Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 N 17АП-4051/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-49123/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. N 17АП-4051/2013-АК

Дело N А60-49123/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Риб Л.Х., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е.А.,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" (ОГРН 1069673000099, ИНН 6673137507): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 февраля 2013 года
по делу N А60-49123/2012,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" (далее - заявитель, ООО "УК ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление ГЖИ СО) о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2012 N 547 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 февраля 2013 года (резолютивная часть объявлена 21 февраля 2013 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление ГЖИ Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию оснований для освобождения общества от административной ответственности при доказанности состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
ООО "УК ЖКХ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Управлением проведено систематическое наблюдение и анализ информации, размещенной управляющей организации - ООО "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" на сайте www.minregion.ru, в ходе которого установлено, что по состоянию на 02.11.2012 г. обществом не раскрыта информация в отношении жилищного фонда, находящегося в управлении ООО "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга", следующего характера: сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением требований подпунктов "в", "г", "д" пункта 3, пунктов 10, 11, 13 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 731.
По результатам систематического наблюдения и анализа информации составлен акт от 02.11.2012 г. N 29-05-01-1378 (л.д. 29 том 1).
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, в связи с чем был составлен протокол от 14.11.2012 г. (л.д. 32 том 1).
23.11.2012 (изготовлено в окончательной форме 26.11.2012) административным органом в отношении общества вынесено постановление N 547, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. (л.д. 33-35 том 1).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд установил наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, усмотрел возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ (вступившей в действие с 18.12.2011) нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18.06.2011) Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).
Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (п. 5 Стандарта).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 г. N 459 утверждены изменения в Стандарт, согласно которым Министерство регионального развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который определяет официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами и утверждает регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.11.2011 г. N 543 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.minregion.ru, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2011 г. N 591 утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет (далее - Регламент).
В соответствии с Регламентом Министерство регионального развития РФ размещает на сайте в режиме постоянного и свободного доступа ссылку на раздел для просмотра информации, а также для регистрации управляющих организаций и(или) скачивания программного продукта, позволяющего осуществить регистрацию и последующее опубликование информации посредством удаленного доступа, а также ссылку на раздел с контактной информацией службы технической поддержки сайта (п. 2 Регламента).
Для целей опубликования сведений, подлежащих раскрытию управляющей организацией, на сайте осуществляется автоматическая регистрация управляющих организаций путем присвоения им уникального цифрового (буквенного, знакового) регистрационного кода. Присвоение регистрационного кода управляющей организации, а также ее дальнейшая идентификация осуществляются на основании данных, направленных управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа, которые должны содержать полное (если имеется, сокращенное) наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя; организационно-правовую форму юридического лица; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом или место жительства индивидуального предпринимателя; дату государственной регистрации управляющей организации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; наименование органа, осуществившего государственную регистрацию управляющей организации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; коды по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; фамилию, имя, отчество и телефон контактного лица, ответственного за взаимодействие с уполномоченным органом; адрес электронной почты управляющей организации (п. 3 Регламента).
В течение 24 часов после поступления на сервер уполномоченного органа вышеуказанных данных, направленных с использованием программного обеспечения, используемого для целей регистрации управляющих организаций на сайте, ввода, отправки, и опубликования информации, предоставляемого уполномоченным органом на безвозмездной основе (далее - программный продукт), осуществляется автоматическая регистрация управляющей организации путем присвоения регистрационного кода (п. 4 Регламента).
Управляющая организация с помощью программного продукта направляет информацию на соответствующий сервер уполномоченного органа для ее опубликования; прием данных и информации, направленных на соответствующий сервер уполномоченного органа, осуществляется ежедневно и круглосуточно (п. 6 Регламента).
В течение 12 часов с момента поступления информации на сервер уполномоченного органа на адрес электронной почты управляющей организации направляется автоматически созданное уведомление, подтверждающее получение информации уполномоченным органом (п. 7 Регламента).
Информация автоматически публикуется на сайте в течение 96 часов с момента ее направления управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа (п. 8 Регламента).
