Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2007 N 04АП-1062/2007 ПО ДЕЛУ N А19-23528/06-27

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2007 г. N 04АП-1062/2007

Дело N А19-23528/06-27

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Григорьевой И.Ю., Лешуковой Т.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ООО "Жилсервис"

на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.02.2007 г. по делу N А19-23528/06-27, по заявлению ООО "Жилсервис" к Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское о признании незаконным постановления, принятое судьей В.И. Колосовым

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Стародубцев А.П. (директор);
- Кан Е.В. (доверенность от 04.09.2006 г. N 270);
- от ответчика: Баева В.В. (доверенность от 09.04.2007 г.);
- от МУП "ПО "Тепловодоканал": Баева В.В. (доверенность от 10.04.2007 г.);
- от Комитета по управлению муниципальным имуществом МО г. Усолье Сибирское: не явился, извещен;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское о признании Постановления N 2371 от 18.10.2006 "О вопросе управления жилищным фондом муниципального образования города Усолье-Сибирское" недействительным и обязании Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 20 февраля 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Жилсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагают, что Администрация муниципального образования города Усолье-Сибирское приняла оспариваемое постановление с превышением полномочий. В связи с изданием данного постановления общество лишено возможности заниматься предпринимательской деятельностью и несет значительные убытки.
Представитель ООО "Жилсервис" в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, пояснил, что отмена оспариваемого постановления не препятствует рассмотрения дела по существу, т.к. им были нарушены права и законные интересы заявителя и в настоящее время нарушение прав продолжается. Просит решение отменить, принять новое решение.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, пояснил, что в настоящее время оспариваемое постановление отменено. Предмета спора нет, следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции также нет. Иных пояснений дать не могу, т.к. не участвовала в предыдущих заседаниях. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом МО г. Усолье Сибирское в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 28.03.2007 г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
18.10.2006 г. исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское было вынесено Постановление N 2371 "О вопросе управления жилищным фондом муниципального образования города Усолье-Сибирское", которым было предписано:
- -председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское заключить договор на временное управление жилыми домами г. Усолье-Сибирское, находящимися в управлении ООО "Жилсервис, с муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение "Тепловодоканал";
- -генеральному директору муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Тепловодоканал" принять по акту жилищный фонд г. Усолье-Сибирское, заключить соответствующие договоры с поставщиками услуг;
- -опубликовать настоящее Постановление в газете "Официальное Усолье".
ООО "Жилсервис", полагая, что названным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы преждевременными.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативном) правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.
Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
В течение 2005-2006 г.г собственники помещений в многоквартирных домах города Усолье-Сибирское проводили собрания, по результатам которых в 423 многоквартирных домах был избран способ управления - управление управляющей компанией, и избрана управляющая организация ООО "Жилсервис".
С собственниками жилых помещений было заключено 14000 договоров на предоставление жилищных услуг.
Согласно ст. 162 Жилищного Кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Таким образом, ООО "Жилсервис" в соответствии с нормами жилищного законодательства было избрано управляющей компанией, заключило соответствующие договора и на законных основаниях приступило к их исполнению.
Собственниками помещений в многоквартирных домах решений об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом, в связи с не исполнением управляющей организацией условий такого договора, не принималось.
В судебном порядке данные договора также не оспаривались и не признавались недействительными.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
До выбора ООО "Жилсервис" управляющей компанией, данная организация по итогам конкурса заключило договор от 01.01.2005 г. N 1 с МУП "Сервис", являющимся балансодержателем жилищного фонда города Усолье-Сибирское, согласно которому на ООО "Жилсервис" были возложены функции управляющей компании, отвечающей за содержание и ремонт многоквартирных домов.
В судебном порядке данный договор также не оспаривался, не признавался недействительным и не расторгался.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм закона ООО "Жилсервис" правомерно осуществляет функции управляющей компании в отношении 423 многоквартирных жилых домов.
У Администрации города Усолье-Сибирское отсутствовали основания для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, т.к. собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно выбрали способ управления этими домами.
