Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 13.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-870/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу N 33-870/2013


Докладчик: Лысенин Н.П.
Судья: Викторов А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу О. на решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 10 января 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению О. к Отделу социальной защиты населения Яльчикского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о предоставлении мер социальной поддержки,

установила:

О. обратилась в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Яльчикского района Чувашской Республики КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее ОСЗН Красноармейского района ЧР) о признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты, обязании ответчика назначить ей ежемесячные денежные выплаты.
Требования мотивированы тем, что она проработала в системе образования на селе более 30 лет, проживает на территории сельской местности, и за ней должно сохраняться право на льготы в виде ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 3 Закона Чувашской Республики от 8 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг". При этом ответчик отказал ей в назначении выплаты, сославшись на то, что на момент увольнения из образовательного учреждения она не являлась получателем пенсии, с чем истица не согласна.
Решением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 10 января 2013 года в удовлетворении исковых требований О. отказано. При разрешении иска суд исходил из того, что меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения в соответствии со ст. 3 Закона Чувашской Республики 8 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" педагогическим работникам, проработавшим не менее 10 лет в образовательных учреждениях сельской местности, предоставляются при условии выхода на пенсию в период работы в данных образовательных учреждениях, тогда как истица на момент увольнения получателем трудовой пенсии не являлась.
На указанное решение суда О. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении иска со ссылкой на то, что она имеет достаточный педагогический стаж для получения меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников.
Истица О. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель ОСЗН Яльчикского района ЧР, извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что О. зарегистрирована и проживает в сельской местности, являлась педагогическим работником в периоды с (...) 1976 года по (...) 1982 года, с (...) 1982 года по (...) 1985 года, с (...) 1992 года по (...) 2006 года. По состоянию на день увольнения с работы в XXX средней образовательной школе она имела педагогический стаж в 23 года 15 дней. Трудовая пенсия по старости назначена ей по достижении пенсионного возраста с (...) 2010 года.
Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (в редакции от 13 января 1996 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
В соответствии с подп. "б" п. 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 года N 154/12-22 были утверждены Разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
П. 1 указанных Разъяснений закрепляет сохранение права на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением за работниками просвещения и другими специалистами народного образования, перешедшими на пенсию при условии, что общий стаж работы таких работников составляет не менее 10 лет и на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
В п. 4 Разъяснений указано, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ были внесены изменения в п. 5 ст. 55 Федерального закона "Об образовании". В соответствии с указанными изменениями за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), признано право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Чувашской Республики от 8 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - Закона) меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по приобретению и доставке топлива в дома, не имеющие центрального отопления, установлены некоторым категориям граждан, проживающим и работающим в сельских поселениях, а также сельских населенных пунктах, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселках городского типа (рабочих поселках), в том числе педагогическим работникам и библиотекарям образовательных учреждений, находящихся в ведении Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 данного Закона меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения сохраняются за лицами, указанными в статье 1 настоящего Закона, проработавшими не менее 10 лет в учреждениях, расположенных на территориях сельских поселений, а также сельских населенных пунктов, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселков городского типа (рабочих поселков), вышедшими на пенсию в период работы в этих учреждениях и проживающими в сельских поселениях, а также сельских населенных пунктах, входящих в состав городского поселения и не являющихся сельскими поселениями, и поселках городского типа (рабочих поселках).
При решении вопроса о праве на меры социальной поддержки по указанной норме применима правовая позиция, изложенная в п. 4 Разъяснений 1985 года, о том, что правом на меры социальной поддержки обладают не только лица, вышедшие на пенсию в период работы в соответствующих учреждениях, но и лица, которые до увольнения приобрели право на пенсию.
Таким образом, сохранение права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников в случае увольнения с работы возможно при наличии одновременно следующих условий: 1) продолжительность работы в учреждениях на территории сельской местности не менее 10 лет; 2) приобретение права на пенсию в период работы в этих учреждениях.
С учетом того, что в отношении О. обозначенные условия не выполнялись, в частности, на момент увольнения из образовательного учреждения у нее не возникло право на пенсию, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у нее права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения в соответствии с вышеуказанным Законом.
Довод апелляционной жалобы истицы о наличии у нее достаточного педагогического стажа работы судебная коллегия не принимает во внимание по вышеизложенным основаниям. Указанный довод был предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и получил должную оценку. Поскольку одного только стажа недостаточно для сохранения права на предоставление мер социальной поддержки, этот довод не влияет на правильность принятого по делу решения.
Учитывая изложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу О. на решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 10 января 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)