Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2013 ПО ДЕЛУ N А65-1943/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. по делу N А65-1943/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н., судей Садило Г.М., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Баровой И.Ю., с участием:
от Министерства финансов Республики Татарстан - представитель Кожевникова Е.В. доверенность от 01.01.2013 г.,
от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - представитель Абрамова А.В. доверенность от 30.01.2013 г.,
от Исполнительного комитета Елабужского муниципального района - представитель Таминдарова З.Ш. доверенность N 39 от 10.06.2013 г.,
от ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" - представитель Шалаумова Н.П. доверенность от 15.02.2013 г.,
ликвидатор ООО "Жилищная эксплуатационная компания" Карев В.Ю. - лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционные жалобы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 мая 2013 года по делу N А65-1943/2013 (судья М.И. Гумеров) по иску Закрытого акционерного общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Ижевск (ОГРН 1051655085745, ИНН 1646018004) к Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021602837574, ИНН 1654019570) о взыскании 2 211 511 руб. 14 коп. неосновательного обогащения, при участии третьих лиц: - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, - Исполнительного комитета Елабужского муниципального района - Общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК",

установил:

Закрытое акционерного общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Ижевск (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) о взыскании 2 211 511 руб. 14 коп. неосновательного обогащения.
Определением от 01.04.2013 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Исполнительный комитет Елабужского муниципального района, Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК".
В обоснование иска истец указывает на то, что Министерство финансов РТ 08.02.2011 г. выставило истцу платежное требование N 3 о возврате 6 570 023 руб. 58 коп.
Истец указанное требование не акцептировал, но в связи с отсутствием руководителя, своевременно отказ от акцепта в банк не успел направить и, 16.02.2011 г. Министерством финансов РТ по платежному ордеру N 4414 со счета истца были списаны имевшиеся в наличии денежные средства в размере 2 211 511 руб. 14 коп. Истец считает, что денежные средства с него были списаны безосновательно, так как между ним и ответчиком отсутствовали какие-либо договорные отношения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013 г. исковые требования удовлетворены. Взыскано с Министерства финансов Республики Татарстан г. Казань в пользу ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" г. Ижевск 2 211 511 руб. 14 коп. неосновательного обогащения.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство финансов РТ, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Судебное заседание проводилось с использованием системы видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда Республики Татарстан.
Представители Министерства финансов РТ, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства апелляционные жалобы поддержали. Сославшись на доводы, изложенные в них.
Представитель Исполнительного комитета Елабужского муниципального района поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представители ЗАО "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", ООО "ЖЭК" с доводами апелляционных жалоб не согласны, просят оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив поступившие отзывы на апелляционную жалобу, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание. Изучив и оценив доводы апелляционных жалоб, руководствуясь требованиями статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены судебного акта.
Из материалов дела установлено, что Министерство финансов РТ 08.02.2011 г. выставило истцу платежное требование N 3 о возврате 6 570 023 руб. 58 коп. Истец указанное требование не акцептовал, но в связи с отсутствием руководителя своевременно отказ от акцепта в банк не успел направить и 16.02.2011 г. Министерство финансов РТ по платежному ордеру N 4414 со счета истца списал имевшиеся у него в наличии денежные средства в размере 2 211 511 руб. 14 коп.
В платежном требовании N 3, платежном ордере N 4414 в графе назначение платежа в обоснование указано: "Возврат излишне уплаченных денежных средств за кап. ремонт жил. домов Мол. 20, Мира 24 а, б, в, Прол. 20 по догов. N 20-ю/10 от 01.03.2010 г., 130-ю/10 от 11.06.2010 г., 21-ю/10 от 01.03.2010 г."
Согласно договора N 1 о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов от 09.03.2010 г., заключенного между Исполнительным комитетом г. Елабуга и ООО "ЖЭК" (управляющая компания) урегулирован порядок взаимодействия сторон при реализации ФЗ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ и Постановления Кабинета Министров РТ от 18.02.2010 г. N 84 "Об утверждении республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 г."
В свою очередь ООО "ЖЭК" заключило с истцом по настоящему спору договор подряда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов от 18.03.2010 г. N 20-ю\\10-1, 21-ю\\10-1 от 11.06.2010 г. N 130-ю\\10-1.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ст. 2 упомянутого закона капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
В статье 15 Федерального закона предусмотрено, что к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов.
