Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Коротенко Д.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Мун Г.И.
судей Куратовой Л.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1, ФИО1 и ФИО1 к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации Волгограда на решение Центрального районного суда города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1, ФИО1 и ФИО1 к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из шести человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес> благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда.
Обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из трех человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес> благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда.
Обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из пяти человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес> благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда.
В исковых требованиях прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1, ФИО1 и ФИО1 к администрации Волгограда о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - отказать.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., представителя администрации Волгограда ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Бецкову И.Б. и ФИО1, считающих, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор города Волгограда обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО1. и ФИО1 к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> "Об утверждении заключения районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных домов Волгограда о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу" здание общежитие N <...> по ул. <адрес> г. Волгограда признан аварийным и подлежит сносу. Управление по жилищной политике администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, обеспечивающим исполнение полномочий администрации Волгограда в области жилищных отношений. При этом, несмотря на многолетнее проживание истцов в аварийном доме, жилые помещения для переселения администрацией Волгограда заявителям не предлагались, что является недопустимым нарушением гарантированного Конституцией РФ права на жилище. Более того, вынужденная эксплуатация аварийного дома жильцами представляет угрозу не только лицам, проживающим в нем, но и неопределенному кругу лиц, ежедневно проходящим в непосредственной близости от аварийного объекта.
Прокурор просил суд предоставить ФИО1 на состав семьи из пяти человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес> благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1. на состав семьи из трех человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес>, благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу и обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из пяти человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес>, благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования в части выделения благоустроенного жилого помещение семье ФИО1 в составе шести человек, просил суд требования удовлетворить.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этой же статьей Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создания условий для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 85 ЖК РФ, в случае признания жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, граждане выселяются из жилых помещений такого дома с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с требованиями статей 32, 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Частью 5 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всей частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленными в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Судом при разрешении спора установлено, что ФИО1 является нанимателем жилых помещений (комнат) N <...>,N <...> общей площадью <.......> кв. м в общежитии N <...> по ул. <адрес> Также в указанных жилых помещениях зарегистрированы и проживают: ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>).
ФИО1 является нанимателем жилого помещения (комнаты) N <...> общей площадью <.......> кв. м общежития N <...> по <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ФИО1 (<.......>), ФИО1. (<.......>).
ФИО1 Л.Н. является нанимателем жилого помещения (комнаты) N <...> общей площадью <.......> кв. м <адрес> того, в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ФИО1. (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1<.......>).
Также установлено, что в соответствии с постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> "Об утверждении заключения районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных домов Волгограда о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу", здание общежитие N <...> по <адрес> признано аварийным и подлежит сносу.
Из приведенных выше правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Судом при вынесении решения было правильно указано на то, что предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
В соответствии с Положением об управлении по жилищной политике администрации Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008 года N 57/1442, Управление по жилищной политике администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, обеспечивающим исполнение полномочий администрации Волгограда в области жилищных отношений.
Между тем, администрацией Волгограда в лице его Управления по жилищной политике жилые помещения для переселения истцам не предлагались, несмотря на многолетнее проживание в аварийном доме, что является нарушением гарантированного Конституцией РФ права на жилище.
При таких данных, поскольку в соответствии со ст. ст. 32 и 86 ЖК РФ переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется органом местного самоуправления, принявшем решение о сносе такого дома, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора к администрации Волгограда о понуждении предоставить истцам аналогичное занимаемому ими жилое помещение являются обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Суд также оставил без удовлетворения требование прокурора об установлении срока в течение одного месяца предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города не подлежит удовлетворению, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены сроки, в течение которых вышеуказанные действия должны быть произведены администрацией Волгограда.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, повторяют позицию администрации города Волгограда, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд при вынесении решения не определил потребительские свойства вновь предоставляемого жилья, также несостоятельна к отмене решения, поскольку все необходимые требования к предоставляемому жилью судом в решении указаны
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда города Волгограда от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-11385/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-11385/2012
Судья: Коротенко Д.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Мун Г.И.
