Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-46790/12

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу N А41-46790/12


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Демяшкина Л.В., по доверенности от 01.03.2013, Касюлина О.В., по доверенности от 01.03.2013,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьих лиц:
от ООО "Наш Дом": Овакимян А.В., по доверенности от 24.04.2013,
от ООО "Белый парус-22": Есетов А.С., по доверенности от 24.04.2013 N 13/04,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Сервис Балашиха" (ИНН: 5030068950, ОГРН: 1105030000437) к Администрации городского округа Балашиха Московской области при участии третьих лиц: ООО "Наш Дом", ООО "Белый парус-22", о признании незаконными действия по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Сервис Балашиха" (далее - ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха", общество) обратилась в арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действия Администрации городского округа Балашиха (далее - Администрация) по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресам: Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. N 104, 106, 108, 110; ул. Свердлова, д. N 46; ул. 40 лет Победы, д. N 27, 29; ул. Майкла Лунна, д. N 4, 8.
Решением от 03 апреля 2013 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением от 26.06.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции. Привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО "Наш Дом" и ООО "Белый парус-22", ставших победителями конкурса и являющихся в настоящее время управляющими компаниями спорных жилых домов.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха" поддержал доводы заявления, указал, что действия Администрации по организации конкурса по отбору управляющей организации не соответствуют требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают права общества, так как собственники многоквартирных домов избрали способ управления - управляющей компанией "ЖКХ-Сервис Балашиха".
Представители ООО "Наш Дом", ООО "Белый парус-22" возражали против доводов заявления, ссылались на представленные отзывы, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей администрации городского округа Балашиха Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха".
Как следует из материалов дела, и установлено судом, администрация городского округа Балашиха разместила в газете "ФАКТ" N 61/1 (11892) от 17.08.2012 постановление N 1030 от 13.08.2012 и извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресам: Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. N 104, 106, 108, 110, ул. Свердлова, д. N 40, 46, 52/2, ул. 40 лет Победы, д. N 27, 29, 33, ул. Майкла Лунна, д. N 3, 4, 8.
Полагая, что действия Администрации, направленные на подготовку и проведение конкурса по отбору управляющей организации незаконны, ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя на основании следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными (незаконными) по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно двух условий: если такой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентируется ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- - собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- - по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- - большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ;
- - собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- - не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 ЖК РФ;
- 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с пунктом 39 Правил в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
В соответствии с ч. 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Приведенные положения жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственника при решении вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом. Данный вывод также согласуется с содержанием ст. 209 ГК РФ, устанавливающий право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые, не запрещенные законом, действия.
Апелляционным судом установлено, что согласно постановлению Администрация городского округа Балашиха от 27.05.2011 N 500/3-ПА Управление городского хозяйства должно провести открытый конкурс по отбору управляющей организации многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. N 104, 106, 108, 110, ул. Свердлова, д. N 40, 46, 52/2, ул. 40 лет Победы, д. N 27, 29, 33, ул. Майкла Лунна, д. N 3, 4, 8. ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха" назначена управляющей организацией указанными многоквартирными домами, на период до объявления результатов конкурса по отбору управляющей организации этими домами.
17.08.2012 Администрация в газете "Факт" N 61/1(11892) опубликовала постановление от 13.08.2012 N 1030/3-ПА и извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций вышеуказанными многоквартирными домами.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что уведомил Администрацию о проведении собственниками вышеуказанных многоквартирных домов общих собраний по выбору способа управления многоквартирными домами и о заключении договоров управления многоквартирными домами с выбранной организацией - управляющей компанией ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха" и представил в адрес Администрации копии протоколов общего собрания собственников.
Апелляционным судом не принимается данная ссылка заявителя, поскольку имеющиеся в материалах дела письма общества в Администрацию от 05.09.2012 N 433, от 14.09.2012 N 467 не доказывают, что Администрация была надлежащим образом уведомлена о выборе собственниками многоквартирных домов ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха" в качестве управляющей организации (т. 1 л.д. 27 - 28). В материалах дела отсутствуют доказательства направления до проведения конкурса указанных документов в адрес Администрации либо вручения нарочно.
Кроме того, письмо общества в адрес Главы администрации от 05.09.2012 N 433 не содержит подпись генерального директора ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха" Гусева А.В., что исключает юридическую силу данного документа.
Из письма Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 22.11.2012 N ДМ-Ж-3914/2-2 следует, что по состоянию на 16.11.2012 Департаментом не осуществлено юридически значимых действий в вопросе передачи какой-либо управляющей организации функций по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, д. 46 (т. 3 л.д. 132).
Вместе с тем, реализация решения о выборе способа управления многоквартирными домами подразумевает также и заключение договоров управления многоквартирными домами.
ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха" не представлено Администрации доказательств реализации собственниками помещений решения общего собрания, а именно доказательств заключения с каждым собственником договоров управления, в связи с чем у Администрации имелись основания для проведения конкурса.
Кроме того, представленные в материалы дела заявителем договоры управления жилыми домами подписаны лицами, уполномоченными на это собранием собственников, что противоречит статье 162 ЖК РФ, согласно которой при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
ООО "Наш Дом", ООО "Белый парус-22" - являющиеся управляющими организациями вышеуказанных многоквартирных домов по конкурсу N 03к-2012, представили в судебном заседании апелляционного суда копии договоров теплоснабжения, договоров энергоснабжения, временных договоров на отпуск питьевой воды, прием сточных в городскую канализацию, которые свидетельствуют об оказании указанными организациями услуг и выполнении работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, о предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов.
В суде апелляционной инстанции представителем ООО "Наш Дом" представлены копии некоторых договоров управления многоквартирным домом, заключенных с собственниками помещений этих домов (оригиналы обозревались судом); представителем ООО "Белый парус-22" представлен реестр заключенных с собственниками помещений договоров управления многоквартирным домом, расположенным по адресу Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 110, что доказывает надлежащую реализацию собственниками помещений решения общего собрания о выборе управляющей организации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения прав и законных интересов ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха" проведенным Администрацией открытым конкурсом по отбору управляющей организации для управлениями вышеуказанными многоквартирными домами, учитывая, что в конкурсе на общих основаниях общество не участвовало, до проведения конкурса не уведомило администрацию о проведении общих собраний собственников по выбору управляющей организации и заключении договоров на управление с собственниками жилых помещений.
Кроме того, решениями Балашихинского городского суда Московской области от 29.04.2011, 13.04.2011, от 06.04.2011 на Администрацию возложена обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления некоторых из спорных жилых домов.
Также в материалы дела представлены предписания Управления ФАС по Московской области, предписывающие Администрации провести торги по выбору управляющей организации в многоквартирных домах, являющихся предметом разбирательства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает законными действия Администрации городского округа Балашиха Московской области? направленные на организацию конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления многоквартирными домами.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "ЖКХ-Сервис Балашиха".
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, статьями 271, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2013 по делу N А41-46790/12 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)