Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2007 ПО ДЕЛУ N А57-14630/06-19

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2007 г. по делу N А57-14630/06-19


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2007 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лыткиной О.В., судей Агибаловой Г.И., Никитина А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Судаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы:
1. Администрации г. Саратова, г. Саратов
2. Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова,
г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 июля 2007 года по делу N А-57-14630/2006-19, судья Халеева Н.И.
по иску Товарищества собственников жилья "Бардинский" (ТСЖ "Бардинский"), г. Саратов
- к Администрации г. Саратова, г. Саратов; Комитету по ЖКХ администрации г. Саратов, г. Саратов; Комитету по управлению имуществом администрации г. Саратова, г. Саратов;
- третье лицо: Комитет по финансам администрации г. Саратова, г. Саратов
о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, входящих в ТСЖ "Бардинский" за период с 01.05.2006 г. по 01.09.2006 г., в сумме 141554, 75 рублей.
при участии в заседании:
от заявителей:
от администрации г. Саратова - Степанова А.А., доверенность N 01-02-41/22 от 19.06.2007
от Комитета по ЖКХ администрации г. Саратова - Сафронова И.А. доверенность N 02-55-02/147 от 29.05.2007
от истца:
Никишина И.В., доверенность б/н от 30.01.2007
третье лицо:
Прокопенко М.В., доверенность N 03-02-13/375 от 29.08.2006

установил:

