Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2013 N 09АП-14582/2013-АК, 09АП-14922/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-107832/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. N 09АП-14582/2013-АК, 09АП-14922/2013-АК

Дело N А40-107832/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2013.
Полный текст постановления изготовлен 04.06.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Москвиной Л.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ГКУ "Инженерная служба Пресненского района", Управе Пресненского района
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" марта 2013 г. по делу N А40-107832/2012, принятое судей Е.А. Ананьиной,
по заявлению ООО УК "ЭЖНФ", ООО "ДЕЗ "Пресненского района"
к Управе Пресненского района
третьи лица: 1) Префектура ЦАО города Москвы, 2) ГУП ДЕЗ Пресненского района, 3) ГКУ "Инженерная служба Пресненского района"
о признании незаконным распоряжения
при участии:
- от заявителей: Шишкин А.А. по доверенности от 01.10.2012, 08.09.2012;
- от ответчика: Богатырева Т.В. по доверенности от 25.03.2013;
- от третьих лиц: 1) Богатырева Т.В. по доверенности от 25.03.2013;
- 2) Талиманчук К.В. по доверенности от 01.10.2012;
- 3) Платон И.В. по доверенности от 04.03.2013;
-
установил:

Общество с ограниченной ответственностью УК "ЭЖНФ" (далее - ООО УК "ЭЖНФ"), общество с ограниченной ответственностью ДЕЗ "Пресненского района" (далее - ООО ДЕЗ "Пресненского района") обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Управы Пресненского района города Москвы (далее - ответчик) N 54-р от 01.08.2012 "О приведении системы управления многоквартирными домами в Пресненском районе города Москвы в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2012 по делу N А40-145105/2012 по заявлению ООО ДЕЗ "Пресненского района" о признании недействительным распоряжения Управы Пресненского района города Москвы N 54-р от 01.08.2012 объединены в одно производство дела N А40-107832/2012 и N А40-145105/2012 для совместного рассмотрения в рамках дела N А40-107832/2012.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2013 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным распоряжение Управы Пресненского района города Москвы N 54-р от 01.08.2012 "О приведении системы управления многоквартирными домами в Пресненском районе города Москвы в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" в части п. 2 (пп. 2.1, 2.2). В остальной части заявленных требований отказано.
Третье лицо - ГКУ "Инженерная служба Пресненского района" не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения требований о признании недействительным распоряжения Управы Пресненского района N 54-р от 01.08.2012 в части п. 2 (пп. 2.1 и 2.2) и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик также не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения требований о признании недействительным распоряжения Управы Пресненского района N 54-р от 01.08.2012 в части п. 2 (пп. 2.1 и 2.2) и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - ГУП ДЕЗ Пресненского района просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица - ГКУ "Инженерная служба Пресненского района" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о признании недействительным распоряжения Управы Пресненского района N 54-р от 01.08.2012 в п. 2 (подпункты 2.1 и 2.2) и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика и Префектуры ЦАО г. Москвы доводы апелляционной жалобы Управы Пресненского района поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы ГКУ "Инженерная служба Пресненского района" также поддержал.
Представитель заявителей поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица ГУП "ДЕЗ "Пресненского района" поддержал апелляционные жалобы ГКУ "Инженерная служба Пресненского района" и Управы Пресненского района просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб и отзыва не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в апреле - мае 2012 года Контрольно-счетная палата города Москвы провела проверку правомерности и эффективности возмещения выпадающих доходов управляющим и ресурсоснабжающим организациям от предоставления льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Государственном казенном учреждении города Москвы "Инженерная служба Пресненского района".
В ходе проведения указанной проверки были выявлены многочисленные нарушения при оформлении договоров управления многоквартирными домами, в том числе ООО УК "ЭЖНФ" и ООО "ДЕЗ "Пресненского района".
Кроме того, были также обнаружены факты управления жилым фондом управляющими компаниями ООО УК "ЭЖНФ", ООО "ДЕЗ "Пресненского района" (ИНН 7703737915), ООО "ДЕЗ "Пресненского района" (ИНН 7703681042), ООО "Управляющая компания ЭЖНФ" без заключения договоров поставки тепловых ресурсов, а также заключение договоров поставки тепловых ресурсов по адресам, не являющимся в управлении указанных управляющих компаний.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 05.05.2012 Контрольно-счетной палаты Москвы.
