Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "02" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" (г. Волгоград, ИНН 3442090180, ОГРН 1073459002693)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "22" марта 2013 года по делу N А12-28711/2012 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управдом" (г. Волгоград, ИНН 3442090180, ОГРН 1073459002693)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
заинтересованное лицо: открытое акционерное общество "Волгоградоблгаз"
об оспаривании ненормативных правовых актов недействительными
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее ООО "Управдом", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее Инспекция Госжилнадзора Волгоградской области, Инспекция, административный орган) о признании недействительными акта проверки от 29.08.2012 N 2319 и предписаний от 29.08.2012 N 2319-1 - 2319-81.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "22" марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управдом", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 05 июня 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Управдом", инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, открытого акционерного общества "Волгоградоблгаз", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 08.08.2012 N 2319 в связи с обращениями генерального директора ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград" от 25.07.2012 N 04/3286, 30.07.2012 N 04/3383 к Губернатору Волгоградской области, письмом заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от 05.05.2012 N 04/1945 о ненадлежащем техническом обслуживании внутридомового газового оборудования Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Управдом" обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя России от 03.05.2000 N 101.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования многоквартирных домов по ул. Богунской, д. 7, 9, 16; пер. Волжскому, д. 2, 4, 6, 8, 12; ул. Гончарова, д. 6, 8; пер. Демократическому, д. 3, 4, 7, 8; пр. Металлургов, д. 28; ул. Прибалтийской, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17; ул. Таращанцев, д. 21; ул. Тряскина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50; ул. Штеменко, д. 25, 27 за период 2009 - 2012 годов не проводились, договор на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения, расположенных в квартирах и относящихся к общему имуществу собственников многоквартирных домов, отсутствует. В соответствии с письмом ОАО "Волгоградоблгаз" от 21.06.2012 N АР-15-3/5991 период эксплуатации многоквартирных жилых домов с внутридомовым газовым оборудованием по адресам: ул. Богунская, д. 7, 9, 16; пер. Волжский, д. 2, 4, 6, 8, 12; ул. Гончарова, д. 6, 8; пер. Демократический, д. 3, 4, 7, 8; пр. Металлургов, д. 28; ул. Прибалтийская, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17; ул. Таращанцев, д. 21; ул. Тряскина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50; ул. Штеменко, д. 25, 27 составляет более 30 лет. По мнению административного органа, общество в нарушение требований пункта 3.4 МДС 42-1.2000 не провело диагностирование стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления в отношении внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу собственников помещений указанных многоквартирных жилых домов, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций домов, по истечении нормативного срока службы (30 лет) со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239.
По результатам проверки составлен акт от 29.08.2012 N 2319, в котором зафиксированы допущенные нарушения.
Заявителю выданы предписания от 29.08.2012 N 2319-1 - 2319-81 по устранению нарушений требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России от 03.05.2000 N 101, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239.
Согласно указанным предписаниям обществу предписано выполнить работы по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления в отношении внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу собственников помещений вышеуказанных многоквартирных жилых домов, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций домов; заключить договор на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения, расположенных в квартирах и относящихся к общему имуществу собственников многоквартирных домов, провести техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения.
ООО "Управдом", посчитав вышеуказанные акт проверки и предписания не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что поскольку факт нарушения обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 подтвержден материалами дела, Инспекция обоснованно по результатам проверки составила акт проверки и выдала заявителю предписания об устранении выявленных нарушений.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Согласно статье 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
На основании статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области установлено, что Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество было извещено 09.08.2012 о проведении внеплановой документарной проверки уведомлением N 2319 от 08.08.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на уведомлении (N 611 от 09.08.2012). Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки и запрос N 2319 о необходимости представления документов вручены Инспекцией заявителю 13.08.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на запросе (N 628 от 13.08.2012).
Проведена проверка должностным лицом, которое указано в распоряжении -консультантом Арефьевым А.А., по результатам проверки составлен акт N 2319 от 29.08.2012.
Учитывая, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения ООО "Управдом" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, в содержании общего имущества многоквартирных домов в части внутридомового газового оборудования, в целях устранения выявленных нарушений 29.08.2012 должностным лицом Инспекции, проводившим проверку, консультантом Арефьевым А.А. обществу были выданы предписания N 2319-1 - 2319-81.
