Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2008 ПО ДЕЛУ N А57-13000/08-16

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2008 г. по делу N А57-13000/08-16


Резолютивная часть постановления объявлена "06" ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" ноября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
с участием в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" - представитель Мигунов Д.А. по доверенности от 06.10.2008 г.,
от Государственной жилищной инспекции Саратовской области - представитель Шахова И.И. по доверенности N 7 от 18.08.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "11" сентября 2008 года по делу N А57-13000/08-16 (судья Докунин И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (г. Саратов)
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконными действий по вынесению предписания от 26.05.2008 г. N 173,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (далее - ООО "Управляющая компания "ПНКБ", Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Инспекция, административный орган) по вынесению предписания от 26.05.2008 г. N 173 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 147/153.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 11 сентября 2008 года в удовлетворении требований ООО "Управляющая компания "ПНКБ" отказано.
ООО "Управляющая компания "ПНКБ" не согласилось с судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества.
В судебном заседании представитель ООО "Управляющая компания "ПНКБ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. При этом пояснил, что Общество получило право управления многоквартирным домом N 147/153 по ул. Б.Горная в г. Саратове на открытом конкурсе. В связи с этим, ООО "Управляющая компания "ПНКБ" настаивает на том, что Общество обязано выполнять только те работы и оказывать только те услуги, которые определены организатором конкурса и условиями заключенного по их итогам договора. Возложение иных обязанностей, которые не входят перечень работ и услуг, определенный таким договором, и за которые Общество не получит плату, заявитель считает неправомерным.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу Инспекция в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила.
Представитель в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считает, что обжалуемое предписание вынесено Инспекцией в рамках полномочий административного органа. Пояснила, что действительно ООО "Управляющая компания "ПНКБ" по итогам конкурса осуществляет управление многоквартирным домом N 147/153 по ул. Б. Горная в г. Саратове. Выявленные Инспекцией нарушения при управлении жилым домом имеют место и подлежат устранению управляющей организацией, которой в данном случае является ООО "Управляющая компания "ПНКБ". Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании требования прокуратуры Волжского района г. Саратова от 23.04.2008 г. N 1р-08 Инспекцией вынесено распоряжение на проведение внеплановой инспекционной проверки от 26 мая 2008 года N 470 по соблюдению ООО "Управляющая компания "ПНКБ" установленных законодательством требований по содержанию жилищного фонда в жилом доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 147/153.
В ходе проверки выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, которые зафиксированы административным органом в акте инспекционной проверки от 26 мая 2008 года.
26 мая 2008 года ООО "Управляющая компания "ПНКБ" выдано предписание Инспекции N 173 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий. (л.д. 4).
ООО "Управляющая компания "ПНКБ", полагая, что действия Инспекции по вынесению предписания N 173 от 26 мая 2008 года являются незаконными, нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, оспорило их в Арбитражный суд Саратовской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, сделал выводы о том, что обжалуемые действия Инспекции правомерны; ООО "Управляющая компания "ПНКБ" является управляющей организацией, а, следовательно, лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 147/153.
Суд первой инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону.
Федеральным законом от 08.09.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ) установлен порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля, их обязанности, а также права юридических лиц при проведении государственного контроля.
Статья 2 Закона N 134-ФЗ определяет государственный контроль (надзор) как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; а мероприятие по контролю как совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Из анализа статьи 2 Закона N 134-ФЗ мероприятия по контролю представляют собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Положение), органы Государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Органы Государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области является исполнительным органом власти области и осуществляет контроль за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных правоотношений, включая контроль за техническим состоянием жилищного фонда и общего имущества в многоквартирном доме и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
В соответствии со статьей 7 Закона N 134-ФЗ предусмотрен порядок проведения мероприятий по контролю, закреплена обязанность должностного лица административного органа, осуществляющего мероприятие по контролю, предъявлять распоряжение о проведении мероприятия по контролю либо его заверенную печатью копию одновременно со служебным удостоверением руководителю или иному должностному лицу юридического лица.