Управлением Пресненского района была создана рабочая комиссия по проведению проверки выбора способа управления многоквартирными домами на территории Пресненского района, оценка правомерности получения бюджетных субсидий и субсидий ГЦЖС управляющими компаниями на территории района.
При проведении проверки рабочей комиссией было установлено, что в период 1 полугодия 2012 г. управляющие компании ООО УК "ЭЖНФ", ООО "ДЕЗ "Пресненского района" управляли жилым фондом с нарушением ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; способ управления многоквартирным жилым домом на территории Пресненского района в части 445 многоквартирных жилых домов ООО УК "ЭЖНФ", ООО "ДЕЗ "Пресненского района" не реализован; документы по выбору управляющей компании не позволяют установить участников голосования и правильность проведенного голосования; в результате действий управляющих компаний имеются признаки хищения средств бюджета города Москвы в части субсидий по содержанию жилого фонда, субсидий ГЦЖС по оплате льготных категорий граждан, средств юридических лиц поставщикам коммунальных ресурсов города Москвы.
По итогам проведенной проверки составлен акт рабочей комиссии по проведению проверки выбора и реализации способа управления по многоквартирным домам Пресненского района от 24.07.2012.
По поручению Первого заместителя ЦАО города Москвы Амирова З.И. N 185 от 01.08.2012 "О выполнении решений рабочей группы по проведению мониторинга деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами" главе управы Пресненского района поручено направить имеющиеся материалы о результатах проверки рабочей группы, в отношении ООО УК "ЭЖНФ" и ООО "ДЕЗ "Пресненского района" в правоохранительные органы; выпустить распорядительный документ о проведении открытого конкурса по выбору управляющих организаций МКД согласно перечню и назначении временной управляющей организации в МКД согласно перечню, в лице ГУП г. Москвы ДЕЗ Пресненского района.
На основании акта проверки от 05.05.2012 Контрольно-счетной палаты Москвы, акта рабочей комиссии от 24.07.2012 по результатам проверки выбора способа управления многоквартирными домами на территории Пресненского района, законности получения бюджетных субсидий и в целях обеспечения благоприятным и безопасными условиями проживания, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, в них проживающих, 01.08.2012 Управой Пресненского района города Москвы издано распоряжение N 54-р "О проведении системы управления многоквартирными домами в Пресненском районе города Москвы в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", которым:
1. Просить исполняющего обязанности руководителя ГКУ ИМ Пресненского района В.Б. Журавлева:
1.1.1. Подготовить и выдать уведомления управляющим компаниям ООО УК "ЭЖНФ" и ООО "ДЕЗ "Пресненского района" о временном приостановлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами, указанными в Приложении до реализации собственниками помещений многоквартирных домов своих прав в соответствии со ст. 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации или предоставления ими полного пакета документов, подтверждающих выбор компаний, в качестве управляющих организаций, собственниками помещений, в соответствиями с нормами ЖК РФ.
1.1.2. В срок до 10.08.2012 составить графики проведения собраний собственников помещений в многоквартирных домах по выбору способа управления многоквартирным домом или изменения способа управления данным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
1.1.3. Создать условия для осуществления собственниками помещений в многоквартирных домах и их объединениями полномочий по выбору способа управления многоквартирными домами и управляющей компании.
1.1.4. Организовать в установленном порядке информирование собственников помещений в многоквартирных домах по вопросам организации и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
2. Просить директора ГУП ДЕЗ Пресненского района А.С. Кулакова:
2.1. В целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, до подведения итогов конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, принять в управление дома согласно Приложению.
2.2. В течение 3-х рабочих дней заключить временные договоры с эксплуатирующими организациями на временную эксплуатацию жилищного фонда, переданного в управление по распоряжению согласно Приложению и договоры по поставке коммунальных услуг.
3. Заместителю главы управы В.В. Епишину:
В соответствии со ст. 163 ЖК РФ и Распоряжением Правительства Москвы от 14.05.2008 N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах", организовать и провести конкурс по выбору управляющей компании в многоквартирных домах, более 50% помещений которых находится в собственности города Москвы.