Исходя из положений статьи 20 Закона N 294-ФЗ, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
В оспариваемом решении суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку инспекцией был соблюден порядок проведения внеплановой документарной проверки, результаты проверки не подлежат отмене по основаниям ст. 20 Закона N 294-ФЗ.
Также апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в бездействии ООО "Управдом" нарушений пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239.
Как следует из материалов дела, жилые дома, указанные в оспариваемом акте проверки и предписаниях, находятся в управлении ООО "Управдом", что подтверждено перечнями многоквартирных домов и протоколом конкурса по отбору управляющей компании. Указанный факт заявителем не оспаривается.
Заключив соответствующие договоры, ООО "Управдом" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил, управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Согласно пункту 5 Правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В пункте 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26 июня 2009 года N 239 (далее - Порядок), предусмотрено, что в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации ООО "Управдом", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
В соответствии с пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее Правила и нормы), организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающих.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
В пунктах 3, 4, 4.2 Порядка указано, что содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в том числе техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя России от 03 мая 2000 года N 101 (далее - Положение), первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30 ноября 1998 года N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
В пункте 3.8 Положения установлено, что основной задачей диагностики является определение потребности (вида и объемов работ) в ремонте систем внутреннего газоснабжения, а также определение остаточного ресурса системы после проведения ремонта. В качестве остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89) принимается наработка остающихся без замены участков системы от момента диагностики ее технического состояния до перехода в неработоспособное состояние. Остаточный ресурс (в годах) устанавливается как дополнительный нормативный срок службы, после истечения которого должна проводиться очередная повторная диагностика системы.
В пунктах 8.1, 8.5 Положения предусматривается, что заключение составляется предприятием, проводящим диагностику технического состояния внутреннего газопровода, утверждается техническим руководителем предприятия и выдается заказчику (владельцу здания), а также направляется контролирующим и обслуживающим организациям.
Кроме того, согласно статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, ООО "Управдом" как управляющая организация должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирными жилыми домами.
Как видно из материалов дела, тридцатилетний срок со дня ввода в эксплуатацию газопроводов в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Управдом", истек.
Документы, подтверждающие проведение предусмотренной Положением диагностики технического состояния внутреннего газопровода, не представлены.
В договоре от 01 ноября 2010 года N 198-ВДГО на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, перечень работ по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления не предусмотрен.
Следовательно, факт нарушения обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 подтвержден материалами дела.
Кроме того, как установлено апелляционным судом, факт того, что работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования многоквартирных домов по ул. Богунской, д. 7, 9, 16; пер. Волжскому, д. 2, 4, 6, 8, 12; ул. Гончарова, д. 6, 8; пер. Демократическому, д. 3, 4, 7, 8; пр. Металлургов, д. 28; ул. Прибалтийской, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17; ул. Таращанцев, д. 21; ул. Тряскина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50; ул. Штеменко, д. 25, 27 за период 2009-2012 годов не проводились, договор на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения, расположенных в квартирах и относящихся к общему имуществу собственников многоквартирных домов отсутствует, подтверждается постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2013 года, которым признано законным и обоснованным постановление инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 2319 от 06 сентября 2012 года о привлечении ООО "Управдом" к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку факт выявленных в ходе проверки нарушений установлен вступившим в законную силу судебным актом и имеет преюдициальное значение для настоящего спора, выводы суда, сделанные в рамках настоящего дела, о составлении акта проверки и выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений является законным и обоснованным.