Фонд предоставляет целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Предоставление целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров РТ N 84 от 18.02.2010 г. утверждена Республиканская адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 г.
В перечень муниципальных образований участвующих в программе также включен Елабужский муниципальный район.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 05 мая 2008 г. N 281 утверждены Правила предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году.
Настоящими Правилами устанавливается в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств государственной корпорации Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов.
Получателями субсидий являются товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирном доме.
Главным распорядителем бюджетных средств за счет средств фонда и бюджета РТ является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ.
Перечисление субсидий за счет средств Фонда и бюджета РТ в местные бюджеты осуществляется главным распорядителем на основании договоров о долевом финансировании муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, заключенных между главным распорядителем и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Расход субсидий осуществляется в рамках исполнения бюджета муниципального района или городского округа через уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Перечисление денежных средств с расчетных счетов получателей субсидий, обслуживаемых территориальными отделениями Департамента казначейства Министерства финансов РТ осуществляется на основании договора о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, заключенного между муниципальным образованием и получателем субсидий, при предоставлении получателем субсидий документов, указанных в п. 6 Правил.
Действие постановления Кабинета Министров РТ N 281 продлено на 2011 г.
Суд установил, что ООО "Жилищная эксплуатационная компания, направило в адрес руководителя исполнительного Комитета г. Елабуга письмо от 27.08.2009 г. N 3/1, в котором сообщило, что путем заочного голосования ООО ЖЭК" выбрана в качестве управляющей жилым фондом компанией с 01.09.09 г.
Исполнительный комитет города Елабуга направил в адрес Министра строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ письмо N 1078 от 10.09.2009 г, в котором просило включить с 01.09.2009 г. в базу данных ППП "Коммунальные платежи" поставщиком услуг для населения г. Елабуга (согласно прилагаемого списка, ООО ЖЭК) N 130-ю/10-1. При этом, в договоре имелась ссылка на то, что финансирование капитального ремонта осуществляется за счет средств целевого финансирования с казначейского счета.
Как усматривается из представленных в материалы дела платежных поручений, оплата денежных средств истцу за выполнение ремонтных работ по договорам N 20-ю\\10-1, 21-ю\\10-1 от 18.03.2010 г., N 130-ю\\10-1 от 11.06.2010 г. производилась Территориальным отделением Департамента Казначейства Министерства финансов РТ по Елабужскому району, при этом в платежных поручениях имеется ссылка о том, что оплата производится за ООО "ЖЭК".
В силу ч. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Поскольку оплата Территориальным отделением Департамента Казначейства Министерства финансов РТ по Елабужскому району производилась истцу за ООО "ЖЭК", а между истцом и ответчиком отсутствовали прямые договорные отношения, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не вправе предъявлять истцу напрямую требования о возврате денежных средств.
Поступившие денежные средства для истца не являются целевыми. Они получены им в рамках взаимоотношений с ООО "ЖЭК", являющимся участником целевой программы.
В пунктах 3.3. договоров подряда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов от 18.03.2010 г. N 20-ю/10-1, N 21-ю/10-1, от 11.06.2010 г. N 130-ю/10-1 указано, что при выявлении в ходе проверок заказчика уполномоченными органами (счетная палата, Департамент казначейства Министерства финансов РТ и т.п.) нарушений, подрядчик возвращает полученные по договору суммы в размере, соответствующем выявленным в ходе проверки суммам завышения стоимости выполненных работ (объемов работ, расценок и т.д.) в многоквартирном доме в срок 1 месяц со дня предъявления соответствующего требования.
Третье лицо (Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК") указало, что за прошедшее с момента выполнения работ в 2010 г. время никто к нему с претензиями по качеству и объему выполненных работ не обращался.
В ходе судебного разбирательства ответчик, иные третьи лица в нарушение ст. 65 АПК РФ не представили доказательства обоснованности произведенного списания денежных средств (акты проверок объемов и качества работ, ревизий, проверок финансово-хозяйственной деятельности и т.д.).
Согласно ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
На основании изложенного, учитывая, что между истцом и ответчиком отсутствовали прямые договорные отношения, а ответчик в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил доказательства обоснованности произведенного списания денежных средств, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании неосновательного обогащения.
Доводы апелляционной жалобы проверены судебной коллегией апелляционной инстанции и отклоняются по основаниям, изложенным выше.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 мая 2013 года по делу N А65-1943/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.Н.РАДУШЕВА

Судьи
Г.М.САДИЛО
Е.А.СЕРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)