "Оккервиль Невский", осуществляя функции управляющей компании многоквартирного жилого дома по указанному выше адресу с момента подписания акта приема-передачи в 2006 году приняло на себя обязательства по содержанию общего имущества жилого дома в надлежащем исправном состоянии, а кроме того, ТСЖ обязалось, в том числе, обеспечивать соблюдение мер пожарной безопасности. Существующая угроза жизни, здоровью и безопасности граждан, проживающих в указанном доме требует осуществления действенных мероприятий и принятия срочных мер.
В материалах дела имеется письмо ТСЖ от 26.11.2007 N 125/1 с ходатайством о включении дома 8 корп. 1 по пр. Большевиков в адресную программу по замене АППЗ, направленное в адрес руководителя проекта председателю комиссии по городскому хозяйству и благоустройству (л.д. 35), а также письмо от 28.11.2007 N 129 Главе администрации Невского района с просьбой включить указанный дом в адресную программу (л.д. 36), в ответ Администрация Невского района письмами сообщает о том, что указанный дом будет включен в адресную программу жилищного фонда Невского района на 2009 год (л.д. 37-39).
При этом, в письме от 31.12.2009 Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга", со ссылкой на ст. 15 ФЗ N 185 от 21.07.2007, содержатся разъяснения, что работы по модернизации системы АППЗ не относятся к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в связи с чем включить данный вид работ в Региональную адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов не представляется возможным. Указанный вопрос подлежит рассмотрению на общих основаниях при формировании перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в виде субсидий, предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга, с учетом выполнения ряда условий (л.д. 49-50).
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения товарищества к административной ответственности. Виновность ТСЖ, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки по всем рассматриваемым эпизодам, нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
Процессуальных нарушений при привлечении товарищества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен в минимальном размере, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вышеуказанные обстоятельства нашли свое отражение и в решении органа пожарного надзора об отказе в удовлетворении жалобы товарищества о законности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы товарищества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 11 апреля 2013 года по делу N А56-216/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Оккервиль Невский" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-216/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А56-216/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Азаренкова С.М. по доверенности от 01.04.2013; Елисеевой С.Н. - выписка из протокола N 11 от 29.02.2012; по доверенности от 01.04.2013 N 2
- от заинтересованного лица: Цатурова А.В. по доверенности от 21.01.2013 N 43-11-18;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10681/2013) ТСЖ "Оккервиль Невский" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2013 по делу N А56-216/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению Товарищество собственников жилья "Оккервиль Невский"
к Отделу надзорной деятельности Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления и недействительным решения
установил:
Товарищество собственников жилья "Оккервиль Невский" (196135, Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, д. 26, далее - ТСЖ "Оккервиль Невский", товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (192148, Санкт-Петербург, ул. Зубковская, д. 4, далее - ОНД Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, орган пожарного надзора) от 29.11.2012 N 2-19-1879 о привлечении товарищества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и недействительным решения от 18.12.2012.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, товарищество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что при передаче в 2006 году многоквартирного дома в управление ТСЖ автоматическая противопожарная система защиты (АППЗ) здания находилась в неисправном состоянии и с 2008 года заявитель безуспешно обращался в Администрацию района для получения финансирования для ее восстановления.
Представитель ОНД Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 01.11.2012 в ходе административного расследования сотрудниками ОНД Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу выявлены нарушения требований пожарной безопасности здании, в помещениях жилого многоквартирного дома ТСЖ "Оккервиль Невский", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, проспект Большевиков, дом 8 корпус 1.
По результатам проверки 27.11.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 2-19-1879, в котором зафиксированы нарушения Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (утверждены приказом МЧС РФ N 135 от 18.06.2003); Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) (утверждены приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323); Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; Строительные нормы и правила СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания", а именно,
- - система автоматической противопожарной защиты здания (АППЗ) находится в нерабочем состоянии: не работают (не запускаются) вентиляторы подпора воздуха в лифтовые шахты, не работают (не запускаются) вентиляторы системы дымоудаления шахты дымоудаления (нарушение п. 7.28 СНиП 21-01-97*, п. 1.32 и п. 1.33 СНиП 2.08.01-89*);
- - помещения жилого дома в 6 парадных (1-ая парадная с 1 по 14 этаж, со 2-й по 6 парадные - с 1 по 12 этаж) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (нарушение табл. 2 п. 38 НПБ 110-03);
- - помещения правления жилого дома в 6 парадных (1-ая парадная с 1 по 14 этаж, со 2-й по 6 парадные - с 1 по 12 этаж) не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (нарушение п. 38 табл. 3 НПБ 110-03).
На основании материалов административного дела и протокола об административном правонарушении от 27.11.2012 N 2-19-1879 заместителем главного государственного инспектора Невского района УНД МЧС России по Санкт-Петербургу вынесено постановление об административном правонарушении от 18.12.2012 о привлечении ТСЖ "Оккервиль Невский" к административной ответственности на основании части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности.
Товарищество не согласилось с указанным постановлением и обжаловало его в территориальный орган пожарного надзора. 18.12.2012 главным государственным инспектором Невского района УНД МЧС России по Санкт-Петербургу в удовлетворении жалобы товарищества отказано в связи с правомерными действиями проверяющих лиц.
Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления и недействительным решения по тем основаниям, что автоматическая противопожарная система защиты (АППЗ) здания находилась в неисправном состоянии с момента передачи в управление ТСЖ многоквартирного здания, в настоящий период у товарищества отсутствует финансовая возможность для восстановления системы АППЗ в полном объеме. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, обоснованно сослался на доказанность органом пожарного надзора оснований для вынесения оспариваемых постановления и решения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является:
- а) собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, который на основании частей 3 и 4 статьи 30 и статьи 39 Кодекса обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества;
- б) товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с разделами V и VI Кодекса. При заключении товариществом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо (товарищество, управляющая или подрядная организация), непосредственно виновное в совершении правонарушения;
- в) управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией, к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором;
- г) лицом, осуществляющим при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом деятельность по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества на основании договоров, заключенных собственниками помещений в соответствии со статьей 164 ЖК РФ на основании решений общего собрания указанных собственников;
- д) организацией, отвечающей в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с обязательствами, возникшими до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями частей 2 - 4 статьи 161 Кодекса. Такие обязательства могли возникнуть на основании договоров, заключенных в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11).
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
С учетом названных правовых норм именно ТСЖ "Оккервиль Невский" является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу статьи 51 Федерального закона N 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Статья 52 Федерального закона N 123-ФЗ устанавливает способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, в частности: устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение автоматических установок пожаротушения.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме (ППР) (вступили в силу 15.05.2012), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4836), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно пункту 14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
В таблице 1 (п. 6) приложения указано, что к таким объектам относятся жилые здания: общежития, специализированные жилые дома для престарелых и инвалидов (п. 6.1) и жилые здания высотой более 28 м (п. 6.2).
Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4837) установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
В разделе 5 НПБ 104-03 определены типы систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре для зданий и сооружений различного направления.
В таблице 2 (пункт 19) для жилых зданий (коридорного либо секционного типа) выше 11 этажей указаны СОУЭ определенного типа.
При этом в СОУЭ со звуковыми оповещателями возможно применять нарастающий во времени звуковой сигнал, а также производить периодическое отключение звукового сигнала для "пацз тишины", которые не должны превышать 1-й минуты (таблица 1 п. 5 СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности).
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1).
В силу п. 7.18 в процессе эксплуатации должна быть обеспечена работоспособность всех инженерных средств противопожарной защиты.
Апелляционный суд отмечает, что СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", содержит общие (унифицированные) принципы и подходы к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению.
Ранее, подлежали применению строительные нормы и правила по проектированию зданий и сооружений различного назначения: СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", СНиП 31-03-2001 "Производственные здания", СНиП 31-04-2001 "Складские здания"
В настоящее время основным соответствующим актом является СП 2.13130.2009 "СПЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", который предназначен для разъяснения порядка применения требований комментируемого Закона в части обеспечения огнестойкости объектов защиты.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности, а именно, нерабочее состояние установленной в многоквартирном жилом доме противопожарной системы сигнализации и оповещения людей о пожаре, в полном объеме подтверждается материалами административного дела, товарищество наличие выявленных нарушений не отрицает.
Апелляционный суд считает, что непринятие в течение длительного времени мер, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности, свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя. Из материалов дела видно, что принадлежащие товариществу помещения проходили регулярную проверку органами пожарного надзора и по выявленным нарушениям товарищество привлекалось к административной ответственности.
В данном случае, заявителем не представлены какие-либо убедительные доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ТСЖ "Оккервиль Невский", осуществляя функции управляющей компании многоквартирного жилого дома по указанному выше адресу с момента подписания акта приема-передачи в 2006 году приняло на себя обязательства по содержанию общего имущества жилого дома в надлежащем исправном состоянии, а кроме того, ТСЖ обязалось, в том числе, обеспечивать соблюдение мер пожарной безопасности. Существующая угроза жизни, здоровью и безопасности граждан, проживающих в указанном доме требует осуществления действенных мероприятий и принятия срочных мер.
В материалах дела имеется письмо ТСЖ от 26.11.2007 N 125/1 с ходатайством о включении дома 8 корп. 1 по пр. Большевиков в адресную программу по замене АППЗ, направленное в адрес руководителя проекта председателю комиссии по городскому хозяйству и благоустройству (л.д. 35), а также письмо от 28.11.2007 N 129 Главе администрации Невского района с просьбой включить указанный дом в адресную программу (л.д. 36), в ответ Администрация Невского района письмами сообщает о том, что указанный дом будет включен в адресную программу жилищного фонда Невского района на 2009 год (л.д. 37-39).
При этом, в письме от 31.12.2009 Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга", со ссылкой на ст. 15 ФЗ N 185 от 21.07.2007, содержатся разъяснения, что работы по модернизации системы АППЗ не относятся к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в связи с чем включить данный вид работ в Региональную адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов не представляется возможным. Указанный вопрос подлежит рассмотрению на общих основаниях при формировании перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в виде субсидий, предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга, с учетом выполнения ряда условий (л.д. 49-50).
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения товарищества к административной ответственности. Виновность ТСЖ, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки по всем рассматриваемым эпизодам, нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
Процессуальных нарушений при привлечении товарищества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен в минимальном размере, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вышеуказанные обстоятельства нашли свое отражение и в решении органа пожарного надзора об отказе в удовлетворении жалобы товарищества о законности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы товарищества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 11 апреля 2013 года по делу N А56-216/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Оккервиль Невский" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)