Товарищество собственников жилья "Бардинский", г. Саратов обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества за период с 01 мая 2006 года по 01 сентября 2006 года, в сумме 141554,75 рублей.
Решением арбитражного суда от 31 июля 2007 иск удовлетворен.
На решение суда поданы апелляционные жалобы Администрацией г. Саратова, Комитетом по ЖКХ администрации г. Саратова, в которых податели жалоб просят решение суда отменить, иск ТСЖ "Бардинский" оставить без удовлетворения, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, недостаточно полно и объективно исследованы материалы дела и доводы ответчиков. Одновременно заявлено о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы. Определениями от 29 октября 2007 года ходатайства ответчиков о восстановлении срока удовлетворены.
В судебном заседании заявители поддержали апелляционные жалобы.
Ответчик - Комитет по управлению имуществом администрации г. Саратова в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца решение арбитражного суда считает законным и обоснованным. В удовлетворении апелляционных жалоб просит отказать.
Третье лицо полагает апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статей 39 и 154 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 ЖК РФ.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальные ремонт, специальные взносы и т.д., а также расходы на другие, установленные главой 13 ЖК РФ и уставом товарищества, цели. Устанавливать на основе принятой сметы расходов и доходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 статьи 156 Жилищного Кодекса РФ размер платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Из названных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт в многоквартирном доме, к числу которого согласно пункту 2 статьи 154 ЖК РФ относится и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается общим собранием собственников помещений многоквартирного дома лишь в том случае, если в названном доме не создано товарищество собственников жилья.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование "Город Саратов", согласно письменного заявления, является членом ТСЖ "Бардинский", которое в свою очередь является объединенным собственником помещений в многоквартирных жилых домах N 2 и N 4 по ул. Бардина в городе Саратове. Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия, Товарищество собственников жилья "Бардинский" зарегистрировано 17 августа 2001 года.
Указанные многоквартирные жилые дома были переданы муниципальным образованием "Город Саратов" ТСЖ "Бардинский" на основании утвержденного постановлением мэра г. Саратова N 510 от 18 июня 2003 года Временного положения о мерах по созданию на территории г. Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда.
01 сентября 2005 года ТСЖ "Бардинский" и Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района заключили договор управления, в соответствии с которым ТСЖ "Бардинский" передает Ассоциации сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, для управления и обеспечения их эксплуатации. Также согласного данного договора Товарищество передало Ассоциации право от своего имени, но за счет денежных средств Товарищества заключать договоры с поставщиками жилищных и коммунальных услуг.
По инициативе и при участии Администрации Ленинского района г. Саратова, представляющей по доверенности муниципальное образование "Город Саратов" с 24 по 28 апреля 2006 г. в соответствии с разделом 13 Устава Товарищества и со статьями 145 и 146 Жилищного Кодекса РФ было проведено общее собрание членов Товарищества, где по итогам заочного голосования большинством голосов было принято решение установить с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах N 2 и N 4 по ул. Бардина, ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере 3 рубля 20 копеек за квадратный метр помещения. Представитель МО "Город Саратов" на данном собрании голосовал "за".
Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества был установлен на основании Федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц на 2006 год по субъектам Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541. Предельный стандарт по Саратовской области был установлен в размере 3 рубля 20 копеек.
С 1 мая 2006 года все собственники помещений в многоквартирных жилых домах N 2 и N 4 по ул. Бардина, за исключением муниципального образования "Город Саратов", как собственника муниципальных квартир, оплачивают взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов.
В соответствии с п. 9.4 Устава ТСЖ "Бардинский" муниципальное образование "город Саратов" своевременно, до 31 числа месяца, следующего за расчетным, обязано оплачивать товариществу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящего в состав Товарищества в размере, установленном общим собранием членов Товарищества. Право органов местного самоуправления предоставлять товариществам собственников жилья бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, закреплено в части 2 ст. 165 Жилищного Кодекса РФ.
Решение общего собрания от 28 апреля 2006 года, а также приведенные выше положения Устава Товарищества не оспорены и является действующими.
Податель апелляционной жалобы - представитель администрации г. Саратова указал, что от имени администрации на общем собрании присутствовало неуполномоченное лицо, а именно доверенность была выдана председателем Комитета по управлению имуществом города Саратова на представление интересов МО "Город Саратов" заместителю главы администрации Ленинского района г. Саратова Гордополову И.В. При этом, на момент проведения собрания он являлся исполняющим обязанности главы администрации Ленинского района г. Саратова.
Однако, в подтверждение своих доводов ответчиком не представлено доказательств того, что Гордополов И.В. на момент проведения собрания и подведения его итогов был назначен исполняющим обязанности главы администрации Ленинского района г. Саратова и при этом прекращены его полномочия как заместителя главы администрации Ленинского района г. Саратова.
Между тем, доверенность была выдана 3 апреля 2006 г. сроком на 1 год, то есть за 25 дней до подведения итогов собрания и именно этой доверенностью Гордополов И.В. был уполномочен представлять интересы и голосовать от имени муниципального образования "Город Саратов" на общих собраниях членов ТСЖ, в общем имуществе которых имеется доля муниципального образования "Город Саратов" по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания членов ТСЖ (в том числе по вопросам установления платы за жилое помещение (в том числе на капитальный ремонт общего имущества), определению порядка и сроков внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (т. 1 л.д. 34). Поэтому у суда нет оснований полагать, что Гордополов И.В. на собрании Товарищества, проводимом с 24 по 28 апреля 2006 г., был лицом, не уполномоченным представлять интересы муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с решением общего собрания членов ТСЖ "Бардинский" от 12 января 2006 года, которым установлен перечень работ по капитальному ремонту, отобраны подрядчики и определены условия оплаты, Ассоциацией 01 августа 2006 года был заключен договор с ООО "Карлсон" на проведение работ по капитальному ремонту межпанельных швов многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Бардина, в интересах Товарищества из средств, оплачиваемых собственниками жилых и нежилых помещений по статье "капитальный ремонт".
По состоянию на 08 декабря 2006 года по данному договору ООО "Карлсон", выполнены, а Ассоциацией оплачены работы по капитальному ремонту межпанельных швов на общую сумму 1 195 155 рублей, что подтверждается актом выполненных работ и платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.
Расчет суммы задолженности администрации г. Саратова, как собственника муниципального жилья ТСЖ "Бардинский" в период с мая по август 2006 г. включительно произведен истцами на основании справки по изменению форм собственности по Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, выданной МУП "Единый расчетный кассовый центр". Сумма задолженности составила 141 554 рубля 75 копеек. Оснований сомневаться в правильности представленного расчета, несмотря на возражения ответчиков у суда нет, поскольку учредителем МУП "Расчетно-кассовый центр" является администрация г. Саратова в соответствии с пунктами 1, 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Вместе с тем, вопреки требованиям с ст. 65 АПК РФ, податели жалоб, ссылаясь на недостоверность источника представленных данных относительно площади жилых домов, входящих в муниципальную собственность, не представили других доказательств, опровергающих расчет истца.
Довод заявителя - Администрации г. Саратова о том, что представленные истцом доказательства проведения работ по капитальному ремонту не соответствуют действительности, документально не подтвержден. Представитель МО "Город Саратов" присутствовал на собрании членов ТСЖ "Бардинский" от 12 января 2006 года, на котором была утверждена смета расходов на капитальный ремонт, и голосовал за утверждение указанной сметы. Кроме того, исковые требования связаны не с конкретным фактом осуществления капитального ремонта и затратами истца на его проведение, а с обязательствами ответчиков вносить ежемесячно платежи на капитальный ремонт в соответствии с долей недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, что основано на нормах статьи 309 Гражданского Кодекса РФ.
Аргумент заявителей о том, что ТСЖ "Бардинский" не соблюден порядок планирования, организации и проведения капитального ремонта установленный "Положением о порядке финансирования капитального ремонта доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением мэра г. Саратова от 01 ноября 2005 года N 558 не обоснован. Пунктом 2 указанного Положения предусмотрен его рекомендательный характер, в связи с чем, руководствоваться Положением о порядке финансирования капитального ремонта является правом, а не обязанностью Товарищества.
Также не является основанным на законе довод заявителей о том, что решение суда первой инстанции противоречит положениям ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, которой установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Исходя из содержания ст. 9 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета с соблюдением принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных гл. 5 Бюджетного кодекса РФ. Одним из таких принципов, как указано выше, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, заявителем не доказано нарушение принципов адресности и целевого характера бюджетных средств.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова наряду с МО "Город Саратов" является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2006 года N 13-114 "О бюджете города на 2007 год" установлено, что главные распорядители бюджетных средств выступают в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию "Город Саратов" - по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности. Согласно приложения N 7, утверждена ведомственная структура расходов бюджета города на 2007 год и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству несет расходы по капитальному ремонту доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В решении арбитражного суда Саратовской области по настоящему делу была допущена описка, где указано, что сумма подлежит взысканию с ответчиков в пользу Товарищества с ограниченной ответственностью "Бардинский", в связи с чем определением от 20 августа 2007 г. внесены изменения в резолютивную часть решения, где наименование истца указано верно.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит.
Госпошлина по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на заявителей.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 31 июля 2007 года по делу N А-57-14630/06-19 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА

Судьи
Г.И.АГИБАЛОВА
А.Ю.НИКИТИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)