Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2011 N 33-4064

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. N 33-4064


Строка N 57
26 июля 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Лариной В.С.,
судей Бабкиной Г.Н., Зелепукина А.В.,
при секретаре Н.Т.В.,
с участием прокурора Бескакотова А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лариной В.С.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хохольского района Воронежской области в интересах И.Т.Н., И.А.В., Л.О.А., С.В.Н., С.Е.А., Ф.С.Н., Ф.В.И. к администрации Хохольского муниципального района Воронежской области и к финансовому отделу администрации Хохольского муниципального района Воронежской области о взыскании убытков за счет казны муниципального образования
по кассационным жалобам финансового отдела администрации Хохольского муниципального района Воронежской области, администрации Хохольского муниципального района Воронежской области
на решение Хохольского районного суда Воронежской области от 18 мая 2011 года

установила:

Прокурор Хохольского района Воронежской области обратился в суд с названным иском, указывая, что И.Т.Н., И.А.В., Л.О.А., С.Е.А., Ф.С.Н. являются медицинскими работниками муниципального учреждения здравоохранения МУЗ "Хохольская ЦРБ", С.В.Н. и Ф.В.И. - совместно проживающими членами семьи медицинских работников. До 01.01.2005 г. истцы пользовались льготой по бесплатному отоплению занимаемых ими жилыми помещениями. При переходе с 1 января 2005 года от предоставления указанной льготы в натуральном виде к мерам социальной поддержки прежний уровень социальной защиты истцов не был сохранен; по судебному решению от 16.02.2010 г. с истцов в пользу энергоснабжающей организации - МУП Хохольского городского поселения "Тепловые сети" были взысканы суммы в качестве задолженности за отопление. Ссылаясь на требования ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор просил суд: признать незаконным бездействие администрации Хохольского муниципального района по необеспечению в полном объеме прежнего уровня социальной защиты на оплату коммунальных услуг медицинским работникам, работающим в сельской местности; взыскать с ответчика за счет средств бюджета в пользу истцов суммы по оплате задолженности за отопление и судебных расходов (т. 1 л.д. 2 - 6).
Решением Хохольского районного суда Воронежской области от 18.05.2011 г. с финансового отдела администрации Хохольского муниципального района Воронежской области за счет казны Хохольского муниципального района Воронежской области взысканы понесенные истцами убытки: в пользу И.Т.Н. - <данные изъяты> коп.; в пользу И.А.В. - <данные изъяты>; в пользу Л.О.А. - <данные изъяты> коп.; в пользу С.Е.А. - <данные изъяты>; в пользу Ф.С.Н. - <данные изъяты>; в пользу С.В.Н. - <данные изъяты> коп.; в пользу Ф.В.И. - <данные изъяты> коп. (т. 2 л.д. 298, 299 - 302).
В кассационных жалобах финансового отдела администрации Хохольского муниципального района Воронежской области, администрации Хохольского муниципального района Воронежской области ставится вопрос об отмене решения районного суда, как незаконного и необоснованного (т. 2 л.д. 308 - 315, 339 - 344).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей финансового отдела администрации Хохольского муниципального района Воронежской области, администрации Хохольского муниципального района Воронежской области, И.В.А., заключение прокурора Бескакотова А.А., полагавшего необходимым решение районного суда оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В процессе судебного разбирательства прокурор Хохольского района Воронежской области в обоснование своих требований о взыскании с ответчиков в пользу истцов убытков, указывал на то, что истцы на основании действующего законодательства пользуются всеми приобретенными ранее льготами на оплату коммунальных услуг медицинским работникам, работающим в сельской местности.
Судом в ходе рассмотрения дела было установлено и подтверждается имеющимися материалами дела, что до 01.01.2005 г. истцы, как медицинские работники муниципального учреждения здравоохранения МУЗ "Хохольская ЦРБ", а также как супруги медицинских работников, проживающие совместно с ними в одних и тех же квартирах и являющиеся членами их семей, не платили за отопление занимаемых ими квартир в многоквартирных жилых домах; после 1 января 2005 года в Хохольском районе было прекращено предоставление медицинским работникам натуральной льготы в виде освобождения их от оплаты за отопление занимаемых квартир (т. 2 л.д. 19, 20). В период с 01.01.2005 г. по 15.05.2006 г. ежемесячные денежные выплаты в размере 177 руб. перечислялись истцам И.Т.Н., И.А.В., Л.О.А., С.Е.А. и Ф.С.Н. за счет средств областного бюджета (т. 1 л.