Факт принятия ООО "Управдом" многоквартирных домов в управление по истечении тридцатилетнего срока эксплуатации внутридомового газового оборудования не освобождает управляющую организацию от обязанности по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования и проведению работ по его техническому диагностированию.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 29 сентября 2010 года N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
При принятии апелляционной жалобы к производству обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Управдом" в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "22" марта 2013 года по делу N А12-28711/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управдом" в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
И.И.ЖЕВАК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-28711/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А12-28711/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "02" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" (г. Волгоград, ИНН 3442090180, ОГРН 1073459002693)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "22" марта 2013 года по делу N А12-28711/2012 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управдом" (г. Волгоград, ИНН 3442090180, ОГРН 1073459002693)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
заинтересованное лицо: открытое акционерное общество "Волгоградоблгаз"
об оспаривании ненормативных правовых актов недействительными
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее ООО "Управдом", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее Инспекция Госжилнадзора Волгоградской области, Инспекция, административный орган) о признании недействительными акта проверки от 29.08.2012 N 2319 и предписаний от 29.08.2012 N 2319-1 - 2319-81.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "22" марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управдом", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 05 июня 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Управдом", инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, открытого акционерного общества "Волгоградоблгаз", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 08.08.2012 N 2319 в связи с обращениями генерального директора ООО "Газпром Межрегионгаз Волгоград" от 25.07.2012 N 04/3286, 30.07.2012 N 04/3383 к Губернатору Волгоградской области, письмом заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от 05.05.2012 N 04/1945 о ненадлежащем техническом обслуживании внутридомового газового оборудования Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Управдом" обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя России от 03.05.2000 N 101.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования многоквартирных домов по ул. Богунской, д. 7, 9, 16; пер. Волжскому, д. 2, 4, 6, 8, 12; ул. Гончарова, д. 6, 8; пер. Демократическому, д. 3, 4, 7, 8; пр. Металлургов, д. 28; ул. Прибалтийской, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17; ул. Таращанцев, д. 21; ул. Тряскина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50; ул. Штеменко, д. 25, 27 за период 2009 - 2012 годов не проводились, договор на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения, расположенных в квартирах и относящихся к общему имуществу собственников многоквартирных домов, отсутствует. В соответствии с письмом ОАО "Волгоградоблгаз" от 21.06.2012 N АР-15-3/5991 период эксплуатации многоквартирных жилых домов с внутридомовым газовым оборудованием по адресам: ул. Богунская, д. 7, 9, 16; пер. Волжский, д. 2, 4, 6, 8, 12; ул. Гончарова, д. 6, 8; пер. Демократический, д. 3, 4, 7, 8; пр. Металлургов, д. 28; ул. Прибалтийская, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17; ул. Таращанцев, д. 21; ул. Тряскина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50; ул. Штеменко, д. 25, 27 составляет более 30 лет. По мнению административного органа, общество в нарушение требований пункта 3.4 МДС 42-1.2000 не провело диагностирование стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления в отношении внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу собственников помещений указанных многоквартирных жилых домов, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций домов, по истечении нормативного срока службы (30 лет) со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239.
По результатам проверки составлен акт от 29.08.2012 N 2319, в котором зафиксированы допущенные нарушения.
Заявителю выданы предписания от 29.08.2012 N 2319-1 - 2319-81 по устранению нарушений требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России от 03.05.2000 N 101, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239.
Согласно указанным предписаниям обществу предписано выполнить работы по техническому диагностированию стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления в отношении внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу собственников помещений вышеуказанных многоквартирных жилых домов, в том числе и в местах пересечения ими строительных конструкций домов; заключить договор на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения, расположенных в квартирах и относящихся к общему имуществу собственников многоквартирных домов, провести техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения.
ООО "Управдом", посчитав вышеуказанные акт проверки и предписания не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что поскольку факт нарушения обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 подтвержден материалами дела, Инспекция обоснованно по результатам проверки составила акт проверки и выдала заявителю предписания об устранении выявленных нарушений.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Согласно статье 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
На основании статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области установлено, что Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество было извещено 09.08.2012 о проведении внеплановой документарной проверки уведомлением N 2319 от 08.08.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на уведомлении (N 611 от 09.08.2012). Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки и запрос N 2319 о необходимости представления документов вручены Инспекцией заявителю 13.08.2012, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на запросе (N 628 от 13.08.2012).
Проведена проверка должностным лицом, которое указано в распоряжении -консультантом Арефьевым А.А., по результатам проверки составлен акт N 2319 от 29.08.2012.
