Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2013 ПО ДЕЛУ N А03-9909/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. по делу N А03-9909/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Лаптева Н.В.,
Мелихова Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шаповаловой И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 04.03.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Фролов О.В.) и постановление от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Захарчук Е.И., Марченко Н.В., Павлюк Т.В.) по делу N А03-9909/2012 по иску товарищества собственников жилья "Тракт" (656064, г. Барнаул, Павловский тракт 229, ИНН 2222033473, ОГРН 1022201138629) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 9, ИНН 2225026971, ОГРН 1022201761592) о взыскании 32671 руб. 06 коп.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Кальсина А.В.) в заседании участвовал представитель Министерства финансов Российской Федерации Прилипченко К.С. по доверенности от 27.06.2013.
Суд

установил:

товарищество собственников жилья "Тракт" (далее - ТСЖ "Тракт", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, ответчик, заявитель жалобы) о взыскании 32 671 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот отдельной категории граждан на основании Указа Президента РФ N 431 от 05.05.1992 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
В судебном заседании представитель истца, с учетом доводов ответчика, уменьшил размер иска до 21 751,63 руб., так как заявил о взыскании суммы убытков без начисления НДС. Уменьшение размера иска принято судом первой инстанции.
Решением от 04.03.2013 Арбитражного суда Алтайского края заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что материалами дела подтверждается наличие и размер не возмещенных истцу убытков в связи с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 03.06.2008 на ТСЖ "Тракт" возложена обязанность производить только расчет скидки в размере 30% от установленной платы за коммунальные услуги, а не предоставлять ее и оплачивать поставщикам услуг, в связи с этим у истца отсутствуют какие-либо понесенные затраты; на законодательном уровне на ТСЖ "Тракт" не возложена обязанность по предоставлению льгот многодетным семьям. По мнению заявителя жалобы, право требования за предоставленные коммунальные услуги льготным категориям граждан может возникнуть только у непосредственного производителя таких услуг, а также у посредников (жилищно-эксплуатационных организаций), осуществляющих приобретение коммунальных услуг и их дальнейшую перепродажу потребителям (абонентам), так как именно у них возникают убытки в результате предоставления льгот; ТСЖ "Тракт" данной организацией не является. Кроме того, заявитель указывает на то, что истец не представил доказательств того, что жильцы дома, в том числе и льготная категория граждан, вносили плату за коммунальные услуги (с 30% скидкой) непосредственно в кассу ТСЖ "Тракт", которое оплачивало счета энергосбытовых организаций (в 100% объеме); из представленных истцом актов сверки взаиморасчетов с поставщиками услуг следует, что задолженность ТСЖ "Тракт" перед поставщиками услуг превышает производимые им начисления за коммунальные услуги, следовательно, убытки возникли у поставщиков услуг, а не у ТСЖ "Тракт".
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, истец во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" в период с августа 2009 по настоящее время ежемесячно предоставляет многодетной семье Курбатовой Юлии Николаевны скидку в размере 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами.
В ответ на обращение в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю с просьбой возместить фактические расходы, понесенные вследствие предоставления многодетной семье скидки, получен отказ от 30.12.2011 N 17.11-35/6664.
В связи с тем, что расходы, возникшие у истца вследствие реализации законно установленных льгот, не были возмещены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела, в то время как Российская Федерация не исполнили свои обязанности по компенсации соответствующих затрат ТСЖ "Тракт".
Выводы суда являются правильными.
Согласно подпункту "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.02.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 05.02.1992 N 431) для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Судом установлено, что ТСЖ "Тракт" в спорный период предоставляло многодетной семье льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот многодетной семье, в силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), являются для него убытками.
Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 N 68-О указал, что сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку до настоящего времени вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Установив данные обстоятельства, руководствуясь статьями 16, 1069, 1071, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии доказательств погашения задолженности по предоставленным истцом мерам социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям, данная задолженность в качестве убытков истца подлежит взысканию с Российской Федерации.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела финансовые лицевые счета граждан о начисленной плате за коммунальные услуги, ведомости корректировки остатков с учетом уточнения истца (срок исковой давности), суд установил, что сумма невозмещенных затрат, понесенных в результате предоставления льгот составила за спорный период 21 751,63 руб.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности истцом совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у истца каких-либо затрат в связи с предоставлением льгот многодетной семье, судом кассационной инстанции отклоняется как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.03.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9909/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО

Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
Н.В.МЕЛИХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)