д. 237 - 245). Решением Совета народных депутатов Хохольского муниципального района Воронежской области от 25.12.2006 г. N 78 "О мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения" была установлена мера социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в виде возмещения расходов на оплату коммунальных услуг с 15.05.2006 г. в размере 177 руб. в месяц с выплатой за счет средств бюджета муниципального района с 01.01.2007 г. и реструктуризацией до 2012 года задолженности района по выплатам за период с 15 мая по 31 декабря 2006 г. (т. 1 л.д. 148 - 151, 259 - 262). Решением Совета народных депутатов Хохольского муниципального района Воронежской области от 26.02.2008 г. N 4 размер меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения повышен с 01.01.2008 г. до 208 руб. в месяц (т. 1 л.д. 154). По апелляционному решению Хохольского районного суда Воронежской области от 16.02.2010 г. с И.Т.Н., И.А.В., Л.О.А., С.Е.А., Ф.С.Н., С.В.Н., Ф.В.И. в пользу энергоснабжающей организации взысканы суммы задолженности (т. 1 л.д. 19 - 39, 297 - 324). За период с 01.10.2006 г. по 31.12.2006 г. установленная решением Совета народных депутатов Хохольского муниципального района Воронежской области от 25.12.2006 г. N 78 ежемесячная денежная выплата в размере 177 руб. истцам не выплачивалась; за период с 2007 года по апрель 2007 года И.Т.Н., И.А.В., Л.О.А.. С.Е.А. и Ф.С.Н. в качестве меры социальной поддержки было выплачено по 708 руб. каждому (т. 1 л.д. 263 - 288); за период с октября 2007 года по апрель 2008 года С.Е.А. и Ф.С.Н. в качестве меры социальной поддержки было выплачено каждой по 1363 руб. (т. 2 л.д. 73 - 115), но оплата за отопление занимаемых указанными медицинскими работниками квартир за этот период была взыскана с их супругов - С.В.Н. и Ф.В.И. (т. 2 л.д. 73 - 115, т. 1 л.д. 16 - 18, 291 - 292, 290, 293).
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 медицинские работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на натуральную льготу в виде бесплатного предоставления квартир с отоплением и освещением.
Согласно с п. 50 ст. 35 ФЗ РФ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. данная норма утратила силу с 1 января 2005 года, а в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были введены части 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В силу требований ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленными этими актами до введения в действие данного Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 г. N 383-О-П, медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, проживающие в сельской местности, и после 1 января 2005 года сохранили право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (в том числе отопления занимаемых ими жилых помещений), которыми они пользовались до этой даты; что право выбора порядка и способа социальной поддержки сельских медиков (сохранение льгот в натуральном виде или переход к ежемесячным денежным выплатам) принадлежат органам местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие муниципальные учреждения здравоохранения; что при замене натуральных льгот мерой социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат именно органы местного самоуправления должны размер денежной выплаты определить таким образом, чтобы обеспечить сохранение прежнего уровня социальной защиты сельских медиков.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела судом было бесспорно установлено, что администрацией Хохольского муниципального района не обеспечено истцам в полном объеме прежнего уровня социальной защиты на оплату коммунальных услуг; в результате неисполнения требований закона не обеспечивается надлежащее социальное обеспечение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения Хохольского района.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцам, в интересах которых обратился в суд прокурор Хохольского района Воронежской области, неправомерными действиями администрации Хохольского муниципального района Воронежской области были причинены убытки, которые, по правильному мнению суда, подлежат взысканию с финансового отдела администрации Хохольского муниципального района Воронежской области на основании требований ст. 1071 ГК РФ с учетом Положения о финансовом отделе администрации Хохольского муниципального района Воронежской области (т. 1 л.д. 246 - 257). Расчет сумм убытков, подлежащих взысканию в пользу истцов, произведен судом верно.
Решение суда по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела, установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационных жалоб финансового отдела администрации Хохольского муниципального района Воронежской области, администрации Хохольского муниципального района Воронежской области несостоятельны, они не опровергают выводов суда и не могут повлечь отмены правильного по существу судебного решения (ст. 362 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Хохольского районного суда Воронежской области от 18 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы финансового отдела администрации Хохольского муниципального района Воронежской области, администрации Хохольского муниципального района Воронежской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)