Учитывая, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения ООО "Управдом" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, в содержании общего имущества многоквартирных домов в части внутридомового газового оборудования, в целях устранения выявленных нарушений 29.08.2012 должностным лицом Инспекции, проводившим проверку, консультантом Арефьевым А.А. обществу были выданы предписания N 2319-1 - 2319-81.
Исходя из положений статьи 20 Закона N 294-ФЗ, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
В оспариваемом решении суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку инспекцией был соблюден порядок проведения внеплановой документарной проверки, результаты проверки не подлежат отмене по основаниям ст. 20 Закона N 294-ФЗ.
Также апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в бездействии ООО "Управдом" нарушений пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239.
Как следует из материалов дела, жилые дома, указанные в оспариваемом акте проверки и предписаниях, находятся в управлении ООО "Управдом", что подтверждено перечнями многоквартирных домов и протоколом конкурса по отбору управляющей компании. Указанный факт заявителем не оспаривается.
Заключив соответствующие договоры, ООО "Управдом" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил, управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Согласно пункту 5 Правил, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В пункте 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26 июня 2009 года N 239 (далее - Порядок), предусмотрено, что в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации ООО "Управдом", которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
В соответствии с пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее Правила и нормы), организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающих.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
В пунктах 3, 4, 4.2 Порядка указано, что содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в том числе техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя России от 03 мая 2000 года N 101 (далее - Положение), первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30 ноября 1998 года N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
В пункте 3.8 Положения установлено, что основной задачей диагностики является определение потребности (вида и объемов работ) в ремонте систем внутреннего газоснабжения, а также определение остаточного ресурса системы после проведения ремонта. В качестве остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89) принимается наработка остающихся без замены участков системы от момента диагностики ее технического состояния до перехода в неработоспособное состояние. Остаточный ресурс (в годах) устанавливается как дополнительный нормативный срок службы, после истечения которого должна проводиться очередная повторная диагностика системы.
В пунктах 8.1, 8.5 Положения предусматривается, что заключение составляется предприятием, проводящим диагностику технического состояния внутреннего газопровода, утверждается техническим руководителем предприятия и выдается заказчику (владельцу здания), а также направляется контролирующим и обслуживающим организациям.
Кроме того, согласно статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, ООО "Управдом" как управляющая организация должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирными жилыми домами.
Как видно из материалов дела, тридцатилетний срок со дня ввода в эксплуатацию газопроводов в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Управдом", истек.
Документы, подтверждающие проведение предусмотренной Положением диагностики технического состояния внутреннего газопровода, не представлены.
В договоре от 01 ноября 2010 года N 198-ВДГО на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, перечень работ по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления не предусмотрен.
Следовательно, факт нарушения обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 491, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.4 МДС 42-1.2000, пункта 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 подтвержден материалами дела.
Кроме того, как установлено апелляционным судом, факт того, что работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования многоквартирных домов по ул. Богунской, д. 7, 9, 16; пер. Волжскому, д. 2, 4, 6, 8, 12; ул. Гончарова, д. 6, 8; пер. Демократическому, д. 3, 4, 7, 8; пр. Металлургов, д. 28; ул. Прибалтийской, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17; ул. Таращанцев, д. 21; ул. Тряскина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50; ул. Штеменко, д. 25, 27 за период 2009-2012 годов не проводились, договор на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения, расположенных в квартирах и относящихся к общему имуществу собственников многоквартирных домов отсутствует, подтверждается постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2013 года, которым признано законным и обоснованным постановление инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 2319 от 06 сентября 2012 года о привлечении ООО "Управдом" к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку факт выявленных в ходе проверки нарушений установлен вступившим в законную силу судебным актом и имеет преюдициальное значение для настоящего спора, выводы суда, сделанные в рамках настоящего дела, о составлении акта проверки и выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений является законным и обоснованным.
Факт принятия ООО "Управдом" многоквартирных домов в управление по истечении тридцатилетнего срока эксплуатации внутридомового газового оборудования не освобождает управляющую организацию от обязанности по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования и проведению работ по его техническому диагностированию.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 29 сентября 2010 года N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
При принятии апелляционной жалобы к производству обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Управдом" в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "22" марта 2013 года по делу N А12-28711/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управдом" в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
И.И.ЖЕВАК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)