Кроме того, заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса не допускается, за исключением случая, если открытый конкурс признан несостоявшимся.
Передача на временное управление жилыми домами иной управляющей компании, находящимися уже в управлении управляющей компании, законом не предусмотрено, даже при невыполнении управляющей компанией своих обязанностей.
В связи с чем, протоколы об административных правонарушениях не могут быть приняты во внимание. Кроме того, заявитель с обстоятельствами, изложенными в них, не согласился.
В деле также имеется акт по результатам проверки готовности жилого фонда г. Усолье-Сибирское к отопительному сезону от 07.09.2006 г., в котором существенных замечаний к управляющим компаниям не предъявлялось.
В силу вышеуказанных норм закона право отказаться от услуг управляющей компанией и выбрать иную управляющую компанию предоставлено исключительно жильцам жилых помещений многоквартирных домов.
На основании оспариваемого постановления Комитет по управлению муниципальным имуществом МО г. Усолье-Сибирское заключило с МУП ПО "Тепловодоканал" договор управления многоквартирными домами от 19.10.2006 г. Согласно приложению к указанному договору в управление МУП ПО "Тепловодоканал" были переданы те же многоквартирные дома, которые находились в управлении ООО "Жилсервис".
Таким образом, в связи с принятием оспариваемого постановления в отношении 423 многоквартирных жилых домов управление осуществляют две управляющие компании, что также прямо запрещено законом.
Администрация Иркутской области письмом от 14.11.2006 г. N 01-21-9130/6 указала Администрации г. Усолье-Сибирское, что смена управляющих компаний без решения собственников помещений в многоквартирных домах неправомерна. Требовала срочно принять меры к недопущению нарушений жилищного законодательства в связи с принятием постановления от 18.10.2006 г. N 2371.
Прокурор г. Усолье-Сибирское, как видно из заявления от 15.11.2006 г., также считает, что оспариваемое постановление было вынесено в нарушение требований жилищного законодательства.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит в выводу, что Постановление от 18.10.2006 г. N 2371 "О вопросе управления жилищным фондом муниципального образования города Усолье-Сибирское", не соответствует нормам жилищного законодательства, в частности ст. 181 Жилищного Кодекса РФ, ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
Кроме того, данным постановлением были нарушены законные права и интересы заявителя.
В материалах дела содержатся многочисленные письма контрагентов ООО "Жилсервис" об отказе в дальнейших договорных отношениях в связи с изданием оспариваемого постановления, в том числе, ООО "Сантехсервис", ООО "Сервиссбыт", отделение Сбербанка N 2421, фирма Энергосбыт, МУП ПО "Тепловодоканал" и другие.
В письме Администрации г. Усолье-Сибирское от 06.04.2007 г. N 429 указывается, что договор управления многоквартирными домами от 19.10.2006 г. N 81, заключенный с МУП ПО "Тепловодоканал" является действующим.
Таким образом, издание оспариваемого постановления создало препятствие ООО "Жилсервис" в осуществлении предпринимательской деятельности и фактически лишило его возможности осуществлять ту деятельность, в целях которых оно создавалось. Кроме того, в связи с изданием оспариваемого постановления жильцы многоквартирных домов перестали вносить квартирную плату, расходы по содержанию жилищного фонда не компенсируются, ООО "Жилсервис" несет значительные убытки.
Доводы ответчика о том, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции оспариваемый ненормативный акт признан Постановлением главы администрации г. Усолье-Сибирское N 612 от 04.04.2007 г. утратившим силу, что является основанием для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы и оставления решения суда первой инстанции без изменения, не принимаются.
Согласно п. 18 Информационного письма Высшего Арбитражного суда РФ отмена оспариваемого ненормативного акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании его недействительным, если им были нарушены права и интересы заявителя.
Как было указано выше, оспариваемым постановлением были нарушены и продолжают нарушаться права и законные интересы ООО "Жилсервис".
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ООО "Жилсервис" подлежит удовлетворению.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ уплаченная ООО "Жилсервис" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина по платежному поручению N 2092 от 15.02.2007 г. в размере 1000 руб. подлежит взысканию с Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.02.2007 г., принятое по делу N А19-23528/06-27, отменить, апелляционную жалобу ООО "Жилсервис" удовлетворить.
2. Принять новое решение. Признать Постановление Главы Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское N 2371 от 18.10.2006 г. недействительным и не соответствующим ст. 161 Жилищного Кодекса РФ и ст. 18 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Жилсервис".
3. Взыскать с Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское в пользу ООО "Жилсервис" государственную пошлину в размере 1000 руб. Выдать исполнительный лист.
4. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Т.О.ЛЕШУКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)