При внесении изменений в размещенные сведения, управляющая организация с использованием программного продукта направляет измененную информацию на соответствующий сервер уполномоченного органа в течение 7 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений; в этом случае информация автоматически публикуется на сайте (п. 9 Регламента).
При опубликовании информации в соответствии с данным Регламентом, автоматически указываются дата и время ее направления управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа, а также дата и время опубликования информации на сайте (п. 10 Регламента).
Информация публикуется на сайте в том виде, в каком она была направлена управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа (п. 11 Регламента).
В случае технического или программного сбоя, вследствие которого данные, направленные управляющей организацией в соответствии с данным Регламентом, не могут быть размещены на соответствующем сервере уполномоченного органа, управляющим организациям, зарегистрированным в порядке, предусмотренном Регламента, на адреса электронной почты, автоматически направляется уведомление о таком сбое, времени, необходимом для его устранения и необходимости повторного направления данных (п. 12 Регламента).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Регламентом установлена процедура передачи организациями, управляющими многоквартирными домами, информации о своей деятельности на специальный сайт в сети Интернет. Регламентом предусмотрено, что на вышеуказанном сайте будет размещаться ссылка на раздел, с помощью которого управляющие организации смогут скачать программный продукт, позволяющий осуществить регистрацию и последующее опубликование информации посредством удаленного доступа. Указанное подтверждается также письмом Заместителя Министра регионального развития РФ от 29.12.2011 г. N 36417-АП/14 в адрес Ассоциации "Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью" (НОСОУН) о необходимости размещения на официальном сайте Министерства регионального развития РФ соответствующего баннера в целях исполнения п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 г. N 459 и размещения информации о деятельности управляющих организаций на официальном сайте Министерства регионального развития РФ (л.д. 155 том 1).
Как следует из материалов дела, ООО "УК ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" является юридическим лицом, основными видами деятельности которого являются, в том числе управление общим имуществом многоквартирных домов, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, деятельность по сбору арендной платы за эксплуатацию общего имущества многоквартирных домов и т.д. (п. 3.2 Устава - л.д. 146-152 том 1).
Управляющая организация осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров, заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ООО "УК ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" обязано размещать на своем официальном сайте и на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, информацию, предусмотренную Стандартом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции нашел подтвержденным материалами дела факт неразмещения ООО "УК ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" на сайте www.minregion.ru по состоянию на 02.11.2012 г. всей предусмотренной Стандартом информации. Информация размещена частично, что заявителем не оспаривается.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, в действиях (бездействии) общества является доказанным.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом в ходе производства по делу исследована, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Административным органом установлено, что ООО "УК ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" не принято всех своевременных и достаточных мер для надлежащего выполнения обязанностей, направленных на выполнение требований, установленных вышеуказанными нормативными актами, на обеспечение прав и законных интересов потребителей.
Доказательств того, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, суду не представлено, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении вменяемого правонарушения.
Доводу заявителя о нахождении сайта на доработке и невозможности по указанной причине размещения на нем всей информации судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
При указанных обстоятельствах следует признать подтвержденным в действиях (бездействии) общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Процессуальные требования к производству по делу об административном правонарушении Управлением ГЖИ Свердловской области соблюдены. Нарушений, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Между тем, суд первой инстанции правомерно счел возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, усмотрев применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По смыслу ст. 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Исходя из характера и степени общественной опасности вменяемого правонарушения, а также с учетом конкретных обстоятельств дела (размещение неполной информации только на сайте www.minregion.ru), суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку в действиях общества не установлено пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей, о чем свидетельствуют представленные заявителем в материалы дела доказательства попыток общества разметить всю требуемую информацию в полном объеме.
Суд первой инстанции правильно указал, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ; применение в указанной ситуации меры административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апеллятором не приведено. При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного применение судом первой инстанции положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождение ООО "УК ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" от административной ответственности суд апелляционной инстанции находит правильным и справедливым.
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 февраля 2013 года по делу N А60-49123/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
Л.Х.РИБ
Н.В.ВАРАКСА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)