судей Куратовой Л.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1, ФИО1 и ФИО1 к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации Волгограда на решение Центрального районного суда города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1, ФИО1 и ФИО1 к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из шести человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес> благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда.
Обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из трех человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес> благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда.
Обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из пяти человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес> благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда.
В исковых требованиях прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1, ФИО1 и ФИО1 к администрации Волгограда о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - отказать.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., представителя администрации Волгограда ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Бецкову И.Б. и ФИО1, считающих, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор города Волгограда обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО1. и ФИО1 к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> "Об утверждении заключения районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных домов Волгограда о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу" здание общежитие N <...> по ул. <адрес> г. Волгограда признан аварийным и подлежит сносу. Управление по жилищной политике администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, обеспечивающим исполнение полномочий администрации Волгограда в области жилищных отношений. При этом, несмотря на многолетнее проживание истцов в аварийном доме, жилые помещения для переселения администрацией Волгограда заявителям не предлагались, что является недопустимым нарушением гарантированного Конституцией РФ права на жилище. Более того, вынужденная эксплуатация аварийного дома жильцами представляет угрозу не только лицам, проживающим в нем, но и неопределенному кругу лиц, ежедневно проходящим в непосредственной близости от аварийного объекта.
Прокурор просил суд предоставить ФИО1 на состав семьи из пяти человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес> благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1. на состав семьи из трех человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес>, благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу и обязать администрацию Волгограда во внеочередном порядке предоставить ФИО1 на состав семьи из пяти человек, проживающей по адресу <адрес>, комн. <адрес>, благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города Волгограда, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования в части выделения благоустроенного жилого помещение семье ФИО1 в составе шести человек, просил суд требования удовлетворить.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этой же статьей Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создания условий для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 85 ЖК РФ, в случае признания жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, граждане выселяются из жилых помещений такого дома с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с требованиями статей 32, 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Частью 5 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всей частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленными в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Судом при разрешении спора установлено, что ФИО1 является нанимателем жилых помещений (комнат) N <...>,N <...> общей площадью <.......> кв. м в общежитии N <...> по ул. <адрес> Также в указанных жилых помещениях зарегистрированы и проживают: ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>).
ФИО1 является нанимателем жилого помещения (комнаты) N <...> общей площадью <.......> кв. м общежития N <...> по <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ФИО1 (<.......>), ФИО1. (<.......>).
ФИО1 Л.Н. является нанимателем жилого помещения (комнаты) N <...> общей площадью <.......> кв. м <адрес> того, в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ФИО1. (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1 (<.......>), ФИО1<.......>).
Также установлено, что в соответствии с постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N <...> "Об утверждении заключения районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных домов Волгограда о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу", здание общежитие N <...> по <адрес> признано аварийным и подлежит сносу.
Из приведенных выше правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Судом при вынесении решения было правильно указано на то, что предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
В соответствии с Положением об управлении по жилищной политике администрации Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008 года N 57/1442, Управление по жилищной политике администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, обеспечивающим исполнение полномочий администрации Волгограда в области жилищных отношений.
Между тем, администрацией Волгограда в лице его Управления по жилищной политике жилые помещения для переселения истцам не предлагались, несмотря на многолетнее проживание в аварийном доме, что является нарушением гарантированного Конституцией РФ права на жилище.
При таких данных, поскольку в соответствии со ст. ст. 32 и 86 ЖК РФ переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется органом местного самоуправления, принявшем решение о сносе такого дома, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора к администрации Волгограда о понуждении предоставить истцам аналогичное занимаемому ими жилое помещение являются обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Суд также оставил без удовлетворения требование прокурора об установлении срока в течение одного месяца предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемой площади, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, расположенное в черте города не подлежит удовлетворению, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены сроки, в течение которых вышеуказанные действия должны быть произведены администрацией Волгограда.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, повторяют позицию администрации города Волгограда, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд при вынесении решения не определил потребительские свойства вновь предоставляемого жилья, также несостоятельна к отмене решения, поскольку все необходимые требования к предоставляемому жилью судом в решении указаны
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда города Волгограда от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)