Приложением к указанному распоряжению значится список (адресный перечень) N 1 и N 2, которым определен адресный перечень многоквартирных домов для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, в том числе: ул. М. Бронная, д. 13, стр. 1; ул. М. Бронная, д. 14; ул. М. Бронная, д. 20, стр. 1; ул. М. Бронная, д. 20, стр. 2; ул. М. Бронная, д. 20А; ул. М. Бронная, д. 21/13, стр. 1; ул. М. Бронная, д. 21/13, стр. 2; ул. М. Бронная, д. 22, стр. 1; ул. М. Бронная, д. 22, стр. 2; ул. М. Бронная, д. 27/14; ул. М. Бронная, д. 31/13; ул. М. Бронная, д. 32; ул. М. Бронная, д. 36; Вспольный пер., д. 10; Вспольный пер., д. 14; Вспольный пер., д. 16, стр. 2; Вспольный пер., д. 17; Гранатный пер., д. 11, стр. 1; Гранатный пер., д. 11, стр. 3; Гранатный пер., д. 2, стр. 1; Гранатный пер., д. 2, стр. 2; ул. Грузинская, д. 32, стр. 10, Ермолаевский пер., д. 10/7, Ермолаевский пер., д. 13, стр. 4, Ермолаевский пер., д. 16, Ермолаевский пер., д. 18А, Ермолаевский пер., д. 19, Ермолаевский пер., д. 21, Ермолаевский пер., д. 7, Ермолаевский пер., д. 9, Б.Козихинский пер., д. 10, Б.Козихинский пер., д. 12/2, Б.Козихинский пер., д. 17, стр. 1, Б.Козихинский пер., д. 23, Трехпрудный пер., д. 5; Тверской бульвар, д. 19, Тверской бульвар, д. 17, стр. 4; Тверской бульвар, д. 17, стр. 1; Тверской бульвар, д. 9; Сытинский туп., (Богослов. пер., д. 16/6, стр. 4) д. 1, стр. 4; Сытинский туп., д. 3; Богословский пер., д. 3, всего 348 домов.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО УК "ЭЖНФ", ООО "ДЕЗ "Пресненского района" с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из того, что п. 2 (пп. 2.1, 2.2), которым изложено указание ГУП ДЕЗ Пресненского района в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, до подведения итогов конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, принять в управление дома согласно Приложению и течение 3-х рабочих дней заключить временные договоры с эксплуатирующими организациями на временную эксплуатацию жилищного фонда, переданного в управление по распоряжению согласно Приложению и договоры по поставке коммунальных услуг, не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО УК "ЭЖНФ" и ООО "ДЕЗ "Пресненского района".
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, порядок выбора способа управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом определен ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
На основании ч. 2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 2.3).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Многоквартирный дом в соответствии с ч. 9 ст. 161 ЖК РФ может управляться только одной управляющей организацией.
Как усматривается из п. 2 (пп. 2.1, 2.2) оспариваемого распоряжения, 348 домов переданы в управление ГУП ДЕЗ Пресненского района.
Между тем, в соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 13, стр. 1 от 24.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 16 от 27.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 20, стр. 1 от 27.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 20, стр. 2 от 25.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 20А от 23.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 21/13, стр. 1 от 27.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 21/13, стр. 2 от 27.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 22, стр. 1 от 24.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 22, стр. 2 от 25.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 27/14 от 24.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 31/13 от 28.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 32 от 28.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. М. Бронная, д. 36 от 30.12.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: Вспольный пер., д. 10 от 20.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: Вспольный пер., д. 14 от 29.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: Вспольный пер., д. 16, стр. 2 от 26.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: Вспольный пер., д. 17 от 29.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: Гранатный пер., д. 11, стр. 1 от 27.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: Гранатный пер., д. 11, стр. 3 от 30.12.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: Гранатный пер., д. 2, стр. 1 от 27.05.2011, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений, в форме заочного голосования, расположенного по адресу: Гранатный пер., д. 2, стр. 2 от 22.05.2011, протоколом N 1 общего собрания членов ТСЖ "Дом Петрово-Солового" в форме заочного голосования, расположенного по адресу: ул. Б.Грузинская, д. 32, стр. 10 от 10.06.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 10/7 от 24.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 13, стр. 4 от 22.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 16 от 15.12.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 18А от 25.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 19 от 27.05.2011, протокол N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 21 от 21.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 4 от 24.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 7 от 29.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 9 от 26.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Б. Козихинский пер., д. 10 от 24.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Б. Козихинский пер., д. 12/2 от 20.05.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Б. Козихинский пер., д. 17, стр. 1 от 30.12.2011, протоколом N 1 проведения общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Б. Козихинский пер., д. 23 от 20.05.2011 и др., управляющей организацией определено ООО УК "ЭЖНФ".
