Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N А82-11555/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N А82-11555/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Пророковой Е.А., действующей на основании доверенности от 06.03.2013, Пудрова Ю.А., действующего на основании доверенности от 12.09.2012, Уткиной И.Е., действующей на основании доверенности от 12.09.2012,
представителя ответчика: Смирновой Д.А., действующей на основании доверенности
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания N 1"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2012 по делу N А82-11555/2012, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания N 1" (ИНН: 7604119347, ОГРН: 1077604029623)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области и
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г. Москве,
о признании недействительными решения от 29.06.2012 N 15-17/01/19 и требований N 3406 от 13.09.2012 и N 3419 от 17.09.2012,

установил:

открытое акционерное общество "Управляющая компания N 1" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) и к Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г. Москве (далее - Инспекция N 33) о признании недействительными решения от 29.06.2012 N 15-17/01/19 и требований N 3406 от 13.09.2012 и N 3419 от 17.09.2012.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2012 в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку принято при неверном применении норм материального права, а также при неверной оценке обстоятельств ведения Обществом своей финансово-хозяйственной деятельности.
Общество выражает несогласие с выводом суда первой инстанции, который, признавая факт реализации услуг по капитальному ремонту, все равно указывает на отсутствие оснований для применения к спорной ситуации положений пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации и признает полученные налогоплательщиком субсидии оплатой услуг. При этом судом первой инстанции не были исследованы и учтены обстоятельства прохождения выделенных бюджетных денежных средств и их особенности в свете бюджетного процесса.
Кроме того, Общество представило "Дополнительные пояснения" к своей позиции по рассматриваемому спору.
В подтверждение своих доводов по жалобе налогоплательщик ссылается также на судебную практику.
Инспекция и Инспекция N 33 представили отзывы на жалобу, в которых против доводов налогоплательщика возражают, просят решение суда оставить без изменения.
Подробно позиции сторон изложены в жалобе, в "Дополнительных пояснениях" и в отзывах на жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда 14.03.20134 представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
Судебное разбирательство, проведенное 14.03.2013 с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Ярославской области, откладывалось до 09 часов 00 минут 12.04.2013.
12.04.2013 в судебном заседании представители сторон настаивают на своих позициях.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт N 15-17/01/28 от 05.06.2012.
29.06.2012 Инспекцией принято решение о привлечении к ответственности, согласно которому Обществу:
- предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 33 441 660 руб. (сумма неуплаченного налога определена с учетом НДС, не подлежащего возмещению за 4 квартал 2008, 1-4 кварталы 2009, а также с учетом налога, заниженного к уплате за 4 квартал 2008 и 3 квартал 2009) и пени - 7 450 544.85 руб. (по состоянию на 29.06.2012),
- начислен штраф в размере 391 424,20 руб.
Налогоплательщик с решением Инспекции не согласился и обжаловал его в УФНС России по Ярославской области.
Решением вышестоящего налогового органа N 226 от 27.08.2012 решение Инспекции было отменено в части пеней по НДС в сумме, превышающей 3239598,49 руб. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Поскольку на момент вступления решения налогового органа в силу налогоплательщик состоял на налоговом учете в Инспекции N 33, процедура принудительного взыскания налога, пеней и штрафа начата данным налоговым органом.
Общество с решением Инспекции и требованиями Инспекции N 33 не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 153, 154, 162, 251, положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ярославской области от 28.05.2008 N 254-п "О региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ярославской области на 2008-2009 годы", статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необоснованности позиции Общества. При этом суд первой инстанции указал, что денежные средства, полученные от всех субъектов, участвующих в долевом финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, получены в счет увеличения доходов и связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поэтому должны учитываться для целей налогообложения.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, "Дополнительные пояснения", отзывы на жалобу, заслушав представителей сторон, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В силу статьи 143 НК РФ Общество признается плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
На основании статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В порядке статьи 162 НК РФ, налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги). в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен в статье 154 НК РФ, согласно которой налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1), приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 ГК РФ.
Соответственно, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов переходит на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, из норм указанных статей ЖК РФ следует, что капитальный ремонт входит в состав услуги по содержанию и ремонту, оказываемой управляющей организацией в рамках договора управления.
Нормами НК РФ определено, что средства, получаемые организациями в связи с реализацией Закона N 185-ФЗ в виде целевого финансирования, для целей налогообложения субсидиями также не признаются.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
- 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
- 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигается фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок.
Согласно статье 14 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
В течение семи дней со дня принятия решения, указанного в части 4 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
В течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:
- 1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
- 2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- 3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 настоящей статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом, на банковские счета, указанные в части 6 настоящей статьи, с учетом требований, установленных частью 6.1 настоящей статьи.
Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы либо выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 настоящей статьи.
Решением Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 05.10.2010 утверждены Методические рекомендации по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Методические рекомендации включают в себя, в том числе, типовой "Порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов" (далее - "Порядок...").