Органы государственного контроля (надзора) проводят плановые мероприятия по контролю и внеплановые проверки, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ.
Каких-либо ограничений при проведении внеплановых мероприятий по контролю, в том числе в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемого юридического лица либо их представителей (статья 8 Закона N 134-ФЗ), не имеется.
Таким образом, допускается проведение внеплановых проверок в отсутствие должностных лиц или работников проверяемого юридического лица.
Результаты мероприятий по контролю оформляются в соответствии с требованиями статья 9 Закона N 134-ФЗ, о чем составляется акт соответствующей формы.
Оценив собранные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, основываясь на вышеуказанных нормах действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предписание N 173 от 26.05.2008 г. принято Инспекцией в пределах предоставленных полномочий по осуществлению контроля за техническим состоянием жилищного фонда и в установленном законом порядке.
Общество, оспаривая действия Инспекции по вынесению обжалуемого предписания, фактически не согласно с его содержанием, считает, что объем обязанностей ООО "Управляющая компания "ПНКБ" как управляющей организацией по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений определяется исключительно договором, заключенным по итогам проведения конкурса.
С 1 марта 2005 года способ управления многоквартирными домами выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищный кодекс Российской Федерации", орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "ПНКБ" по результатам проведения открытого конкурса получило право управления многоквартирными домами в г. Саратове, в том числе, многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, 147/153.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2.4 Устава ООО "Управляющая компания "ПНКБ" осуществляет деятельность по управлению общим имуществом, собственников помещений в многоквартирных домах, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, собственников помещений в многоквартирных домах, представляет коммунальные услуги собственникам помещений и осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
21 апреля 2008 года между Муниципальным образованием "Город Саратов" и ООО "Управляющая компания "ПНКБ" по итогам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Б.Горная, 147/153 заключен Договор управления многоквартирным домом (далее - Договор) (л.д. 7 - 80).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.
Из пункта 1.1 Договора следует, что целью его заключения является обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 1.4 Договора стороны установили, что при выполнении условий руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) и другими нормативными и законодательными актами, регулирующими вопросы управления многоквартирными домами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2, 39, 42 Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В пункте 29 Правил указано, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро- тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пунктам 13 и 20 Правил осмотры общего имущества многоквартирных домов проводятся управляющей организацией. После установления факта превышения физического износа общего имущества уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности управляющей организации необходимо направить предложение собственникам помещений о проведении общего собрания с целью определения размера платы на проведение капитального ремонта.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах не содержат каких-либо исключений равно особенностей в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах управляющей организацией, ставшей таковой по итогам открытого конкурса.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о том, что обязанности, возложенные на ООО "Управляющая компания "ПНКБ" в Договоре управления многоквартирным домом N 147/153 по ул. Б. Горная г. Саратова от 21 апреля 2008 года, не освобождают управляющую организацию от соблюдения общеобязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
По существу наличие выявленных Инспекцией нарушений Общество не оспаривает и на какие-либо опровергающие доказательства в этой части не ссылается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для признания незаконными действий Инспекции по вынесению предписания от 26.05.2008 г. N 173.
Ссылку Общества на постановление мирового судьи судебного участка N 5 Волжского района г. Саратова от 14 октября 2008 года по делу N 5-437/08 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Управляющая компания "ПНКБ", суд находит несостоятельной.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Постановление принято мировым судьей судебного участка N 5 Волжского района г. Саратова 14 октября 2008 года, тогда как решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу принято 11 сентября 2008 года, то есть месяцем раньше. Преюдициального значения в этом случае судебный акт, принятый мировым судьей судебного участка N 5 Волжского района г. Саратова, не имеет.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "ПНКБ" следует оставить без удовлетворения.
Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, суд в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит их на ООО "Управляющая компания "ПНКБ".
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей уплачена ООО "Управляющая компания "ПНКБ" согласно платежному поручению от 10.10.2008 г. N 229 (л.д. 58) и возврату из федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от "11" сентября 2008 года по делу N А57-13000/08-16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)