Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2008 N 15АП-2974/2008 ПО ДЕЛУ N А32-445/2008-12/19-6АЖ

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2008 г. N 15АП-2974/2008

Дело N А32-445/2008-12/19-6АЖ

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ткаченко Т.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 63062);
- от заинтересованного лица: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 63065);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.03.2008 г. по делу N А32-445/2008-12/19-6АЖ
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"
к Управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,
принятое судьей Савченко Л.А.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Югводоканал" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Новороссийске от 20.12.2007 г. N 1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт правонарушения, а также вина общества подтверждаются материалами дела, в связи с чем доводы заявителя не были приняты судом первой инстанции во внимание.
Не согласившись с принятым судебным актом общество с ограниченной ответственностью "Югводоканал" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, общество сослалось на то, что информирование граждан по вопросам заключения договоров, по внесению платы за услуги водоснабжения и водоотведения осуществлялось предварительно в средствах массовой информации. Вся контактная информация об организации, сведения о пунктах приема платежей были опубликованы обществом. Доказательств, свидетельствующих о факте понуждения к заключению договора с ресурсоснабжающей организацией, а также о факте отказа в приеме платежей за коммунальные услуги по мотиву отсутствия договора с ООО "Югводоканал" в материалы дела не представлено. Заявитель также ссылается на то, что решение Приморского районного суда г. Новороссийска, на которое ссылается суд первой инстанции, отменено решением Краснодарского краевого суда. По мнению заявителя, гражданин Темлянцев Н.В., жалоба которого послужила основанием для возбуждения дела, не заявлял о нарушении своих прав на получение необходимой информации, а ссылался на факт понуждения к заключению договора водоснабжения. Ресурсоснабжающая организация, по мнению общества, не является исполнителем услуг, а поэтому на нее не распространяется обязанность по предоставлению гражданам всей необходимой информации.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором орган не согласился с доводами заявителя, полагая что факт правонарушения подтверждается материалами дела, а информирование населения путем опубликования необходимых сведений в средствах массовой информации не исключает обязанность общества довести информацию до потребителя способами, установленными законом. В решении Краснодарского краевого суда, которым был отменен судебный акт Приморского районного суда г. Новороссийска, оценка наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8, не производилась, в связи с чем ссылка на данное обстоятельство не имеет значения для данного дела. На основании изложенного орган просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Югводоканал".
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Новороссийске на основании распоряжения от 27.09.07 N 1553 в отношении ООО "Югводоканал", г. Новороссийск проведена проверка на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей.
По результатам проверки, зафиксированным актом проверки от 11.10.07 (том 1, л.д. 49), производство по делу об административном правонарушении в отношении общества постановлением от 11.10.07 N 882 было прекращено (том 1, л.д. 104).
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 31.10.07 данное постановление о прекращении производства по административному делу было отменено, материалы дела были направлены на новое рассмотрение.
Решением Краснодарского краевого суда от 17.01.2008 г. решение Приморского районного суда было отменено в связи с тем, что суд первой инстанции неправомерно удовлетворил жалобу лица, не имеющего согласно статьям 25.1 - 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права на обжалование постановления органа Роспотребнадзора. При этом никаких выводов относительно законности или незаконности постановления о прекращении производства по делу судебный акт не содержит.
Определением от 19.11.2007 г. на основании жалобы гражданина Темлянцева Н.В. в отношении ООО "Югводоканал" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Уведомлением от 26.11.07 общество было извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции (том 1, л.д. 121).
10 декабря 2007 г. в отношении ООО "Югводоканал" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым установлено следующее. ООО "Югводоканал" допущено нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, исполнителе и режиме работы. При оказании услуг по водоснабжению населения общество в заключаемых договорах, на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, не доводит до сведения потребителей информацию об исполнителе, сведения о государственной регистрации, режиме работы, адреса и номера телефонов диспетчерской аварийной службы. Также согласно данному протоколу в заключаемых с потребителями договорах отсутствует информация о параметрах качества предоставления услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления услуг.
Постановлением от 20.12.2007 г. N 1 ООО "Югводоканал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В силу статьи 8 Федерального закона от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 указанного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
В соответствии с данным законом исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Согласно подпункту "п" пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:
- - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
- - порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
- - параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
- - сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
- - наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
При этом исполнителем согласно указанным правилам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 8 данных Правил установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанных норм, а также с учетом фактических обстоятельств по делу, суд апелляционной инстанции считает, что общество было обязано предоставить потребителю предусмотренную законом достоверную и необходимую информацию о реализуемой услуге, исполнителе и режиме его работы. Принимая во внимание то обстоятельство, что потребители заключают договор водоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, общество с ограниченной ответственностью "Югводоканал" в соответствии с пунктом 4 вышеуказанных Правил является исполнителем и принимает на себя обязанности, установленные законом и, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг, в связи с чем не принимается довод заявителя жалобы о том, что в силу того, что он не является исполнителем услуг, на него не распространяется обязанность по представлению потребителям установленной законом информации.
Протоколом об административном правонарушении от 10.12.2007 г. N 2278 (том 1, л.д. 123) факт непредставления предусмотренной вышеуказанными нормами информации установлен, о времени и месте составления протокола общество было извещено надлежащим образом, в связи с чем протокол в порядке статьи 28.2 КоАП РФ был составлен в отсутствие законного представителя ООО "Югводоканал".
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо также было извещено надлежащим образом. Таким образом, процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены решения о привлечении к административной ответственности, в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что вся необходимая и достоверная информация была опубликована в средствах массовой информации не принимается судом апелляционной инстанции, так как в силу статьи 10 закона о защите прав потребителей информация о товарах, работах и услугах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Такие способы предусмотрены подпунктом "п" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно данной норме информация указывается в договоре, а также размещается на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов. Факт непредставления потребителям информации вышеуказанными способами зафиксирован протоколом об административном правонарушении.
Довод о том, что решение Приморского районного суда, на которое ссылался суд первой инстанции, отменено решением Краснодарского краевого суда, также не принимается судом апелляционной инстанции, как не имеющий существенного значения для рассмотрения апелляционной жалобы. Выводы суда кассационной инстанции не касаются существа правонарушения, являющегося предметом рассмотрения в рамках данного дела. Основанием для отмены решения суда первой инстанции согласно решению Краснодарского краевого суда (том 1, л.д. 52) явилось процессуальное нарушение (жалоба была подана ненадлежащим заявителем), фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела судом кассационной инстанции не исследовались.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения административного органа о привлечении ООО "Югводоканал" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Югводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.И.ТКАЧЕНКО

Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Н.Н.СМОТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)