Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N А03-1813/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N А03-1813/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица: без участия (извещено);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.05.2013 по делу N А03-1813/2013 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания
"Наш дом" (ОГРН 1082204009436, ИНН 2204041880), г. Бийск
к Государственной инспекции Алтайского края
об оспаривании предписаний от 20.08.2012 N 04-24/147 и от 10.10.2012 N 04-24/159,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее - Общество, УК "Наш дом"; управляющая компания) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - Инспекция, административный орган, апеллянт) о признании предписания от 10.10.2012 N 04-24/159 незаконным., с учетом отказа от оспаривания предписания от 20.08.2012 N 04-24/147.
Заявление мотивировано отсутствием нарушений со стороны общества при обслуживании дома N 33 по улице Петрова в городе Бийске, по мнению заявителя, перечисленные в предписании требования не основаны на нормах закона и противоречат фактам, изложенным в акте проверки.
Решением суда первой инстанции от 20 мая 2013 года заявленное требование удовлетворено, предписание от 10.10.2012 N 04-24/159 признано незаконным. Производство по делу в части оспаривания предписания от 20.08.2012 N 04-24/147 прекращено в связи с отказом от заявления. С Государственной инспекции Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК "Наш Дом" взысканы судебные расходы в размере 2000 руб.
Не согласившись с состоявшимся решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда противоречат имеющимся в деле доказательствам, просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что актом проверки отражены все установленные нарушения без формальной фиксации; конкретно указаны нормативно правовые акты, которые нарушены Обществом.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов апеллянта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме в связи с законностью и обоснованностью решения суда первой инстанции, также возражает против удовлетворения заявленного ходатайства о проведении экспертизы.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку выполнения УК "Наш дом" предписания от 10.10.2012 N 04-24/159, согласно которому управляющей компанией вменялось произвести ревизионные работы по ремонту запорной арматуры на стояках отопления; заменить нерабочие стояки отопления в квартирах N 3 и N 9 дома N 33 по улице Петрова в городе Бийске. Не получив в обусловленный предписанием срок ответа от управляющей компании о результатах выполнения предписания, Государственная инспекция 12.12.2012 провела проверку по результатам которой составила акт N 04-23/159-2012/323.
Не согласившись с предписанием, управляющая компания обжаловала его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о формальной фиксации в предписании нарушений, поскольку они не конкретизированы относительно нарушенных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, с учетом положений статей 198, 200, 201 Кодекса, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Согласно пункту 1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений данных Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, обеспечивающем сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества включает в себя его осмотр, осуществляемый собственниками помещений и указанными в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт (пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Как следует из материалов дела, управляющей компании предписано произвести ревизионные работы по ремонту запорной арматуры на стояках отопления в соответствии с пунктами 2.6.2; 2.6.13; 5.2.16; 5.1.2; 5.2.1; 5.2.1.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации) пунктами 10а; 10б; 10г; 10д; 11а; 11в; 11з Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), а также выполнить замену нерабочих стояков отопления в квартирах N 3 и N 9 и произвести правильное распределение теплоносителя по системе отопления, в том числе по отдельным стоякам в соответствии с пунктами 2.6.2; 2.6.13; 4.2.1.1; 5.1.2; 5.1.3; 5.2.1; 5.2.7; 5.2.8 Правил и норм технической эксплуатации и пунктов 10г; 10д; 11а; 11з Правил содержания имущества.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Указанные Правила, определяющие технологический процесс эксплуатации жилищного фонда, продолжают действовать до принятия специального технического регламента, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к зданиям, сооружениям в целях защиты жизни и здоровья проживающих, имущества физических лиц, в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004 N 4.
Пунктом 1.1 указанных Правил предусмотрено, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном состоянии их конструктивные элементы.
При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений (пункт 2.6.2).
Согласно пункту 2.6.13 Правил, для подготовки жилищного фонда к сезонной эксплуатации в летний период должны быть проведены следующие работы по тепловым сетям: промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях).
В соответствии с пунктом 5.2.16 Правил и норм технической эксплуатации в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам на чердаках и в подвальных помещениях следует устанавливать маркировочные щитки в соответствии с ГОСТами.
Трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях должны быть окрашены и иметь соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя. Задвижки и вентили должны быть пронумерованы согласно схеме (проекту).
Наружная поверхность запорной арматуры должна быть чистой, а резьба смазана машинным маслом, смешанным с графитом.
Согласно пункту 5.1.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе равномерный прогрев всех нагревательных приборов, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; наладку системы отопления, ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11 Правил общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества дома.
Признавая незаконным предписание от 10.10.2012 N 04-24/159 суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
В спорном предписании содержатся формализованные сведения, не конкретизированные относительно нарушенных правил.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в предписании не содержится указание на местонахождение запорной арматуры подлежащей ремонту, а также стояков в квартирах N 3 и N 9.
Представитель Государственной инспекции в судебном заседании суда первой инстанции пояснял, что перед вынесением предписания он не обследовал квартиры, что вывод о не устранении нарушений, указанных в предписании им сделан на основании визуального осмотра подвального помещения.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Ссылка апеллянта на акт проверки от 27.02.2012, в котором уже было отражено, что запорная арматура на стояках отопления имеет следы подтеков, солевые отложения, ревизионные работы не проводились и т.д. отклоняется апелляционной коллегией, т.к. в рассматриваемом деле предметом оспаривания является предписание, выданное 10.10.2012 на основании акта проверки от 10.10.2012, составленного Инспекцией в одностороннем порядке в лице консультанта отдела инспекторского надзора по г. Бийску, пояснившего в судебном заседании, что при проведении проверки осмотр дома им не проводился.
Каким образом установлены выявленные нарушения, которые общество обязано было устранить в срок до 01.12.2012, в акте не указано. Сведений о том, что с копией приказа о проведении проверки ознакомлено проверяемое общество в акте проверки не содержится (л.л. 12). Участие представителя общества в проведении проверки не отражено проверяющим в акте, также как участие в проверке директора общества. Сведений о том, что акт проверки от 10.10.2012 предъявлялся на ознакомление обществу, копия акта имеющаяся в материалах дела, не содержит, следовательно, доводы апеллянта об ознакомлении общества с результатами проверочных мероприятий являются голословными.
С учетом указанного, выводы суда о формализованном составлении оспариваемого предписания от 10.10.2012 являются обоснованными, поскольку сам факт наличия выявленных нарушений со стороны общества актом от 10.10.2012, составленным с существенными процессуальными нарушениями, подтверждаться не может.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 мая 2013 года по делу N А03-1813/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)