Что касается ООО "ДЕЗ "Пресненского района", то в материалах дела имеется протокол обыска (выемки) от 09.10.2012, в том числе протоколов общего собрания собственников.
При этом, как правильно отметил суд в своем решении, данных о том, что протоколы общего собрания собственников помещений на момент проведения проверки и издания оспариваемого распоряжения были признаны недействительными в установленном законом порядке, ответчиком в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств того, что на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме был изменен порядок управления многоквартирным домом либо выбрана иная управляющая компания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика оснований для передачи указанных домов в управление ГУП ДЕЗ Пресненского района, поскольку по указанным выше адресам, которые, в том числе значатся в списке N 1, 2, являющемся приложением к оспариваемому распоряжению, собственники помещений в многоквартирном доме выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией - ООО УК "ЭЖНФ", ООО "ДЕЗ "Пресненского района".
Действующим жилищным законодательством не определены такие полномочия ответчика.
Кроме того, данные обстоятельства не были установлены при проведении проверки.
Также не были установлены и обстоятельства, связанные с заключением договоров управления многоквартирными домами в соответствии со ст. 162 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае ответчик не доказал законность примененных им оснований при издании оспариваемого распоряжения в части п. 2 (пп. 2.11, 2.2), который не соответствует положениям жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителей.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил доводы третьих лиц о том, что указанный пункт распоряжения содержит лишь просьбу ГУП ДЕЗ Пресненского района принять дома в управление в связи с тем, что ООО УК "ЭЖНФ" и ООО "ДЕЗ "Пресненского района" перестали осуществлять функции управляющих компаний, поскольку на основании этого пункта распоряжения дома были фактически переданы в управление ГУП ДЕЗ Пресненского района.
Что касается остальной части заявленных требований, то суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявителями не доказано нарушение оспариваемым распоряжением их прав и законных интересов.
Так, оспариваемыми пунктами распоряжения даны поручения руководителю ГКУ ИМ Пресненского района В.Б. Журавлеву подготовить и выдать уведомления управляющим компаниям ООО УК "ЭЖНФ" и ООО "ДЕЗ "Пресненского района" о временном приостановлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами, указанными в Приложении до реализации собственниками помещений многоквартирных домов своих прав в соответствии со ст. 161 раздела VIII ЖК РФ или предоставления ими полного пакета документов, подтверждающих выбор компаний, в качестве управляющих организаций, собственниками помещений, в соответствиями с нормами ЖК РФ; в срок до 10.08.2012 составить графики проведения собраний собственников помещений в многоквартирных домах по выбору способа управления многоквартирным домом или изменения способа управления данным домом в соответствии с ЖК РФ; создать условия для осуществления собственниками помещений в многоквартирных домах и их объединениями полномочий по выбору способа управления многоквартирными домами и управляющей компании; организовать в установленном порядке информирование собственников помещений в многоквартирных домах по вопросам организации и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Заместителю главы управы В.В. Епишину в соответствии со ст. 163 ЖК РФ и Распоряжением Правительства Москвы от 14.05.2008 N 1040-РП "О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах" организовать и провести конкурс по выбору управляющей компании в многоквартирных домах, более 50% помещений которых находится в собственности города Москвы.
Таким образом, пункты распоряжения 1 (пп. 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4), 3 не возлагают на заявителей каких-либо обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения заявленных требований только в части п. 2 (пп. 2.1, 2.2) распоряжения Управы Пресненского района N 54-р от 01.08.2012 "О приведении системы управления многоквартирными домами в Пресненском районе города Москвы в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано правомерно.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителями соблюден.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины правомерно взысканы судом с ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" марта 2013 г. по делу N А40-107832/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Л.А.МОСКВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)