В соответствии с данным "Порядком..." привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов путем проведения открытого конкурса осуществляется товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах управляющей организацией (далее - заказчик).
Заказчик осуществляет следующие функции: определяет во взаимодействии с местной (муниципальной) администрацией или иными органами, определенными субъектом Российской Федерации предмет конкурса, срок проведения конкурса, организатора конкурса; утверждает конкурсную документацию по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - конкурсная документация); участвует в формировании и работе конкурсных комиссий по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - конкурсные комиссии); совместно с организатором конкурса отвечает на вопросы участников конкурса, вносит изменения в конкурсную документацию и порядок проведения конкурса; заключает договор подряда с победителем конкурса. При этом функции организатора конкурса могут быть выполнены самим заказчиком.
В отсутствие данных Методических рекомендаций в 2008-2009 функции управляющей компании оставались неизменными, аналогичными тем, которые возникают у заказчиков строительства в иных случаях.
Статьей 18 Закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
В силу статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона N 185-ФЗ, постановлением мэра г. Ярославля от 28.08.2008 N 2352 утверждено положение "О порядке предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов", согласно которому субсидия предоставляется за счет средств бюджета г. Ярославля, бюджета Ярославской области и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Получателями субсидий являются товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 8 данного Положения, в течение тридцати дней со дня получения уведомления о предоставлении субсидии получатели субсидии направляют в департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля:
- - уведомления об открытии в российских кредитных организациях, определенных в соответствии с частью 6.1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, отдельного банковского счета с указанием его реквизитов;
- - решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых для проведения капитального ремонта многоквартирного дома;
- - утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которыми осуществляют управляющие организации, смету расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Согласно требованиям пунктов 13 и 14 данного Положения, получатель субсидии обязан возвратить неиспользованные денежные средства на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме или в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии
Исходя из изложенных выше норм права, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что Законом N 185-ФЗ установлены особенности участия управляющих компаний в спорных правоотношениях, которые не позволяют считать Общество субъектом получения субсидий, предоставляемых в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям.
Правильным также является вывод суда первой инстанции относительно применения к рассматриваемой ситуации положений Закона N 1541-1 (с учетом даты введения в эксплуатацию включенных в программу капитального ремонта многоквартирных домов), положениями которого обязанность по проведению капитального ремонта возложена на органы местного самоуправления, тогда как Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает бремя несения расходов по содержанию общего имущества на собственников жилых помещений в нем.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в проверяемом периоде во исполнение Закона N 185-ФЗ между Обществом (получатель) и Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля (распорядитель) заключены договоры на предоставление и расходование субсидии на возмещение затрат на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах г. Ярославля:
- - N 44-ЖС-08 от 30.09.2008 (1 заявка);
- - N 63-ЖС-08 от 18.12.2008 (2 заявка);
- - N 5-СКР-09 от 26.08.2009 (3 заявка).
В Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля Общество представило:
- 1) уведомления об открытии отдельных банковских счетов в Городском отделении N 17 Сбербанка России (ОАО) в г. Ярославле и в ОАО Ярославский коммерческий банк социального развития;
- 2) протоколы общих собраний, вошедших в Программу 2008-2009, принявших решение о долевом финансировании капитального ремонта за счет средств собственников помещений, на которых собственники многоквартирных домов решали вопросы:
- - об участии в адресной программе;
- - о проведении капитального ремонта, видах, объемах и ориентировочной стоимости планируемых работ;
- - о долевом финансировании (95% - средства Фонда содействия реформирования ЖКХ, регионального и местного бюджета, 5% - доля собственников);
- - о сроке начала капитального ремонта;
- - о порядке финансирования.
На основании указанных выше договоров Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля перечислены субсидии на расчетные счета Общества, которые последним были направлены на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками на основании заключенных с ними договоров.
Общество, исходя из условий договоров управления, предоставляет населению услуги и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах. При необходимости проведения капитального ремонта управляющая организация вносит предложение о проведении капитального ремонта на рассмотрение общего собрания собственников (приложения N 2, 3 к договорам управления).
Виды и характер проводимых работ свидетельствуют о том, что работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах проводились в отношении общего имущества (помещений общего пользования) в многоквартирном доме. На момент проведения капитального ремонта часть жилых помещений в многоквартирных домах была приватизирована гражданами, часть помещений сдавалась внаем, соответственно, ремонтные работы проводились как для той, так и для другой категории граждан.
В квитанциях, выставленных Обществом в адрес собственников, дополнительное финансирование капитального ремонта включено отдельной строкой.
При проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе, за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, фактически Общество осуществляло реализацию ремонтных работ собственникам помещений. То обстоятельство, что работы выполнялись подрядными организациями, не меняет сути деятельности Общества в качестве управляющей организации. В данном случае управляющая организация не выступает в качестве посредника между собственниками помещений и подрядчиком, т.к. именно управляющая организация имеет права и несет обязанности по обязательству о выполнении капитального ремонта перед жильцами. Привлечение же подрядчика является всего лишь способом выполнения обязательств управляющей организации перед жильцами домов, результатом выполнения которых является реализация собственникам помещений услугу по капитальному ремонту. При этом соответствующие обязательства управляющей компании перед подрядными организациями, непосредственно выполняющими работы по капитальному ремонту, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами соответствующих домов, т.е. в такой ситуации добавленная стоимость не формируется.
Таким образом, Общество, является заказчиком (исполнителем) работ (услуг) по капитальному ремонту в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по НДС установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
По смыслу указанной нормы в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляется налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Между тем, выделение Обществу спорных денежных средств в виде финансовой поддержки не может быть квалифицировано ни как выделение денежных средств в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, ни как предоставление льгот отдельным потребителям.
Цена капитального ремонта домов за счет средств Фонда содействия жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к ценам, регулируемым государством; стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяется на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, то есть необходимая сумма в каждом случае определяется индивидуально.
Нельзя признать полученные Обществом денежные средства и как выделяемые в связи с предоставлением льготы. Льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими; в данном случае никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. В данном случае дома, включенные в Перечень в соответствии с региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преимуществ для каких-либо отдельных потребителей, а от конкретных смет, определяющих стоимость необходимых ремонтных работ.
Более того, пункт 2 статьи 154 НК РФ распространяется именно на тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно реализуют товары (работы, услуги) по регулируемым или льготным ценам.
Общество (управляющая компания) таковым субъектом не является.
Как уже было указано выше, в силу положений Закона N 185-ФЗ финансовая поддержка на проведение капитального ремонта многоквартирных домов устанавливается в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и направлена на помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, (а не управляющим компаниям).
Так, изначально получателями средств соответствующего фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (указанные средства поступают в соответствующие бюджеты) и лишь впоследствии распределяются между муниципальными образованиями и далее между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Фактически дальнейшее перечисление денежных средств управляющим компаниям производится для целей расчетов ими с подрядными организациями (статья 15 Закона N 185-ФЗ), а не в связи с несением ими каких-либо убытков от своей финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, денежные средства, выделяемые в рамках Закона N 185-ФЗ, носят адресный характер и не имеет целью финансовой поддержки непосредственно управляющих компаний. Последние принимают на свои счета соответствующие денежные средства исключительно для целей расчетов с подрядными организациями при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах у Общества, как у управляющей организации, не имеется оснований для применения п. 2 ст. 154 Кодекса и, соответственно, не имеется оснований для исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Закона N 185-ФЗ, поэтому налогоплательщик должен учитывать в налоговой базе для целей исчисления НДС полученные в качестве платы за ремонт жилого дома средства, полученные и от собственников, и средства бюджетного финансирования, полученные на основании Закона N 185-ФЗ.
Включение же в налоговую базу по НДС только сумм оплаченных собственниками помещений (5%), и при этом получение в качестве финансовой поддержки сумм, включающих НДС, и неисчисление НДС с этих средств (95%), а также дальнейшее предъявление к вычетам НДС со 100% сумм, уплаченных поставщикам (подрядчикам) не соответствует правовой природе НДС, как косвенного налога. Иными словами, предъявление вычетов в отношении 100% полученных сумм заведомо производилось бы при отсутствии в бюджете источника для такого возмещения.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции о правомерности произведенных налоговым органом доначислений налога на добавленную стоимость в отношении спорных сумм, полученных Обществом в качестве финансовой поддержи для исполнения последним обязательств по проведению капитального ремонта в порядке исполнения требований Закона N 185-ФЗ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что позиция Общества, изложенная им в жалобе и в "Дополнениях к жалобе", фактически построена на неверном толковании им норм права, исходя из которого Общество и настаивает на том, что спорные денежные средства, перечисленные Обществу для оплаты работ по капитальному ремонту, являются субсидией, в отношении которой следовало бы применить пункт 2 статьи 154 НК РФ. При этом доводов, опровергающих сделанные судом первой инстанции выводы, налогоплательщиком в жалобе и в "Дополнительных пояснениях" не приведено.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом полной, всесторонней и объективной оценки фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Общества по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой Обществом была уплачена госпошлина в размере 2000 руб., в подтверждение чего в электронной виде было представлено платежному поручению N 33 от 17.01.2013.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ за рассмотрение данной категории апелляционных жалоб госпошлина составляет 1000 руб., в связи с чем на основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату Обществу как излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.12.2012 по делу N А82-11555/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания N 1" (ИНН: 7604119347, ОГРН: 1077604029623) - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Управляющая компания N 1" 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 33 от 17.01.2013.
Справку на возврат госпошлины выдать после представления подлинного платежного поручения N 33 от 17.01.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Т.В.ХОРОВА

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Л.И.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)